Трубопроводы и магистрали.

Рекомендуется, что бы все топливные магистрали, идущие в двигатель и магистрали возврата от

двигателя, были оснащены автоматическим перекрывающим клапаном, расположенным непосредственно на

топливном баке, который автоматически закрывает все топливные магистрали под давлением, в случае обрыва

одной из них или утечки. Внутри кабины разрешаются приточные и вытяжные магистрали для вентиляции кабины.

Если не сохранено серийное исполнение трубопроводов и магистралей, то:

- Все измененные топливные, масляные и тормозные трубопроводы, расположенные снаружи кузова,

должны иметь дополнительную защиту против наружных воздействий (камни, механическая поломка, и т.д.) или

находится в таком месте, где будет обеспечена их надежная защита. Магистрали, расположенные внутри кузова,

должны иметь защиту от огня. Все металлические части топливопроводов, изолированные от кузова автомобиля

диэлектрическими элементами, должны иметь электрический контакт с «массой» кузова.

- Соединения должны быть изготовлены согласно спецификациям, приведённым ниже: топливные

магистрали с рабочим давлением более 0,39 бар (за исключением связей с инжектором) должны иметь давление

разрыва минимум в 70бар (1000psi) при минимальной рабочей температуре 135 °(250°F).

-Масляные магистрали: должны иметь давление разрыва минимум в 70бар (1000psi) при минимальной

рабочей температуре 232°C (450°F). Если, эти магистрали гибкие, они должны иметь сочленения с резьбовыми

соединениями и наружную оплётку, стойкую к трению и пламени (не поддерживающую горение). В случае

топливных магистралей, металлические части которых, изолированы от кузова автомобиля токонепроводящими

частями, должна быть обеспечена электрическая связь между ними («масса»).

- Магистрали, содержащие гидравлическую жидкость под давлением (ГУР, АКПП, и др.), должны

использованы от серийных автомобилей и иметь давление разрыва минимум 280 бар (4000 psi) при минимальной

рабочей температуре 232°C (450°F). Если операционное давление гидравлической системы более 140 бар (2000

psi), давление разрыва должно быть, по крайней мере, вдвое больше рабочего давления. Эти требования не

касаются магистралей, рабочее давление в которых равно атмосферному. В связи с этим, запрещается установка

каких-либо фильтров, кранов и насосов в кабине, если это не предусмотрено конструкцией серийного автомобиля.

В последнем случае они должны иметь несгораемый кожух.

- Магистрали, содержащие находящиеся под давлением охлаждающую жидкость и смазочные материалы,

должны располагаться вне кабины (кокпита) либо быть закрытыми защитным кожухом (щитком), исключающим

попадания жидкостей на экипаж в случае разрыва магистрали.

- Магистрали, содержащие тормозную или гидравлическую жидкость, могут проходить через кокпит или

кабину, но без каких-либо соединений, кроме мест прохождения через переднюю и заднюю переборки, в

соответствии с рис. 1. При этом они должны иметь дополнительную защиту от внешних механических

повреждений. За исключением расширительных бачков тормозных цилиндров и сцепления, нахождение любых

других емкостей для гидравлической или охлаждающей жидкостей в кабине запрещается.

Рис. 1 трубопроводы и магистрали. - student2.ru трубопроводы и магистрали. - student2.ru

Самоуплотняющиеся быстроразъёмные соединения, такие же, как на гибких магистралях, могут быть установлены

на все магистрали за исключением тормозных.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ЗАЧЕТА «СУПЕРСПОРТ»

1.1Автомобиль, конструкция которого признана Технической комиссией опасной, не может быть допущен Спортивными Комиссарами до соревнования.

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

1.2.1. Внедорожные автомобили колесной формулы 4Х4, свободной конструкции или оригинальные автомобили, отвечающие требованиям данной группы.

Обязательно наличие кабины с как минимум двумя местами для сидения.

3. ПРЕДЕЛЫ РАЗРЕШЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

1.3.1 Если в том или ином пункте Технических требований даётся перечень запрещений или ограничений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, безусловно, РАЗРЕШАЮТСЯ.

1.5 ДВИГАТЕЛЬ.

Двигатель для всех категорий свободен, но:

- Все двигатели, в которых топливо впрыскивается или горит после выпускного коллектора, запрещены.

- Разрешается заменять, снимать или дополнительно устанавливать любые фильтра и устанавливать

наружные воздухозаборники. Если система смазки двигателя включает сапун вентиляции картера открытого типа, он должен быть оборудован герметичным бачком-маслоуловителем.

- Разрешена установка дополнительных вентиляторов охлаждения. Разрешена замена радиаторов

охлаждения двигателя. Радиатор охлаждения ДВС не может находится в кабине автомобиля. Радиаторы

охлаждения, перенесенные в салон автомобиля, или дополнительно установленные туда, не могут считаться

обогревателем салона.

- Обязательно наличие стартера, управляемого водителем, пристегнутым ремнями безопасности,

находящимся на своем месте, и срабатывающего от электрического источника энергии, находящегося на борту автомобиля. Он должен быть способен запустить двигатель в любой момент соревнований.

- Двигатель автомобиля, а так же все его узлы и агрегаты, должны находиться в исправном состоянии.

- Запрещается подтекание горюче-смазочных жидкостей из двигателя, его узлов и агрегатов, КПП и

мостов автомобиля.

Разрешается применение любых бензиновых или дизельных двигателей.

Запрещён забор воздуха из отсека экипажа.

1.6 РАДИАТОР.

Запрещена установка радиаторов системы охлаждения внутри кабины. При установке радиатора(ов) внутри кузова автомобиля они должны быть отделены от помещения экипажа герметичной перегородкой. Воздуховоды, обеспечивающие подачу воздуха к двигателю, а также трубопроводы, содержащие жидкости, если они проходят через отсек экипажа, не должны иметь каких либо соединений и должны иметь дополнительную герметизирующую защиту, выполненную из металла или пластика.

1.7 ТРАНСМИССИЯ.

- Трансмиссия свободна. Все автомобили должны быть оснащены коробкой передач, имеющей передачу

заднего хода, которая должна быть в рабочем состоянии, как минимум на момент старта, и может быть включена водителем, пристегнутым и нормально сидящем на своем месте.

1.8 ПОДВЕСКА.

- Части подвески, сделанные частично или полностью из композитных материалов запрещены.

- Запрещается использование активной подвески.

- Для категории «Спринт»сочлененные рамы запрещены.

- Изменение углов установки колес разрешается только с использованием серийно изготавливаемых

деталей.

- Амортизаторы – свободны. Количество амортизаторов – не более трех штук на колесо. Разрешена

установка ограничителей хода упругих элементов и амортизаторов. Разрешена доработка мест крепления

амортизаторов.

1.9 ЭЛЕКТРОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Все электрические разъемы должны быть изолированы.

Тип и емкость аккумуляторов, а так же кабели для их подключения не ограничиваются.

Аккумулятор не должен располагаться в отсеке для экипажа (т.е. может быть расположен только за передними сиденьями). При расположении аккумулятора в салоне или багажном отсеке, неотделённом от салона аккумулятор должен быть надежно закреплен и закрыт сплошным кожухом.

Рекомендуемая схема крепления.

- аккумулятор должен располагаться на металлическом поддоне с закраинами, охватывающими его с боков;

- аккумулятор должен крепиться как минимум двумя стальными лентами с изолирующими прокладками, размером не менее 20Х0,8мм, охватывающими его и закрепленными на кузове болтами диаметром не менее 8мм;

- в местах крепления лент кузов должен быть усилен металлическими пластинами площадью не менее 20см2 и толщиной не менее 3мм;

- сверху аккумулятор и его крепления (ленты) должен быть закрыт сплошным диэлектрическим (пластмассовым или резиновым) кожухом для предотвращения утечки электролита в любом положении автомобиля.

трубопроводы и магистрали. - student2.ru

При другом расположении аккумулятор должен быть надежно закреплен, а его клеммы закрыты сплошной диэлектрической крышкой.

Основное светотехническое оборудование (фары головного света, стоп-сигналы, указатели поворотов, габаритные огни) должно соответствовать ГОСТ 8769-75 и находится в рабочем состоянии как минимум на момент предстартовой технической инспекции. Дополнительное светотехническое оборудование не ограничивается.

Обязательна установка видимых сзади двух красных габаритных фонарей и двух красных стоп-сигналов.

1.10 ТОРМОЗА.

Разрешается применение тормозных систем имеющих, как минимум, двухконтурную рабочую систему, действующая на колёса обоих осей от одной педали и независимую стояночную систему, действующая как минимум, на колёса одной оси.

Расположение тормозных магистралей свободно. Рекомендуется их дополнительная защита от внешних повреждений.

- Тормозная система должна обеспечивать эффективное замедление в соответствии с требованиями ПДД.

Могут применяться устройства для очистки грязи на тормозных и/или колесных дисках. Разрешается отключать усилители тормозов, регуляторы тормозных сил и АБС. Основная рабочая тормозная система и система ручного тормоза должна находиться в исправном состоянии в течение всего соревнования.

