Характеристика и методика развития ловкости
1.Ловкость (координация) – способность быстро овладевать новыми движениями (способность «быстро обучаться») и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Измерителями ловкости являются: 1) координационная сложность задания; 2) точность его выполнения; 3) время выполнения. Таким образом, ловкость это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки.
2.Ведущую роль при физиологической трактовке существа ловкости отводят координационным функциям центральной нервной системы. Ловкость существенно зависит от деятельности анализаторов, в частности, двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке.
3.Любое движение, сколь бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей. Чем больше таких условнорефлекторных двигательных связей, чем большим объемом двигательных навыков владеет человек, тем легче он овладевает новыми движениями, тем выше его ловкость.
4.Значение ловкости для футболистов велико. Во-первых, именно это качество позволяет освоить больший арсенал действий с мячом, многие из которых не являются естественными для человека.
Во-вторых, высокий уровень развития ловкости позволяет эффективно выполнять уже изученные двигательные действия в постоянно изменяющихся условиях игры.
5.В процессе развития ловкости решаются две задачи:
1) развитие способности осваивать координационно сложные двигательные действия;
2) развитие способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.
6.В качестве основных средств развития ловкости необходимо использовать специальные упражнения футболистов, а также упражнения из других видов спорта, в частности, спортивные игры. Новизна, необычность и обусловленная ими степень координационных трудностей – определяющие критерии выбора эффективных упражнений. Для квалифицированных футболистов трудно придумать упражнения, включающие какие-либо новые ранее не выполнявшиеся ими действия. Поэтому при выполнении уже знакомых упражнений необходимо постоянно изменять условия, последовательность элементов и т.п.
Для развития способности перестраивать двигательную деятельность применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на изменяющуюся обстановку. Здесь полезными оказываются не только «футбольные» упражнения, но также спортивные и подвижные игры.
7.Упражнения для развития ловкости быстро ведут к утомлению. В тоже время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступлении утомления. Поэтому при развитии ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки (в начале основной части урока, в первой половине межигрового или тренировочного цикла). Однако это не означает, что развивать ловкость вообще нельзя на фоне утомления. Имеются данные, показывающие, что утомление при некоторых условиях может положительно влиять на координацию.
8.В годичном цикле тренировки наибольший объем средств для развития ловкости используется во второй половине подготовительного и соревновательном периодах.
В процессе многолетней подготовки юных футболистов задача развития и совершенствования ловкости стоит на всех его этапах. На начальном этапе подготовки выполнение упражнений, направленных на освоение приемов владения мячом, будут сопряженно развивать и ловкость. Кроме этого нужно использовать подвижные игры и спортивные игры.
На этапе специализации основными средствами развития ловкости продолжают оставаться те же упражнения. Однако возросшие функциональные возможности организма вызывают необходимость постоянного их усложнения путем включения элементов новизны.
На этапе спортивного совершенствования сложность выполнения упражнений возрастает не только за счет включения в них новых элементов, но и за счет увеличения скорости выполнения, создания сбивающих факторов и т.п.