Приземление на препятствия
Общие действия при приземлениях на препятствия. Необходимо развернуть парашют так, чтобы перемещаться лицом вперед и встретить препятствия ногами. Для круглых куполов это чаще всего означает лететь на полном сносе (по ветру). Парашют-«крыло» необходимо развернуть против ветра. Особый случай, когда собственная скорость парашюта-«крыло» меньше скорости ветра, например при использовании Parafoil и ветре более 11 м/с. В этой ситуации парашют, развернутый против ветра, будет сносить назад, и, чтобы не встретить препятствие спиной, парашютисту следует развернуться в подвесной системе. Это может привести к повороту купола, но парашюты-«крыло» с невысокой собственной скоростью не очень восприимчивы к перекосу подвесной системы, и поворот купола не будет слишком активным. Тем не менее разворот в подвесной системе необходимо производить по возможности позже.
Развернувшись лицом к препятствию, следует взяться руками крест-накрест (вены к себе) за передние свободные концы, прикрыв лицо. Ноги поставить вместе, немного согнуть и напрячь. Нужно стараться встретить препятствие ногами.
При приземлении на стену, забор, столб необходимо оттолкнуться от препятствия и продолжить снижение под парашютом либо зацепиться за препятствие и не дать парашюту, подхваченному ветром, стянуть вас с него. При попадании в окно желательно оттолкнуться ногами от оконной рамы, чтобы не разбить стекло и не влететь внутрь. Осколками стекла можно сильно порезаться.
При приземлении на край крыши здания надо немедленно, пока не. погас купол, спрыгнуть с крыши и продолжить снижение под парашютом. Если приземление происходит на крышу вдали от ее края и быстро спрыгнуть не удастся, необходимо зафиксироваться на крыше, чтобы парашют, подхваченный ветром, не стащил парашютиста с этой крыши. Если есть замки отцепки, купол необходимо отцепить.
Действия при приземлении на лес. В случае с круглым парашютом действия аналогичны тем, что описаны для других препятствий. Парашют-«крыло» отличается тем, что предоставляет гораздо больше возможностей по выбору места приземления. Но оказаться с парашютом -«крыло» в лесу -г*, незавидная участь. Здесь нет продолжительных прямых участков для планирования «крыла». Зацепившись за любую ветку, парашют-«кры-ло» складывается, и парашютист падает вниз с высоты порядка 20 м. Поэтому надо стараться во что бы то ни стало избегать таких приземлений. Если приземление на лес все-таки неизбежно, следует выбрать самое вы- j сокое дерево и приземляться прямо на него.
Чтобы не получить дополнительных травм, после повисания на деревьях необходимо грамотно спуститься на землю. Сначала рассмотрим действия парашютиста при повисании на деревьях на десантном или спортивно-тренировочном круглом парашюте.
При повисании вблизи ствола дерева или крупных веток нужно постараться, раскачавшись, зацепиться за ствол или ветки, закрепиться на дереве, после чего освободиться от подвесной системы и слезть с дерева. Если достать до ствола не удается, то можно спуститься по запасному парашюту. Распущенная запаска, вы-
-тянутая в длину, позволяет спуститься парашютисту, висящему на высоте более чем 10 м от земли. Порядок действий следующий:
1. Отстегнуть с одной стороны крепления запаски, отвести ее в сторону.
. 2. Расчековать ранец запаски, вытащить стропы из сот и распустить купол со стропами на всю длину.
3. Поглубже сесть в круговую лямку подвесной системы так, чтобы на ножных обхватах не было нагрузки.
4. Стараясь не выпасть из подвесной системы, расстегнуть карабины ножных обхватов и грудной перемычки.
5. Аккуратно вылезти из подвесной системы и медленно спуститься по стропам и куполу запаски на землю, стараясь не попасть внутрь купола.
Возможные ошибки и их последствия. Если при освобождении от подвесной системы не сесть поглубже в круговую лямку, то ножные обхваты будут под натяжением и расстегнуть их будет практически невозможно. Если все-таки удастся их расстегнуть или обрезать, парашютист сразу же выскользнет из подвесной системы вниз и сломает шейные позвонки о застегнутую грудную перемычку. С другой стороны, если расстегнуть грудную перемычку в первую очередь, появляется вероятность выпадания из подвесной системы при застегнутых ножных обхватах. В этом случае парашютист повисает вниз головой, ножные обхваты застегнуты, и расстегнуть их под нагрузкой очень сложно. Возможные перспективы — висеть с перетянутыми бедрами несколько часов до прихода помощи; выпасть вниз головой с высоты в десяток метров.
Если быстро съехать по капроновым стропам запаски вниз, руки и ноги будут серьезно обожжены.
Если при спуске по запасному парашюту попасть внутрь его купола, то вылезти оттуда самостоятельно практически невозможно, так как капроновый купол скользкий. Чтобы выбраться самостоятельно, придется воспользоваться стропорезом. Если же нет и стропореза, то остается только прогрызть материал купола и далее рвать его руками.
Важно хорошо обдумывать все действия, не совершать ошибок. Все перечисленные ошибки были совершены реальными людьми, и их последствия также являются реальными, это не просто прогноз. Никому не следует их повторять.
Однако долго размышлять тоже не стоит, ведь при долгом висении в подвесной системе или на ветках дерева начинают затекать конечности, и делать что-либо будет сложнее.