Составление тренировочной программы. В период полового созревания юных атлетов следует от тренировки общей выносливости постепенно переходить к развитию специальной выносливости
В период полового созревания юных атлетов следует от тренировки общей выносливости постепенно переходить к развитию специальной выносливости, чтобы затем тренинг специфической соревновательной выносливости стал преобладающим в программе учебно-тренировочных занятий.
Как показано в таблице 7.2, программа может расширяться за счет включения в нее соревнований по легкоатлетическому бегу на средние дистанции, а также беговых упражнений с увеличением длины дистанций от 800 до 2000 метров (0,5—1,25 мили). Поскольку бег является наиболее распространенным физическим упражнением, входящим в состав различных спортивных дисциплин, я думаю, что настало время обучить детей правильной технике бега. Для этого следует разработать такую учебную программу, которая поможет атлетам выполнять бег на определенную дистанцию, задаст нужное количество повторений упражнений и определит время, в течение которого спортсмен сможет демонстрировать правильную технику бега. Испытывающий утомление бегун допускает технические ошибки, и продолжать тренировку в таких условиях непродуктивно.
Продолжайте развивать выносливость спортсменов, особенно во время их технико-тактической подготовки.
Однако вам следует предусмотреть возможность отделения выполнения программы на развитие выносливости от технико-тактической работы (так называемое «закаливание»), В таких случаях тренер всегда должен помнить о том, что каждая часть тренировки вызывает утомление и ему следует учитывать общий объем работы при расчете тренировочной нагрузки (включая закаливание).
Постепенное повышение нагрузки в процессе тренировок на развитие выносливости можно осуществлять в следующем порядке:
1. Сначала увеличьте продолжительность тренировочного занятия с 45 минут до 60, 75 и до 90 минут включительно.
2. Увеличьте количество тренировок, проводимых в течение недели, с двух-трех до четырех-пяти, а в некоторых спортивных дисциплинах и свыше пяти занятий в неделю.
3. Увеличьте количество упражнений (или повторов), выполняемых во время учебно-тренировочного занятия.
Когда вы исчерпаете лимит времени, установленный для проведения тренировок, можно довести до максимума число занятий в неделю.
Следующим шагом будет постепенный переход к большему количеству повторов в течение тренировки. На этом этапе подготовки требования, предъявляемые к спортсменам, возрастают, и вместе с ними растет необходимость в более эффективных тренировках выносливости.
4. Увеличьте продолжительность выполнения каждого повтора упражнений. Если упражнение или повтор выполнялись прежде за 45 секунд, то на этом этапе, в целях повышения нагрузки, вы можете продлить время выполнения до 60, 70 и более секунд.
При увеличении длительности тренинга у детей повышается потоотделение, и поэтому им следует употреблять жидкость перед началом, во время и после окончания тренировки. Родители или тренер должны учитывать необходимость частых перерывов для принятия воды, особенно если тренировки проходят в условиях жаркого и влажного климата. Детский организм нуждается в поддерживании теплового баланса и отрицательно реагирует на слишком большую потерю жидкости.
Тренировочная программа
Программа, созданная для тренировки атлетов в период полового созревания, по-прежнему должна включать в себя различные формы спортивных игр и забав. Правильно сочетайте их с более формальными методами работы, направленными на развитие выносливости. Тренеру во время планирования комплексной программы рекомендуется вносить в нее как можно больше разнообразных упражнений, которые будут выполняться детьми с удовольствием. Несмотря на то что под развитием выносливости довольно часто подразумевается упорное и неоднократное повторение упражнений одного и того же вида, все же избегайте строгой регламентации и единообразия в действиях.
Повторение некоторых видов упражнений на развитие выносливости вовсе не означает скучную и однообразную отработку, например, техники бега. Для того чтобы дети тренировались с удовольствием, вы можете варьировать длину дистанции, проводить тренировки на воздухе с использованием особенностей местности или организовывать забавные эстафеты. Для юных спортсменов, занятых в командных видах спорта, можно организовать продолжительные технические и тактические тренировки, совмещая их с упражнениями на развитие выносливости. Рекомендуемая 60-секундная продолжительность выполнения упражнений предпочтительна не только с точки зрения отработки технических и тактических приемов, но также способствует развитию специальной выносливости в определенном виде спортивной деятельности.
В программу тренировки выносливости должны включаться беговые упражнения, выполняемые на различных дистанциях и с разной продолжительностью, так как каждое из них может способствовать развитию определенного компонента выносливости. Например, медленный бег с постоянной скоростью повышает мощность работы сердца и увеличивает объем перекачиваемой им крови за одно сокращение, что приводит к снижению частоты сердечных сокращений.
Некоторые виды упражнений (преимущественно аэробные) благотворно влияют на капилляры — мельчайшие кровеносные сосуды, отходящие от вен и артерий, что обеспечивает более эффективное поступление кислорода из крови в ткани каждой части организма.
Интервальный метод тренировки заключается в повторном выполнении бега на определенную дистанцию с заданной интенсивностью, продолжительностью и интервалами отдыха. Такой метод способствует укреплению сердца и легких. Если продолжительность выполнения упражнения составляет 2—3 минуты, то организм атлета активно развивает способность к максимальному потреблению кислорода. Если же упражнение выполняется с менее продолжительными по времени повторами, будут постепенно повышаться показатели анаэробной выносливости. Поскольку тренинг по этой программе приводит к повышению концентрация молочной кислоты — «побочного продукта» анаэробного тренинга, вырабатываемого вследствие утомления в работающих мышцах и крови, то вам нужно относиться к нему осторожно и вводить постепенно. Интервальный метод следует максимально использовать во время постпубертатного периода — главным образом, на этапе подготовки спортсменов высшей квалификации. С этой точки зрения период полового созревания, особенно в его заключительной фазе, следует рассматривать, как подходящий момент для знакомства юных атлетов с интервальным методом тренировки.
Тренировка подростков по данному методу направлена более на достижение соответствующей этому возрастному периоду цели — физиологической адаптации, чем на физическое совершенствование и повышение спортивного результата. Это означает, что повторный бег должен выполняться на средних дистанциях, а также при средних уровнях скорости и интенсивности, с интервалами отдыха для полного восстановления организма.
В результате тренировок по такой программе у детей будет достаточно времени (примерно 2—4 года), чтобы физиологически приспособиться к будущим более интенсивным физическим нагрузкам. При интервальном методе тренировки дети достигают стадии физиологической адаптации без выполнения типичных высокоинтенсивных упражнений короткой продолжительности, которые часто приводят к увеличению частоты сердечных сокращений (до 200 или свыше ударов в минуту). При такой частоте сердечных сокращений снижается способность сердца к эффективному перекачиванию крови, что необходимо для обеспечения клеток мышечных тканей кислородом и глюкозой, а также для производства энергии. Существует ошибочное мнение, что тренировка по интервальному методу должна быть короткой по времени и обязательно приводить к мышечной боли.
Основной закон тренировки выносливости в период полового созревания гласит: «Прежде чем приступать к тренировке специальной выносливости, заложите физиологическую основу общей выносливости» (основанную на анатомических особенностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем).