Практическая работа с детьми дошкольного возраста.

Актуальность.

Сегодня проблема психического и физического здоровья детей – одна из самых важных в контексте образовательной реформы. В 2013 г. в Российской Федерации началась диспансеризация детского населения, охватывающая все возрастные категории. Определен порядок профилактических осмотров детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно. «Лишь один из пяти российских первоклассников является ... здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников». Такие данные привел главный педиатр РФ, академик РАМН профессор Александр Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве, сообщает ИТАР-ТАСС. По данным врача, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов. По словам Баранова, уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения. Увеличивается число детей с понижением остроты зрения.

Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения еще в 80-х годах 20 века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были подтверждены исследованиями в нашей стране следующим образом:

- генетические факторы:15-20%;

- состояние окружающей среды:20-25%;

- медицинское обеспечение: 10-15%;

- условия и образ жизни: 50-55%.

Как видно из представленных цифр, практически наполовину здоровье определяется условиями и образом жизни.

Реализация ФГОС ДО в области физкультурно-оздоровительной работы.

В связи с этим становятся понятными первоочередные задачи, поставленные ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Самое непосредственное отношение к вопросам охраны здоровья дошкольника имеет образовательная область «Физическое развитие». Согласно Стандарту, физическое развитие включает:

- приобретение опыта двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- воспитание целенаправленности действий и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Практическая работа с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Элементы физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ Детский сад № 9:

- развитие физических качеств, двигательной активности (утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, экскурсии, вылазки на природу в зимнее время, оздоровительный бег вокруг детского сада)

- становление физической культуры дошкольников (занятия физической культурой по расписанию, подвижные и спортивные игры, занятия из серии «Здоровье», знакомство с некоторыми видами спорта, физкультурные досуги, участие в конкурсах и соревнованиях);

- дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;

- массаж и самомассаж (динамические паузы, релаксация)

- профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки;

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботы о здоровье(утренняя гимнастика, занятия из серии «ЗОЖ», физкультурные праздники);

- валеологическое просвещение родителей (консультации, беседы, папки-передвижки, совместные мероприятия, подготовка к конкурсам и соревнованиям)

- закаливание (хождение босиком, утренняя гимнастика на свежем воздухе, 1 занятие по физической культуре проводится на свежем воздухе, солнечная ванна в летнее время года).

Мои любимые упражнения.

В своей работе стараюсь обучать детей прыжкам через скакалку. Прыжки со скакалкой – прекрасное упражнение, развивающее чувство ритма, прыгучесть, способность одновременно выполнять разные по координации движения, варьировать их. Хорошо владеющий скакалкой дошкольник может прыгать 1.5-2 минуты. В этом случае у него воспитывается чрезвычайно нужное качество – выносливость. Прыжки через скакалку используют для разминки укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп, они развивают как аэробные, так и анаэробные возможности организма. Это прекрасное средство тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивающее общую выносливость и координацию движений, форма двигательной активности, доступная всем, в том числе и детям. Прыгать на скакалке можно как в помещении, так и на открытом воздухе.

Игры с мячом. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Большой гимнастический мяч ил фитбол. Это нетрадиционное оборудование позволяет поправить здоровье детей в игровой форме. Благодаря этому повышается эффективность лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально-психическое состояние дошкольников. Лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Подвижные игры в спортивном зале, на свежем воздухе. Дошкольники просто обожают подвижные игры! В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процесс обмена, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности, и благотворно влияет на психику ребенка. Любимые игры моих ребяток: «Удочка», «Два Мороза», «Бездомный заяц», «Быстро встань!», «Найди пару», «Вышибала», «Ловишки», «Совушка», «Третий лишний», футбол, эстафеты и соревнования!

Ожидаемый результат

- Повышение уровня физической подготовленности воспитанников;

- Заинтересованность родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;

- Осознанная потребность детей в двигательной активности;

- Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников.

Свой методический семинар хотелось закончить пожеланием своим воспитанникам.

Мой маленький друг!

Ты с красным солнцем дружишь,

Волне прохладной рад,

Тебе не страшен дождик,

Не страшен снегопад.

Ты ветра не боишься,

В игре не устаешь,

И рано спать ложишься,

И с солнышком встаешь.

Зимой на лыжах ходишь,

Резвишься на катке.

А летом загорелый

Купаешься в реке.

Ты любишь прыгать, бегать,

Играть тугим мячом.

Ты вырастешь здоровым.

Ты будешь силачом!

(Островский С.)

Наши рекомендации