Ijjwuiifiv/ \j\ t\jyjl riDtlSJVt ipunriyUDMH Ы IUp I VyMCnUtJ

Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достига­ет максимума к началу соревновательного периода. В то же время интен­сивность нагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательно­го периода, но относительно невелика.

Варианты структуры подготовительного периода. Для более эффективно­го планирования тренировочного процесса и управления им подготовитель­ный период годичного цикла делится на мезоциклы разного типа (Л.П. Мат­веев). В рамках этих мезоциклов сменяются средства и методы тренировки, объем в интенсивность нагрузки и т.д. Их содержание и длительность зависят от: 1) общей продолжительности подготовительных периодов и календаря спортивно-массовых мероприятий; 2) вида спорта: 3) возраста, квалифика­ции, стажа спортсменов; 4) условий тренировки и других факторов.

При одноцикловом построении тренировки спортсменов на общепод­готовительном этапе выделяют втягивающий, базовый общефизический мезоциклы; на специально-подготовительном этапе — базовый специали­зированно-физический, базовый специально-подготовительный и конт­рольно-подготовительный мезоциклы. Подобное сочетание типов мезо­циклов характерно для «сезонных» видов спорта.

Основная цель втягивающего мезоцикла — постепенная подготовка спортсменов к выполнению больших по объему и интенсивности трениро­вочных нагрузок, обеспечение развития опорно-двигательного, нервно-мышечного аппарата и функциональных основных систем организма, осо­бенно кровообращения и дыхания, а также воспитание волевых качеств. В этом мезоцикле целесообразно разучивать новые упражнения, восста­навливать структуру забытых движений.

Содержание базового общефизического мезоцикла должно соответство­вать всестороннему и гармоническому развитию спортсменов. У квалифи­цированных спортсменов может быть 1—2 базовых общефизических мезо­циклов, у начинающих их может быть несколько.

В базовом специализированно-физическом мезоцикле продолжается развитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, коорди­национных способностей, но применяемые средства и методы приобрета­ют все большую специфическую направленность. Его основная задача — восстановить технику избранного вида спорта, создать предпосылки для ее совершенствования, постепенно подготовить организм спортсменов к тре­нировкам в этом виде спорта в большом объеме и с высокой интенсивнос­тью. Интенсивность тренировочных нагрузок несколько уменьшается, сни­жается их объем.

В этом мезоцикле за счет умелого сочетания средств специальной и общей подготовки изменяются физические способности, технико-такти­ческие навыки, приобретенные до этого в соревновательном упражнение.

В базовом специально-подготовительном мезоцикле увеличивается объем соревновательного упражнения, большое внимание уделяется со­вершенствованию технико-тактического мастерства. Однако общефизичес­ким упражнениям по-прежнему отводится 1—2 дня в неделю.

В контрольно-подготовительном мезоцикле завершается становление спортивной формы. Основная его задача — подготовка спортсменов к уча­стию в ответственных соревнованиях. Объем нагрузки соревновательного упражнения становится максимальным, повышается интенсивность заня-

тий. Спортсмены участвуют в контрольных и второстепенных соревнова­ниях, которые являются органической частью тренировочного процесса. После окончания этого мезоцикла начинается соревновательный период.

Соревновательный период.Основная цель тренировки в этом периоде — сохранение спортивной формы и на основе этого — реализация ее в макси­мальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в избранном виде спорта. Удельный вес средств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств обшей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого уровня разнообразных физических способностей, двигательных умений и навыков, активный отдых. Конкретное соотношение между средствами специальной и общей подготовки в соревновательном периоде у спортсме­нов зависит от их возраста и спортивной квалификации.

В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортив­ной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный).

Число соревнований зависит от особенностей вида спорта, структуры соревновательного периода, возраста, квалификации спортсменов. С по­мощью частоты и общего числа соревнований можно управлять в этом пе­риоде ростом спортивных результатов. Однако их оптимальное число нуж­но определять индивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха между отдельными состязаниями должны быть достаточны для восстанов­ления и развития работоспособности спортсменов.

