Послесловие на правах соавтора
Никогда еще не испытывал такого бессилия от несовершенства своего литературного умения.
Эпопея клана Старостиных достойна романа. Может быть, кому-нибудь удастся осилить эту задачу. Моя же была куда скромнее - литературная запись услышанного.
Жанр этот своеобразен. Успех или неуспех в нем не всегда зависят от автора. Книга может оказаться интересной, даже если он не особенно красноречив - за счет таланта, как принято говорить, «литзаписчика».
В нашем случае чистота жанра соблюдена лишь частично. Скорее это просто запись - литературным был сам рассказ: устной речи Николая Петровича могут позавидовать самые искушенные любители русской словесности. Слова ложились на бумагу практически без изменений. Оставалось только точно фиксировать фразы, пытаясь сохранить тональность и колорит повествования.
Каково же было мое удивление, когда я получил от Старостина отданный ему для ознакомления первый и, как мне представлялось, окончательный вариант рукописи с обильной правкой, внесенной его аккуратным мелким почерком. На мгновение во мне вспыхнула профессиональная обида, которой, к счастью, я сразу же устыдился. Ибо успел понять: в этой доведенной до дотошности щепетильности заключалось главное - желание и готовность Старостина нести личную ответственность за каждую выведенную на бумаге фразу.
Когда слушал из уст Николая Петровича изложенную выше историю о тренере Хофмане, который обращался к игрокам исключительно на «вы», все время думал о том, что и сам Старостин с незапамятных времен, с первых своих шагов в спорте на «Вы» с футболом и людьми, ему преданными. Этим и объясняется к нему всеобщее уважение. И сегодня и семьдесят лет назад.
Книга озаглавлена «Футбол сквозь годы», но столь же правомерно было бы название «Годы сквозь футбол» - игра и жизнь накрепко переплелись в его судьбе. С одной лишь, но главной для Николая Петровича оговоркой - годы сквозь спартаковский футбол.
Как-то к старшему брату пришел Андрей Петрович Старостин - было это уже в 70-х - и сказал, что ему предложили работать начальником команды «Локомотив». Николай Петрович ответил: «Мы обрели себя в «Спартаке», стали здесь известны, за «Спартак» отсидели и уходить из него не должны». Андрей Петрович внял совету.
Здесь не было позы, ложной значительности или доморощенного патриотизма. В понимании Старостиным своего долга - ключ, объясняющий истоки его уникальной биографии.
Сосредоточенность на футболе для него - не узость интересов. Он из тех, кто раздвигает границы любой профессиональной области до общечеловеческих обобщений. Вот разгадка так и непонятного мне до конца его неизбывного, непрекращающегося интереса к сегодняшним людям футбола. Его доступность даже мальчишкам из спартаковской спортивной школы, отцы которых знают тех, с кем сталкивала Старостина судьба - людьми, творящими историю и вошедшими в нее, - лишь по легендам.
Довелось принимать участие в телевизионном литературно-художественном канале, главной темной которого был рассказ о крупнейших мастерах отечественной, увы, уходящей культуры: Солженицыне, Гумилеве, Мандельштаме, Пастернаке, Цветаевой, Шнитке... По замыслу авторов в этом ряду было отведено место и для Старостина. «Крайне непривлекательное это дело - смотреть на старика», - сказал Николай Петрович, узнав о предложении. Мне стоило большого труда уговорить его сниматься.
Каждый раз, когда я порой с минутным опозданием выходил из лифта на лестничную клетку, где располагалась квартира Старостиных, я проникал в нее без звонка - точно в условленное время Николай Петрович открывал дверь. Это повторялось из раза в раз так же, как и традиционные для семьи Старостиных акты гостеприимства - обязательные чаепития с разговорами о житье-бытье.
Только однажды чаепитие не состоялось: Старостин торопился. В тот день Петру Петровичу исполнилось восемьдесят лет. Старший брат спешил его поздравить: в прихожей лежали загодя приготовленные, аккуратно сложенные подарки: галстук, рубашка, шарф...
За внешней ритуальностью четко виделась основательность уклада, порядка и отношений, которые возможны лишь у людей с абсолютной ясностью жизненных приоритетов. Для Старостиных - это Дело и Дом. Дом, где взаимное уважение и любовь почитаемы и хранимы, тот теперь уже редкий московский дом, где живут все вместе - деды, отцы, внуки и правнуки. Гавань, где можно восстановить силы после жестоких житейских бурь.
Самое сильное для меня потрясение в книге - то место, где Николай Петрович делится сокровенным, ощущением счастья от того, что увидел во сне свою жену - через семнадцать лет после ее кончины.
Игра судьбы и судьба игры - два фактора, определившие линию его жизни. Пусть она длится как можно дольше. На благо всем нам.
На таких людях, как Старостин, и стоит футбол.
А. Вайнштейн