Четвертый круг: сравнительное позирование

В конце соревнований культуристы, занявшие верхнюю часть списка (обычно первые шесть человек), дают судьям возможность в последний раз оценить их мускулатуру при сравнительном позировании. Они принимают вольные позы, демонстрируют свои достоинства и иногда даже оттесняют друг друга, стараясь заработать дополнительные баллы у каждого из судей. В этом круге у вас нет реальной возможности выполнить свою процедуру позирования: вы просто демонстрируете свои лучшие позы и избегаете прямого сравнения с другими участниками, которые могут превосходить вас в определенных аспектах развитии. К примеру, я помню, как на конкурсе "Мистер Олимпия" в 1981 году один из участников пробежал через всю сцену: ему не терпелось встать рядом с Томом Платцем и помериться с ним мускулатурой бедер. С какой стати ему захотелось в открытую соперничать с человеком, чьи ноги были лучшими за всю историю бодибилдинга? Должно быть, он витал в облаках и сильно переоценил свои возможности. Своим поступком он мог лишь сообщить судьям: "Смотрите, мои ноги далеко не так хороши, как у Тома Платца!"

На этой фотографии мы с Бойером Коэ и Крисом Дикерсоном позируем на сцене конкурса "Мистер Олимпия" 1980 года. Это этап сравнительного позирования, когда шестеро финалистов вместе принимали обязательные позы, давая судьям возможность для прямого сравнения.

Кевин Леврон , Дориан Йейтс и Шоун Рэй демонстрируют трицепсы сбоку на конкурсе "Мистер Олимпия" 1994 года.

Самая драматичная часть сравнительного позирования наступает, когда финалисты могут демонстрировать любые позы по своему выбору, чтобы показать свои сильные места, указать на недостатки соперников и попытаться занять доминирующее положение на сцене. На конкурсе "Мистер Олимпия" 1982 года в Лондоне Фрэнк Зейн , Самир Банут , Крис Дикерсон , Альберт Бекклз , Том Платц и Кейси Виатор напряженно соперничали друг с другом в последнем круге соревнований.

ОЦЕНКИ

Оценка участников на соревнованиях МФБ производится в каждом круге, и каждый судья расставляет участников в том порядке, какой он считает правильным, от первого места до последнего. Как и на Олимпийских играх, самые высокие и самые низкие оценки обычно выбрасываются, а финальная оценка участника представляет собой сумму оценок, набранных в каждом круге соревнований. В прошлом МФБ пользовалась другими системами оценки (к примеру, подсчетом очков), и в истории бодибилдинга существовало много различных систем, используемых разными организациями, но современная процедура практикуется с начала 1980-х годов.

СОРЕВНОВАНИЯ НФК

Национальным филиалом МФБ в Америке является Национальный комитет по физической культуре. НФК — официальный орган, учреждающий соревнования по бодибилдингу для любителей в Соединенных Штатах. Хотя в соревнованиях по версии НФК имеются те же категории, что и в конкурсах МФБ для любителей, они проводятся немного иначе.

1. Во время предварительной оценки культуристы выходят на сцену по одному и выполняют процедуру позирования в течение одной минуты, без музыкального сопровождения. Затем они выходят на сцену все вместе для сравнительного позирования.

2. В НФК не существует обязательных поз. Судья может попросить участника показать любую позу по своему усмотрению, включая разновидности "наиболее мускулистой" позы, или просто сказать: "Покажите свою лучшую позу для икроножных мышц". Кроме того, если в МФБ максимальное число участников сравнительного позирования ограничивается шестью, в НФК судьи могут сравнивать за один раз столько участников, сколько они пожелают.

3. Участники возвращаются на сцену и выполняют свою процедуру позирования во время вечернего представления, на этот раз под музыку, но без оценок. Все оценки на соревнованиях НФК производятся во время первой части выступлений. Следует также упомянуть о том, что, поскольку свободное позирование происходит дважды — без музыки и с музыкальным сопровождением, — участники часто готовят две разные программы: одну для дневной оценки, а другую (обычно более театральную) для вечернего представления.