- Система должна иметь два контура, управляемых одной педалью. Педаль тормоза должна одновременно

управлять тормозами всех колес; в случае повреждения в любой точке трубопроводов тормозной системы или любого вида отказа в тормозной системе, педаль должна одновременно управлять, по крайней мере, двумя колесами. Тормозные трубопроводы могут быть заменены только на магистрали авиационного типа.

- Все элементы тормозной системы должны быть промышленного изготовления и применяться на

серийных автомобилях.

- Автомобиль должен быть оснащён гидравлической или механической системой ручного тормоза. Она

должна блокировать одновременно оба колеса одной оси, или задний карданный вал. Разрешается устанавливать систему ручного тормоза, действующую раздельно на каждое колесо одной оси. Она должна иметь возможность одновременно блокировать оба колеса. В любом случае система ручного тормоза должна быть полностью независима от главной тормозной системы. Разрешается изменять, но не удалять систему фиксации стояночного тормоза, заменять механическую систему на гидравлическую и наоборот.

1.11 КУЗОВ, КАБИНА.

1.11.1 Внешние панели кузова должны быть выполнены из твердого непрозрачного материала.

Комплектные колеса (шины вместе с дисками), при виде сверху, должны быть полностью закрыты крыльями или расширителями арок. Конструкция крыльев или расширителей должна быть травмобезопасной

Запрещены рамы сочлененной конструкции.

Капот двигателя должен иметь как минимум два дополнительных наружных запорных устройства, предотвращающие самопроизвольное открывание капота во время движения автомобиля.

Кабина (отсек экипажа) должна быть отделена огнестойкими перегородками от отсека двигателя и отсека, в котором размещается топливный бак.

Запрещается размещение в отсеке экипажа вращающихся деталей трансмиссии, элементов подвески и рулевой трапеции.

Любое оборудование, которое может представлять опасность, включая все виды трубопроводов, должно, изолировано от пространства экипажа и надёжно закреплено.

Разрешается применение любых контрольно-измерительных и навигационных приборов, при условии, что их установка будет травмобезопасной.

Обязательна установка дверей жесткой конструкции, открывающихся и снабженных замками, предотвращающими самопроизвольное открывание.

Каждая дверь кабины должна иметь проем окна,

Разрешена установка любых автомобильных сидений. Если оригинальные крепления сиденья водителя или его опоры изменены, то изменённые элементы, а также крепление сиденья должны соответствовать следующим требованиям. Опоры должны быть закреплены на кузове минимум в 4 точках, болтами с минимальным диаметром 8мм, с усилительными пластинами. Минимальная площадь контакта между опорой, кузовом/шасси и усилительной пластиной — 40см2, для каждой точки крепления. Сиденье должно крепиться к опорам 4-мя точками крепления: 2 спереди и 2 сзади болтами с минимальным диаметром 8мм и с усилительными пластинами, интегрированными в сиденье. Минимальная толщина опор и усилительных пластин — 3мм для стали и 5мм для материалов из легких сплавов. Минимальный продольный размер каждой опоры — 6см.

Выход выпускной системы должен быть горизонтален или направлен вверх.

Выход выхлопной трубы должен быть расположен в пределах периметра автомобиля и не далее чем в 100мм от этого периметра, а в случае бокового выхода, за вертикальной плоскостью, проходящей через центр колёсной базы. Кроме того, необходимо обеспечить соответствующую защиту, предотвращающую ожоги от нагретых выхлопных труб.

1.11.2 Каркас безопасности.

Установка каркаса безопасности рекомендуется, но не обязательна.

Рекомендуемая схема каркаса безопасности:

трубопроводы и магистрали. - student2.ru трубопроводы и магистрали. - student2.ru

Минимально необходимая схема. Рекомендуемая схема

a) Все элементы каркаса безопасности (кроме креплений) должны изготавливаться из непрерывного отрезка холоднотянутой бесшовной трубы, начиная с мест крепления к кузову (шасси, кабине или грузовой платформе). Изготовление дуг из отрезков труб, соединенных сваркой или другими способами не допускается.

b) Трубы должны быть согнуты процессом холодной гибки, и радиус гиба по осевой линии должен быть равен, по крайней мере, трем диаметрам трубы. Изгибы труб должны быть плавными, без складок и смятия стенок. Если сечение трубы в процессе изгиба принимает овальную форму, отношение минимального поперечного размера к максимальному должно быть не менее 0,9.

c) В качестве материала для изготовления каркасов безопасности должна использоваться холоднотяну-тая, нелегированная углеродистая сталь. При выборе стали внимание должно быть уделено получению хороших пластических свойств и свариваемости.

