Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Физическая культура»
За курс основной школы
Для 5 класса
Часа в неделю, 68 часов в год
Составитель: Любимцева Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
На 2016\2017 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общая характеристика программы курса---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
2. Требования к результатам обучения и освоения содержания --------------------------------------------------------------------------- 7
3. Условия реализации курса --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8
- Формы и методы контроля достижения планируемых результатов ------------------------------------------------------------------- 9
5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся------------------------------------------------------------------------------------------10
Календарно-тематическое планирование ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Общая характеристика программы курса.
Рабочий план разработан на основе:
· Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В .И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.:Просвещение,2013).
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 NИК-1494/19 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» о введении в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов третьего часа физической культуры.
· Приложения к Письму Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г.NИК-1494/19 «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Для прохождение программы в учебном процессе используются следующие учебники:
Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова , И.М. Туревский ; под общ. Ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение,2013
Цель рабочей программы школьного физического воспитания- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культура для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи физического воспитания учащихся:
- на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закрепления навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитания ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
-на обучение основам базовых видов двигательных действий;
-на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым спорта в свободное время;
Учебный план
Курс «Физическая культура» изучается в 5 классе из расчета 3 часа в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889. В приказе было указано: « Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 102 часа ( по 3 час в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373) рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание истории физической культуры своего народа, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, формирование ответственного отношения к учению, формирование целостного мировозрения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормам, владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья, владение знаниями по организации и проведению занятий, в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения в процессе занятий физическими упражнениями,
способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, овладение умений предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций.
В области трудовой культуры:умение планировать режим дня, умение проводит туристические пешие походы, готовить снаряжения и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности, умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование.
В области эстетической культуры:умение длительно сохранять правильную осанку, формирование потребности иметь хорошее телосложение, формирование культуры движения, умение двигаться легко, красиво, непринужденно.
В области коммуникативной культуры:владеть умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем, а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, владение умением формировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми физкультурно-оздоровительной деятельности, излагать их содержание, уметь оценивать ситуацию и оперативно принимать решение.
В области физической культуры:владение умениями, в циклических и ациклических локациях: с максимальной скоростью пробегать 60м, из положения низкого старта, в равномерном темпе бегать до 20 мин ( мальчики) и до 15 мин (девочки), после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину, с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание», метание на дальность и меткость,
-в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов, опорные прыжки через козла в длину и в ширину, комбинацию движений с одним из предметов, кувырки вперед, назад, в стойку на голове и руках, мост
-в единоборствах осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники борьбы в партере и в стойке
-в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр ( по упрощенным правилам), демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей, владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости, соблюдать правила самоконтроля и техники безопасности во время выполнения упражнений, владеть способами спортивной деятельности, участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта, владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты:умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,уметь самостоятельно планировать пути достижения целей,умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности,умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятие решения,умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,умение работать индивидуально и в группах, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры:
В области познавательной культуры:овладение сведениями о роли и значении физической культуры и формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и саморегуляции человека,понятие физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,проявление уважительного отношения к окружающим, терпимости, толерантности при совместной деятельности,ответственное отношение к порученному делу.
В области трудовой культуры:добросовестное выполнение учебных заданий,приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность,закрепление умений поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями.
В области эстетической культуры:знание факторов, потенциально опасных для здоровья и их опасные последствия,понимание культуры движения человека,восприятие спортивного соревнования ка культурно-массового зрелищного мероприятия.
В области коммуникативной культуры:владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,владение умений вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности,владение умений логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
В области физической культуры:владение способами организации и проведение разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием,владение умениями двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры,владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, величиной физических нагрузок.
Предметные результаты:
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать: понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья, владение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физическими упражнениями и регулировать физические нагрузки для самостоятельных и систематических занятий с различной функциональной направленностью, приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением техники безопасности и профилактики травматизма, расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умений вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств.
Содержание курса
К концу учебного года учащиеся научатся:
-по разделу «Знания о физической культуре» - История физической культуры – Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном сообществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоническое физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложение. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.