Игры для развития речевого дыхания с использованием стихотворений
Любовь Васильева
Игры для развития речевого дыхания с использованием стихотворений
Правильное речевое дыхание - энергетическая база для речевой системы. Дыханиевлияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Предлагаемые упражнения вызывают положительные эмоции, повышают интерес кдыхательной гимнастике, а также способствуют развитию творческого воображения, фантазии.
К выполнению упражнений необходимо подходить дозировано, соблюдать последовательность.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Упражнение «Футбол». Мячик сделать из поролона, поставить два кубика в качестве ворот. Язычок положить на нижнюю губу и подуть на мячик, загнать его в ворота. Выдох должен быть сильным.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
За тобой я успеваю,
И в ворота забиваю.
Упражнение «Снежинка». На снежинку из бумаги, закрепленную на нитке легонько дуем. Затем кладем на ладонь и сдуваем плавным выдохом.
Снежинка-пушинка тихо покружилась
И на ладошку опустилась.
Холодком ее ласкаю
И на землю опускаю.
Упражнение «Чай». Чашку сделать из картона, а пары чая из бумаги и дуть спокойно. Струя воздуха холодная. Развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Я, люблю горячий чай,
Но он ротик обжигает.
Быстро чай я остужу
И холодненьким попью.
Упражнение «Фокусник». Положить язык на верхнюю губу (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кусочек ваты положить на кончик носа Вдох через нос и подуть резко на ватку. Развитие сильного и целенаправленного выдоха.
Фокусником умелым хочу стать,
Буду в воздух ватку поднимать.
Упражнение «Бабочка». Сделать клумбу из картона. Прикрепить бабочку на нитке. Подуть сильной струей, следить за языком, который должен вибрировать.
Бабочка над клумбой летала,
С цветов нектар собирала.
Упражнение «Дом». Из картона сделать стену дома, а в ней окно, закрепить кусочек ткани. Сильный короткий выдох.
Кто такой построил дом,
И кто же живет в нем?
Можно в домик заглянуть,
На окошко надо подуть.
Упражнение «Машина». Катить струей воздуха машину из киндер-сюрприза по дороге. Можно дорогу нарисовать простым карандашом на столе или на ватмане. Выдох длинный и плавный.
Мотор гудит, мотор ревет,
Машина катится вперед.
Упражнение «Пшено». На дне коробки закрепляем сменные картинки. Наверх насыпаем пшено. Дуем на него и картинку открываем.
Что же спряталось на дне?
Но пока не видно мне.
На пшено подую я.
Что там, посмотрю, друзья!
Упражнение «Паровоз». На пути следования паровоза сделать снежный сугроб из ваты и дуть на него. Выдох сильный и продолжительный.
Необычный паровоз путешественников вез,
Вдруг опасность на пути.
Стоп. Сугроб я уберу.
В дальний путь паровозик пошлю.
Упражнение «Снеговик». Дуть на комочки ваты и катать по столу, затем сделать из них снеговика. Выдох легкий плавный.
Со снежком люблю играть,
Комья снежные катать.
Снеговика веселого слеплю,
И вам за терпенье подарю!
Упражнение «Колобок» или сказка на новый лад. На крышке из-под обуви, желательно неглубокой, наклеить дорожку и вдоль нее наклеить картинки животных: волка, зайца, медведя, ежа. Сделать из поролона шарик (колобок). Делать неглубокий выдох, смотреть, чтобы щеки не надувались.
Колобок-непоседа, румяный бочок.
Ты от бабушки ушел,
Ты от дедушки ушел.
И в лесу себе друзей нашел.
Упражнение «Зоопарк». На узкий картон приклеить картинку или несколько картинок. Нарезать полоски из бумаги и закрепить на картоне верх полосок. Ребенок дует на полоски и открывает картинку.
В зоопарк люблю ходить
И животных там кормить.
За забором прячутся они.
Я тихонько загляну,
И на них посмотрю.
Упражнение «Белка». Дуем на маленькую легкую шишку. Игрушка – белка. Выдох плавный и целенаправленный.
Белка очень любит шишку.
Угощу ее я ей.
Будет белка благодарна,
Сразу станет веселей.
Упражнение «Ракета». Ракету делаем из бумаги, закрепляем на нитке. Язычок укладываем на нижнюю губу и сильным выдохом запускаем.
Конструктором хочу я стать.
Ракеты в космос запускать!
Упражнение «Мишка». Делаем макет берлогу из папье-маше. Фигурка медведя из киндер-сюрприза. Из пробки делаем бочонок меда. Выдох плавный и продолжительный.
Весна пришла, а мишка спит в берлоге.
Мишка, мишка, просыпайся.
Медком тебя я угощу,
Бочку быстро закачу.
Упражнение «Мельница». Любая вертушка, игрушка-мельница из песочного набора. Дуть на лопасти длительным плавным выдохом.
Мельницу быстро покручу
И зерно перемелю.
Выше изложенные игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться положительных результатов в процессе исправления речи детей. К тому же они делают эту работу нескучной и повышают мотивацию у дошкольников.