Составление тренировочной программы. Поскольку в постпубертатном возрастном периоде на этапе специализации атлеты начинают узкоспециальные тренировки в избранной спортивной дисциплине и

Поскольку в постпубертатном возрастном периоде на этапе специализации атлеты начинают узкоспециальные тренировки в избранной спортивной дисциплине и овладевают технико-тактическими приемами позиционной игры в командных спортивных играх, а также начинают участвовать в соревнованиях, то тренировка специфической соревновательной выносливости приобретает более отчетливые черты. Но тем не менее даже в этих условиях вам не следует исключать из программы элементы тренировки, предназначенные для разносторонней физической подготовки спортсменов. Атлет должен продолжать развивать аэробную выносливость и оставаться способным выполнять работу за счет аэробных источников энергообеспечения. Физиологическая адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление сердца и повышение эффективности транспортировки кислорода от легких к тканям должны быть постоянными целями аэробных тренировок. Программа развития выносливости атлетов во время постпубертатного возрастного периода должна быть направлена на последовательное совершенствование их аэробных возможностей для эффективного производства и рационального расходования энергии за счет использования кислорода.

В течение первых двух-трех лет постпубертатного периода развитие аэробных возможностей становится главной целью тренировки атлетов, занимающихся как индивидуальными, так и командными видами спорта.

Заключительная часть тренировки выносливости во время постпубертатного периода приобретает более узкоспециальную направленность и должна соответствовать специфике требований, которые предъявляются к выносливости в избранном виде спорта. Как уже отмечалось ранее, в программе этого возрастного периода и далее необходимо сочетать развитие аэробной выносливости и эргогенезис (нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения) для создания прочной аэробной базы.

Постоянное совершенствование аэробных способностей и доведение этого показателя, по мере возможности, до самого высокого уровня, обеспечивает ряд определенных преимуществ:

· Наблюдается улучшение циркуляции крови по сосудам, обеспечивающей транспортировку кислорода к органам и тканям. В этом процессе важную роль играет мощное сердце.

· Атлеты могут избежать легочной гипервентиляции при правильной технике дыхания: чередование активных выдохов с глубокими и равномерными вдохами. Это дает возможность наполнять легкие свежим воздухом, насыщенным кислородом.

· Высокий уровень аэробной мощности позитивно влияет на показатели анаэробной мощности, так как увеличивается продолжительность периода функционирования и отодвигается порог усталости. Атлеты, обладающие высоким уровнем аэробной мощности, могут переносить тяжелую анаэробную нагрузку, приводящую к сильному утомлению и увеличению концентрации лактата в мышцах и крови.

· Организм атлета с большой аэробной мощностью способен быстрее восстанавливаться после утомительных тренировок, повторов отдельных упражнений или трудных технических элементов. Следовательно, такой спортсмен может слегка сократить продолжительность восстановительных интервалов между повторами и выполнять больший объем работы. Не забывайте, что увеличение объема тренировочной нагрузки обычно приводит к росту спортивных результатов!

Тренировочная программа для постпубертатного возрастного периода должна также предусматривать развитие анаэробной выносливости, особенно во второй половине этапа специализации. Анаэробные возможности атлета дают возможность работать в условиях недостатка кислорода и постепенно улучшать переносимость высокого уровня концентрации молочной кислоты, являющейся побочным продуктом анаэробного тренинга.

Развитие аэробных или анаэробных возможностей атлета зависит от выбора метода тренировки.

Последовательный метод включает медленный непрерывный бег на длинные дистанции в равномерном темпе с постоянной скоростью. Переменный интервальный метод характеризуется сочетанием длительных повторяющихся упражнений со специфическими беговыми упражнениями на выносливость это развивают аэробные способности. Однако, составляя программу для атлетов, специализирующихся в командных видах спорта, тренер должен помнить о том, что можно развивать эти способности с помощью специфических упражнений, особенно направленных на отработку тактических умений и навыков. Составляйте план тренировки с учетом того, что упражнения продолжительностью свыше трех минут способствуют развитию аэробного компонента общей и специальной выносливости. В то же время упражнения, продолжительность которых составляет от 30 до 60 секунд, увеличивают анаэробные возможности атлетов.

Методы тренировки, предлагаемые мною в таблице 7.3, не исчерпывают выбора способов развития выносливости из числа применяемых в спортивной практике. Однако именно на этом этапе атлетического развития, особенно в ранней юности, обязательно необходимо постоянно сочетать тренировку аэробных способностей, как с применением медленного бега на длинные дистанции (равномерный непрерывный метод), так и с продолжительными повторами выполнения упражнений по интервальному методу. Всегда, пожалуйста, помните о том, что прочная аэробная база, созданная в эти годы без напряжения и стресса, гарантирует прирост спортивных результатов в зрелом возрасте! В конце концов, атлеты достигают наивысших спортивных результатов в пору полной физиологической зрелости, а не в ранней юности! Желание тренера ускорить ход событий зачастую приводит к «перегоранию» юных атлетов и даже к уходу из спорта.

В таблице 7.3 предлагается продолжительность интервалов отдыха. Помните, что это всего лишь рекомендация!

Если вы хотите рассчитать продолжительность интервалов отдыха между повторами, пожалуйста, воспользуйтесь методом ориентации по частоте сердечных сокращений (уд/мин):

1. После выполнения повтора упражнения немедленно подсчитайте частоту пульса.

2. Продолжайте контролировать частоту сердечных сокращений.

3. Когда она снизится до 120 ударов в минуту, атлет может приступить к выполнению следующего повтора.

Составление тренировочной программы. Поскольку в постпубертатном возрастном периоде на этапе специализации атлеты начинают узкоспециальные тренировки в избранной спортивной дисциплине и - student2.ru

Наши рекомендации