Особенности динамики тренировочных нагрузок в соревновательном периоде определяются его структурой.

Варианты структуры соревновательного периода. Структура соревнова­тельного периода зависит от календаря соревнований, их программы и режима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если соревновательный период кратковременный (1—2 месяца), он обычно це­ликом состоит из нескольких соревновательных мезоциклов. Объем тре­нировочной нагрузки в этом случае постепенно снижается и стабилизиру­ется на определенном уровне, а интенсивный период соревнования несколько возрастает. При большей продолжительности соревновательно­го периода (3—4 месяца и более), характерного, прежде всего, для квали­фицированных спортсменов, он наряду с соревновательными включает про-межуточные мезоциклы (восстановительно-поддерживающие, восстановительно-подготовительные), в которых снижается тренировоч­ная нагрузка, варьируются средства, методы и условия тренировки. Этим создаются условия для непрерывного повышения уровня подготовленнос­ти спортсмена.

Переходный период.Главной задачей этого периода является актив­ный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха. Сле­дует избегать однотипных и монотонных нагрузок, так как они препятству­ют полноценному активному отдыху. Активный отдых организуется за счет

смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятий, спортивного оборудования, инвентаря и т.д.). Он применяется, прежде всего, для быстрого и полного восстановления спортсменов.

В переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их спада. Важная задача переходного периода — анализ работы в течение прошедшего года, составление плана тренировки на следующий год, ле­чение травм.

Если спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточных нагру­зок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном перио­де отпадает.

Некоторые варианты структуры тренировочного года и особенности их применения в подготовке спортсменов

Построение тренировки, при котором в году выделяют один подгото­вительный, соревновательный и переходный периоды, обычно называют одноцикловым. Практика спорта показывает, что оно оказывается эф­фективным в циклических видах спорта, требующих проявления выносли­вости (лыжные гонки, бег на коньках, гребля), как с начинающими, так и с высококвалифицированными спортсменами. На рис. 25.5 приведена модель структуры годичного цикла на этапе углубленной тренировки при­менительно к тем циклическим видам спорта, для которых характерно од-ноцикловое построение и планирование тренировки. В ряде видов спорта (плавании, легкой атлетике, спортивных играх и других) квалифициро­ванным спортсменам приходится принимать участие в крупнейших сорев­нованиях несколько раз в году. В таких случаях тренировочный год может состоять из двух, трех и более циклов. Двухцикловая структура, круглого­дичной подготовки характеризуется тем, что тренировочный год делится на два цикла, в каждом из которых есть свой подготовительный, соревно­вательный и переходный периоды. Если два больших полугодичных цикла предварительно соединить и из первого исключить переходный период, то получится «сдвоенный» тренировочный цикл. Первый полуцикл состоит из двух периодов (подготовительного и соревновательного), а второй — из трех (подготовительного, соревновательного и переходного), т.е. трениро­вочный год характеризуется 5-фазной кривой развития спортивной формы.

На рис. 25.6 представлена модель структуры годичного цикла спорт­сменов на этапе углубленной тренировки в метаниях, прыжках, сприн­терском беге, т.е. в скоростно-силовых видах спорта.

Трехцикловая структура тренировочного года состоит из 3-х различных по структуре и содержанию больших циклов и характеризуется 7-фазной кривой развития спортивной работоспособности.

В 1976 г. Д.А. Аросьев предложил нетрадиционную структуру трени­ровочного года, которая состоит из чередующихся между собой этапов на­копления и реализации.Внутри этих этапов чередуются всего лишь две раз­новидности нетрадиционных микроциклов, именуемых основными (специализированными) и регулировочными (контрастными). Их приме­нение опирается на принцип «маятника», основы которого представлены выше.

мезоцикл (базовый) II мезоцикл (базовый)

мезоцикл (предсоревновательный)



13 2

Ijjwuiifiv/ \j\ t\jyjl riDtlSJVt ipunriyUDMH Ы IUp I VyMCnUtJ - student2.ru 6-,

з 4Н о

З

8 24

Н

2 50

& р.