4. Судьи НФК пользуются системой оценки по списку, но индивидуальные раунды позирования не оцениваются отдельно. Судьи наблюдают за выступлениями, делают заметки, а после сравнительного позирования отдают участнику то или иное место.

Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998

ЛЕГЧАЙШИЙ ВЕС

При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.

Судьи для этой категории

Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998

СРЕДНИЙ ВЕС

При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.

Судьи для этой категории

Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998

ПОЛУТЯЖЕЛЫЙ ВЕС

При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.

Судьи для этой категории

Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998

ТЯЖЕЛЫЙ ВЕС

При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.

Судьи для этой категории

Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998

СУПЕРТЯЖЕЛЫЙ ВЕС

При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.

Судьи для этой категории

Практика позирования никогда не бывает преждевременной. Смотрите, что демонстрирует Ли Прист : между сериями напрягайте мышцы, которые вы тренируете, становитесь в позу и изучайте свое отражение в зеркале.

АБСОЛЮТНЫЕ ЧЕМПИОНЫ

В большинстве соревнований для любителей после объявления победителей в отдельных весовых категориях все они выходят на сцену для определения абсолютного чемпиона. Это означает, что, даже победив в своей весовой категории, вы не можете успокоиться и отметить это событие должным образом. Вам предстоит новый этап позирования.

Хотя более рослые и массивные культуристы чаще завоевывают титул абсолютного чемпиона, размеры не являются гарантией успеха. Иногда абсолютными чемпионами становятся победители соревнований в среднем и даже в легком весе. Далее, поскольку абсолютный чемпион определяется лишь после нескольких минут позирования, крайне важно накачать мышцы до максимально возможного уровня, особенно потому, что абсолютные чемпионы в соревнованиях для любителей часто получают право перехода в разряд профессионалов.

Исключением из этой процедуры являются мировые чемпионаты по версии МФБ среди любителей, ранее известные как конкурсы "Мистер Вселенная". На этих соревнованиях не бывает абсолютных чемпионов. В прошлом победитель в каждой весовой категории мог выдвинуться в разряд профессионалов и немедленно получить квалификацию на конкурс "Мистер Олимпия". Однако это привело к появлению большого количества участников, чей уровень не соответствовал высоким профессиональным стандартам, поэтому в последнее время МФБ выбирает одного из финалистов любительского чемпионата и приглашает его к участию в «Олимпии». Но даже с учетом этого обстоятельства Национальная федерация должна рекомендовать победителя в профессиональный дивизион МФБ, прежде чем его приглашают на "Олимпию".

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Следует помнить, что во время соревнований вам иногда приходится проводить на сцене несколько часов подряд. Чем больше и успешнее вы позируете, тем больше выносливости требуется от вас, чтобы вы могли пройти все этапы соревнования без переутомления и даже мышечных судорог. Как развить выносливость? Только регулярной практикой позирования в течение недель или месяцев. Опять-таки не забывайте о том, что вы участвуете в позировании, даже когда стоите в задней части сцены и ждете вызова для сравнения с другими участниками. Даже там судьи могут видеть вас, и если вы сутулите плечи, выпячиваете живот или выглядите усталым и разочарованным, то это неизбежно повлияет на вашу оценку.

ПРАКТИКА ПОЗИРОВАНИЯ

Практика позирования никогда не бывает преждевременной, даже если вы не участвуете в соревнованиях. Вы должны приступить к ней с первого дня работы в гимнастическом зале. Изучайте фотографии других культуристов, ходите на соревнования, наблюдайте за тем, как позируют участники и пытайтесь подражать им. Выполняйте свои позы пepeд зеркалом, пока не добьетесь ощущения собственного тела, потом пробуйте выполнять их без зеркала, когда партнер или друг смотрит на вас и дает советы.

Напрягайте мышцы между сериями упражнений, принимайте некоторые позы и изучайте свое отражение в зеркале. Это приучит вас к жесткому, продолжительному сокращению мышц и поможет анализировать текущее состояние вашего развития.

Позирование перед зеркалом помогает вам анализировать свои ошибки. Здесь я получаю критические советы Робби Робинсона , Кена Уоллера , Франко Коломбо и Эда Корни . Такая критика иногда болезненна, но очень полезна.