В случае применения одной диагонали, её возвышенная часть должна находиться на стороне водителя. В любом элементе “крест”, одна из труб должна быть непрерывной.

Все сварные швы должны иметь высокое качество с полной проваркой. При консольном присоединении одной трубы к другой, сварочный шов должен быть непрерывен по всей длине образующей торца присоединяемой трубы. Предпочтение отдается использованию электродуговой сварки в среде защитного газа. Хотя хороший внешний вид сварного шва не обязательно гарантирует его качество, плохо выглядящие сварные швы никогда не являлись признаком хорошего качества.

Размеры труб и материалы.

Вес автомобиля (кг) Применение
До 1200 Свыше 1200  
Закрытый кузов 45Х2,5мм или 50Х2,0мм 48Х2,5мм или 51Х2,2мм или 53Х2,0мм Главные дуги или боковые дуги и их соединения
38Х2,5мм или 45Х2,0мм Остальные элементы каркаса
Открытый кузов 48Х2,5мм или 51Х2,2мм или 53Х2,0мм 57Х3,0мм или 60Х2,8 мм или 63Х2,5мм Главные дуги или боковые дуги и их соединения Остальные элементы каркаса

Болты и гайки должны иметь минимальное качество 8.8 (стандарт ISO).

Крепление предохранительных дуг к кузову должно быть выполнено при помощи стальных пластин следующим образом:

- одна пластина должна быть приварена к полу, приклепана или присоединена на болтах к горизонтальному элементу кузова (например, порог, пол) и иметь продолжение вдоль вертикального элемента кузова (например, стойка двери). Толщина пластины должна быть не менее 3 мм, а площадь не менее 120 кв.см, причем не менее 1/3 площади пластины должно быть соединено с вертикальным элементом кузова.

- другая пластина должна быть приварена к трубе предохранительной дуги, толщина этой пластины должна быть равна толщине стенки трубы. Обе пластины должны быть соединены не менее чем тремя болтами диаметром не менее 8 мм с шестигранными гайками. Если дуга опирается на коробчатую деталь, последняя должна иметь местные усиления, состоящие из приваренных болтов или отрезков трубы.

Не допускается непосредственная приварка предохранительной дуги к кузову или шасси.

В случае если дуга опирается на заднюю полку, не обладающую достаточной жесткостью, дугу необходимо укрепить дополнительными стойками, которые должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к дугам (материал, соединения, крепления). Эти стойки следует располагать между задней полкой и несущей частью кузова.

В местах, где части тел водителя и штурмана или их защитные шлемы могут контактировать с клеткой безопасности, рекомендуется установка защитных чехлов.

Автомобили должны быть оборудованы для всех членов экипажа как минимум трехточечными автомобильными ремнями безопасности заводского изготовления. Ремни должны быть закреплены на кузове или шасси автомобиля при помощи болтов. Рекомендуется применение ремней безопасности состоящих из двух плечевых и одного поясного ремней, и имеющих минимум три точки крепления к кузову.

Ремни не должны иметь надрывов или потертостей материала строп или деформации или коррозии металлических частей.

Любой комплект ремней, который не функционирует в полной мере, должен быть заменен.

1.11.3 Окна.

Разрешено применение только многослойного лобового стекла типа “триплекс”.

Лобовое стекло не должно иметь сильных повреждений из соображения безопасности.

Разрешается замена всех стекол металлической сеткой с ячейками от 10 до 25мм и толщиной проволоки 1–3мм. Такая же сетка может быть установлена и перед лобовым стеклом. Применение оргстекла не допустимо. В случае применения сетки вместо стекла водитель обязан быть экипирован в закрытый шлем с защитным щитком (типа “интеграл”), а в случае применения шлема другого типа - иметь мотоциклетные очки.

Если лобовое стекло не заменено сеткой, то необходимы эффективно действующие устройства для его обмыва и очистки.

1.11.4 Крыша.

Автомобиль над экипажем должен иметь жесткую крышу (защиту), из металла толщиной не менее 1мм или композитного материала (на основе стекло- или иного волокна) толщиной не менее 2мм. По ширине эта крыша должна быть не менее ширины верхней части рамки лобового стекла, а по длине простираться от рамки лобового стекла до наиболее удалённой от неё одной из вертикальных плоскостей, проходящих через задние кромки спинок передних сидений или главную дугу каркаса безопасности.

1.11.5 Брызговики.

Обязательно применение брызговиков позади задних ведущих колес, нижняя кромка брызговика должна быть ниже середины установленного колеса и перекрывающих по ширине все колесо. Брызговики должны быть изготовлены из эластичного материала.

