Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов
Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложения блага в сторону оптимального, соответствующего уровню общественных предельных издержек, объема его производства. Для решения ее могут использоваться разнообразные способы.
I. Стандарты, представляющие собой устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду промышленных выбросов, являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов.
II. Налогикак платежи за наносимый ущерб являются другим способом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливаться как в отношении производимых благ, так и вредных выбросов.
Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стандартов, оно не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов и связано с более низкими издержками регулирования.
III. Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов.
Установив допустимый объем загрязнения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот.
IV. Механизм «компенсаций», представляющий собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
V. Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей.
VI. Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Суть дела при этом состоит в том, что фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида.
Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком по сравнению с эффективным объемом производства и потребления блага. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, то есть соответствующего уровню общественных предельных выгод, объема его производства и потребления. Так как собственно положительный характер внешнего эффекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть регулирования положительных эффектов сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следовательно, и выпуск.
Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям блага, являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов.
Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого субсидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бедным слоям населения, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация. Примером такого рода регулирования могут служить субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.
Что касается трудностей, возникающих при регулировании положительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые возникают в процессе регулирования отрицательных внешних эффектов — недостаток информации, дополнительные административные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками.