Закрепление слов слоговой структуры 12-го типа в предложениях
У Ксюшки на платье новая брошка.
На клумбе взошли флоксы.
Птичка в клетке звонко пела.
В травке не видно тропки.
Фрукты не растут на грядке.
Весной дрозды вьют гнезда.
Трудно плыть в шлюпке во время шторма.
Клава читала сказку «Хвосты».
Под пленкой на грядке быстро взошли семена свеклы и брюквы.
Малыш смешно читал стишки.
Степке снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.
На свалке старье, стекла и тряпки.
Гребцы в шлюпке дружно гребли веслами.
Приклей обои и плотно прижми их к стенке.
Слава громко хлопнул дверью.
На шлейфе платья - блестки.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Храбрый дрозд прогнал злого кота.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(13 тип слоговой структуры).
13.1. Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ «КА».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2.Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом «ка», затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
Шкатул шкатулка
Хлопуш хлопушка
Площад площадка
Квакуш квакушка
Скакал скакалка
Ступень ступенька
Стамес стамеска
Кладов кладовка
Скамей стамеска
Пропол прополка
Кревет креветка
(Лексическое значение незнакомых слов необходимо объяснить.)
13.2. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
мерка примерка
вивка прививка
ческа прическа
ПРИ
щепка прищепка
права приправа
бавка прибавка
ставка приставка
манка приманка
сыпка присыпка
13.3. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок:
А) с суффиксом – К -.
Кровать кроватка
Площадь площадка
Ступень ступенька
Сторона сторонка
Б) с суффиксом – ИШК-, -ЫШК-.
Стекло стеклышко
Гнездо гнездышко
Бревно бревнышко
Брат братишка
Трус трусишка
Штаны штанишки
В) с суффиксом – ЧК-, -ЧИК.
Крыльцо крылечко
Блюдце блюдечко
Слово словечко
Сказка сказочка
Цветы цветочки
Блины блинчики
Графин графинчик
Стакан стаканчик
13.4. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Темная светлая
Трусливая храбрая
Веселая грустная
Шершавая гладкая
Громадный крошечный
Уснуть проснуться
Болезнь здоровье
13.5. Упражнение «СКАЖИ О СЕБЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.
Логопед: Ребенок:
Прятал прятался.
Сгибал сгибался
Свалил свалился
Крутил крутился
Хвалил хвалился
Светил светился
Спустил спустился
13.6. Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа словосочетаниях.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: крупные снежинки, хрустальный стаканчик, хрупкая скорлупа, грязные шлепанцы, стеклянный градусник.
Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетание.
Логопед: Ребенок:
Хрустальный хрустальный стаканчик.
Стеклянный стеклянный градусник.
Грязные грязные шлепанцы
Хрупкая хрупкая скорлупа
Крупные крупные снежинки.
Аналогично проводится работа со словосочетаниями:
скользкая тропинка, красная гвоздика, сладкая клубника, грозная дворняга, просторный спортзал, крошечный светлячок, прозрачный графинчик, свободный троллейбус, светлые звездочки, степная станция.
13.7. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Хлеб из пшеницы пшеничный хлеб
Блузочка из кружева кружевная блузочка
Графинчик из хрусталя хрустальный графинчик
Стаканчик из стекла стеклянный стаканчик.
Сок из фруктов фруктовый сок
Соус из свеклы свекольный соус.
Сырок из творога творожный сырок
Аромат цветов цветочный аромат
Напиток из клюквы клюквенный напиток.
Морс из брусники брусничный морс
Джем из клубники клубничный джем
Скульптура из мрамора мраморная скульптура
Пластина из свинца свинцовая пластина.
Житель столицы столичный житель.
Зал для спорта спортивный зал
Герой из сказки сказочный герой
Двигатель от трактора тракторный двигатель
Предмет в форме квадрата квадратный предмет.
13.8. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: трамплин, клубника, скворечник, скамейка, троллейбус, продукты, крылья.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и задает вопросы. Ребенок однословно отвечает на вопросы и находит соответствующие картинки.
Логопед: Ребенок:
Из чего варят варенье? Из клубники.
Откуда вылетел скворец? Из скворечника.
Откуда прыгнул лыжник? С трамплина.
Откуда встала бабушка? Со скамейки.
Что хранят в холодильнике? Продукты.
Куда вошел контролер? В троллейбус.
Чем машут птицы? Крыльями.
13.9. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Теплоход причалил к (вокзалу, пристани, аэропорту). К пристани.
Из маленького домика вышла (старичок, старушка, мальчик). Старушка.
Шалуны друг в друга водой (кидали, сыпали, брызгали). Брызгали.
Капли росы на солнце (блестели, таяли, звенели). Блестели.
Лягушка с кочки в лужу (прыгнула, уползла, убежала). Прыгнула.
Пассажиры ждали поезд на (остановке, платформе, дороге) На платформе.
Медленно кружились (школьница, снежинки, голова). Снежинки.
Стол накрыли кружевной (газетой, скатертью, ковриком). Скатертью.
Тракторист работает на (тракторе, мотоцикле, комбайне). На тракторе.
В жаркую ночь мальчик укрылся (шубой, простыней, одеялом). Простыней.
С колючего кустарника мы собирали (крыжовник, огурцы, сливы).
Крыжовник.
13.10. Упражнение «ПРОФЕССИИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:сюжетные картинки по теме «Профессии».
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Логопед: Ребенок:
а) с суффиксом «ЩИК».
Работает на подъемном кране Крановщик.
Стеклит окна Стекольщик.
Работает на складе Кладовщик.
Делает кровлю Кровельщик.
б) с суффиксом «ИСТ».
Работает на тракторе Тракторист.
Чистит трубы Трубочист.
в) с суффиксом «НИК».
Сопровождает пассажиров в поезде Проводник.
Кладет на стены плитку. Плиточник.
13.11. Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:
А) с помощью суффикса –ИНК-.
Логопед: Ребенок:
Смех смешинка
Трава травинка
Слеза слезинка
Крупа крупинка
Снег снежинка
Б) с разными суффиксами.
Старик старушка.
Всадник всадница
Пловец пловчиха
Скрипач скрипачка
13.12. Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Логопед: Ребенок:
Проводник спустился со ступеньки
вагона на платформу.
Кто спустился? Проводник.
Что сделал проводник? Спустился.
Откуда спустился? Со ступеньки.
Куда спустился? На платформу.
Проводник спустился со ступеньки
вагона па платформу.
Старушка пекла крендельки на противне.
Кто пек? Старушка.
Что пекла? Крендельки.
На чем пекла? На противне.
Старушка пекла крендельки
на противне.
Младшие школьники смотрели спектакль
про слоненка – грязнулю.
Кто смотрел спектакль? Школьники.
Какие школьники? Младшие.
Что делали школьники? Смотрели.
Про кого был спектакль? Про слоненка.
Какой был слоненок? Грязнуля.
Младшие школьники смотрели
спектакль про слоненка – грязнулю.