« х

Национальный 1 чемпионат

ттптпт

10 14 18 1 Дни

IV V

Недели

VI

гпт

13 17 21

VII

VIII

Чемпионат мира,

Олимпийские игры



объем работы в воде; объем работы на суше; контрольные соревнования; динамика нагрузки, активный отдых; главные соревнования

Рис. 25.5. Общая струюура 8-недельного этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям (по В.Н. Платонову)


Ijjwuiifiv/ \j\ t\jyjl riDtlSJVt ipunriyUDMH Ы IUp I VyMCnUtJ - student2.ru

Tu

      - в прыжках; 3 - в спринтерском бе Комаровой)
    ыше;
    й<
    m s -
*     i '5
о     га О
агруэ   90% мет чков
т   Ш ГО
X   ш _ \о -Q га
х   О 1- га*
т   о 1—
рово   подг 3 s га .
1.   >s ш >,
J-   о О. X
а   ивн  
бъем ФП; нтенс ТИВН Топ
о О S спор оВ.С
ъем ъем
ю VO VO 1 С
и о о т— >_-

^СО TJ- CN о сзо со <* N О,  
            Месяць Полуцикль

О

§

I

■о с

Рис. 25.6. Модель структуры годичного цикла на этапе углубленной тренировки (циклические виды спорта).

Таблица 25.3 Различия этапов накопления и реализации

(по Д.А. Аросьеву)

Критерии Этапы накопления Этапы реализации
Цель Создание базы для успешного выполнения очередного этапа ре­ализации Наращивание спецготовности со своевременным достижением максимальной спецготовности
Задачи Расширение физических, техни­ческих и мобилизованных возмож­ностей, накопление объемов по основным средствами подготовки «Сужение», рост специализиро-ванности средств подготовки, индивидуальный подбор регули­ровочных микроциклов
Поиск новых способов технико-тактических действий и самомо­билизации, совершенствование их по частям Стабилизация способов технико-тактических действий и самомо­билизации, совершенствование, связей в целом
Подтягивание отстающих сторон подготовленности, критика Усиление сильных сторон подго­товленности, одобрение
Учеба. Улучшение здоровья

Таблица 25.4 Различия микроциклов в зависимости от этапов

(по Д.А. Аросьеву)

Особенности Микроциклы на этапе накопления Микроциклы на этапе реализации
Регулиро­вочные Основные Регулиро­вочные Основные
Длительность Подбирается индивиду­ально Больше целе­вого микро­цикла Не больше це­левого микро­цикла (подби­рается для группы спорт­сменов) Равна целе­вому микро­циклу (обыч­но около недели)
Дозировка Не больше за­данной, ин­дивидуальная Не меньше заданной, в последнем основном микроцикле — макси­мально воз­можная Не больше 60% от освоен­ной на преды­дущем этапе накопления; по ходу этапа для эмоциональ­ных заданий снижается, для спокойных растет По ходу эта­па снижается от освоенной до соревно­вательной
Динамика технико-тактической готовности Растет Может снижаться
Состояние специальной готовности Растет Снижается

I лава со. пиифиение спортивной тренировки спортсменов



Количество этапов накопления и реализации зависит от количества запланированных для участия в контрольных и главных соревнованиях.

Следовательно, данная система формирования специальной готовнос­ти спортсменов, в основе которой лежит ритмическое повышение их спе­циальной и общей работоспособности в году, требует отказа от общепри­нятых этапов и периодов тренировки. Структура тренировочного года целиком состоит из многократного чередования двух этапов — накопления и реализации. Для ее применения необходимо знать различия данных эта­пов. Основные различия между этапами накопления и реализации пред­ставлены в табл. 25.3, а микроциклами — на каждом этапе в табл. 25.4.

Следует подчеркнуть, что опыт применения нетрадиционного постро­ения и планирования тренировочного года пока незначителен, особенно в подготовке юных спортсменов. Хотя некоторые авторы и рекомендуют от­давать этому варианту предпочтение при планировании тренировочного процесса (Г.С. Туманян).

Наши рекомендации