Я проверяю мышцы после 25 серий тренировки для трицепсов.

Мне нравилось выполнять эту позу с вытянутыми руками после сеанса тренировки для грудной клетки или трицепсов. Она выявляла мышцы, которые я только что разрабатывал, пока они были еще жесткими и хорошо накаченными.

Даже в 20 лет я инстинктивно понимал, что нужно какое-то время позировать и напрягать бицепсы после тренировки.

Напряжение мышц в течение нескольких минут после тренировки приучает вас к суровой дисциплине, необходимой для позирования на сцене.

Франко Коломбо позирует между сериями упражнений.

Выносливость — вот ключ к успеху. Судьи будут часто просить вас удерживать позы по несколько минут; во время предварительной оценки вам иногда приходится напрягать мышцы два-три часа подряд. Поэтому в практике позирования недостаточно принимать разные позы по несколько секунд, а потом расслабляться. Удерживайте их до боли в мышцах и даже дольше — лучше страдать сейчас, зато ваше позирование на соревнованиях будет спокойным, уверенным и энергичным. Перед соревнованиями позируйте минимум один час в день или даже дольше. Вы не пожалеете об этом, когда выйдете на сцену.

Еще следует помнить о том, что в напряженной атмосфере культуристы склонны позировать быстрее, чем во время тренировки, поэтому я рекомендую вам медленно считать до трех и пользоваться этим стандартом для удержания позы. Так вы сможете избежать спешки, даже если будете волноваться на соревнованиях.

Одним из наиболее важных качеств при позировании является уверенность в себе. Независимо от того, стоите ли вы в расслабленном состоянии, принимаете обязательные позы или демонстрируете процедуру позирования, вы должны выглядеть уверенно, излучать спокойствие и компетентность. Но для того, чтобы безупречно выполнять каждую позу и продолжать позирование, не выказывая признаков напряжения и усталости, нужен большой опыт. Вы всегда позируете "от шеи и ниже", то есть ваше лицо всегда должно быть спокойным, уверенным.

Я часто устраивал мини-соревнования со своими партнерами по тренировке. Позируя рядом, мы могли сравнивать и анализировать достигнутое. Мы видели, что уже сделано, а над чем еще нужно поработать. Если вы еще не слишком опытны, иногда бывает полезно тренироваться с человеком, который знает о позировании гораздо больше вас. В возрасте 18 лет, когда я отправился с визитом к Регу Парку в Южную Африку, мы каждый день ходили вместе в гимнастический зал и делали вид, будто выступаем на сцене. В то время он был гораздо мощнее и опытнее меня; ежедневно работая вместе с ним и позируя после тренировки, я очень много узнал о бодибилдинге. Рег принимал позу и говорил: "Если я демонстрирую эту позу, ты должен сделать то-то и то-то". В фильме "Люди, которые качают железо" вы можете видеть, как я делаю то же самое вместе с Франко и другими культуристами.

Лучший способ учиться позированию - работа с другими культуристами. Здесь Жан-Пьер Фукс и Насер эль-Сонбати проверяют мускулатуру Фукса перед зеркалом.

Сравнительное позирование - отличная практика для соревнований.

Как вы можете видеть по выражению лиц Дона Лонга и Флекса Уилера , позирование в гимнастическом зале может быть очень веселым занятием.

Здесь Эд Корни ,Дэнни Гейбл , Брайан Эйбед и я наблюдаем за мини-поединком между Робби Робинсоном и Кеном Уоллером . Такое соперничество в гимнастическом зале учит вас расчетливости и умению быстро реагировать на позы соперника.

Помимо регулярных и сосредоточенных занятий, я рекомендую время от времени быстро «пробегать» по своим позам, не демонстрируя их в полную силу, а просто привыкая к ощущению быстрого и гладкого перехода от одной позы к другой, без запинки и неловкости.

Эту позу называют "расслабленной", но, как вы можете видеть, все мышцы так или иначе напряжены. Нужен большой опыт, чтобы стоять в таком положении в течение долгого времени.

"Расслабленная поза", вид сбоку - мышцы бедер и брюшного пресса напряжены, руки свободно опущены вдоль туловища.

Наши рекомендации