1.11.6 Буксировочные проушины.

Спереди и сзади должны быть установлены приспособления для буксировки. Они должны быть прочными, иметь замкнутую форму, диаметр отверстия не менее 50мм. и быть окрашены в яркий, контрастный с основным цветом кузова, цвет. Могут быть сохранены заводские буксировочные приспособления.

1.12 ШИНЫ.

Разрешается применение пневматических шин.

Рисунок протектора – свободный. Протектор не должен выступать за пределы крыла в вертикальной плоскости боле 1/3.

- Колесные диски, сделанные частично или полностью из композитных материалов запрещены.

- Для категории «Спринт»комплектные колеса одной оси должны быть одинаковыми.

- Шины, установленные на автомобиле, должны соответствовать условиям эксплуатации автомобиля по

максимальной нагрузке и скорости движения.

- Запрещается применение шин, имеющих порезы, отслоения протектора и повреждения каркаса. Глубина

рисунка протектора должна быть не менее 5мм для

- Разрешается замена болтов крепления колеса шпильками с гайками, при условии, что их диаметр и

количество не будут изменены. При этом длина гайки должна быть не менее 15мм. На установленном колесе торец шпильки должен выступать за пределы корпуса гайки. Это расстояние не может превышать 10мм.

- Рекомендуется иметь, по крайней мере, одно запасное колесо идентичное тем, на которых автомобиль

двигается. Запасные колёса должны быть надёжно закреплены на всём протяжении соревнования

1.13 ТОПЛИВНЫЕ БАКИ.

Если оригинальный топливный бак (и) или его месторасположение изменены, то:

- Оригинальный топливный бак может быть заменен только на стандартный топливный бак от другого

автомобиля или на безопасный топливный бак, омологированый FIA. В этом случае безопасный топливный бак,

должен иметь нанесенное наименование изготовителя, точные спецификации, согласно которым этот бак был

изготовлен, сроки омологации. Маркировка должна быть несмываемой.

- Должно быть предусмотрено предотвращение проникновения топлива наружу через дренаж. Крышка

топливного бака должна быть герметична и иметь надежное запорное устройство, исключающее случайное

открытие при ударе или неполное запирание (это касается всех автомобилей). Заливные горловины и их крышки

не должны выступать за поверхность кузова. Их следует располагать дальше от точек, наиболее уязвимых в случае

столкновения. Вентиляция бака может проходить через крышу автомобиля при наличии автоматического

перекрывающего клапана.

- Топливные баки и их заливные горловины не должны располагаться внутри кабины. Бак должен

размещаться на расстоянии не меньше, чем в 20 см от боковых панелей кузова. Рекомендована установка

топливного бака между арками задних колес. Во всех случаях, бак, включая заправочные трубы, должен быть

полностью изолирован от кабины посредством жаростойких, металлических и непроницаемых для жидкости

перегородок или кожуха, которые предотвращают проникновение топлива в кабину. Топливные баки, заливные

горловины, дренажи и топливопроводы не должны находиться в непосредственной близости от деталей выпускной

системы.-

Крепление топливного бака должно быть осуществлено не менее чем двумя стальными лентами,

минимальным размером 20х0,8 мм. Кузов в местах крепления бака должен быть усилен стальными пластинами не

менее 10 кв/см и толщиной не менее 1,0 мм. Контакт бака с другими металлическими деталями, элементами кузова

или крепления может осуществляться только через резиновые или пластиковые прокладки толщиной не менее

2мм.

- Проем в кузове автомобиля, оставшийся после перемещения топливного бака, должен быть закрыт

прочно закрепленной металлической панелью того же размера и толщины, что и днище кузова. Если вновь

установленный или перенесенный топливный бак находится на раме под полом автомобиля, то его нижняя точка

не должна быть ниже нижней точки не перенесенного стандартного бака и он должен закрываться плотно

подогнанным защитным кожухом. В случае необходимости должна обеспечиваться соответствующая защита для

элементов топливного бака (заправочная горловина, бензонасос, дренажная трубка).

- Все топливные насосы должны работать только при включенном зажигании и (или) работающем

двигателе. Допускается установка аварийных автоматических и инерционных выключателей топливного насоса.

ТОПЛИВО.

- Двигатели должны питаться только коммерческим топливом, приобретаемым на АЗС, без любых других

добавок, кроме смазки и сертифицированных присадок, находящихся в свободной продаже. Только воздух может

быть смешан с топливом как окислитель.

- Использование газового топлива в категории «спринт» запрещено. Топливные баллоны для газа должны

Наши рекомендации