Замечания 2 страница
1. Все становятся в круг. Каждый участник выбирает какого-нибудь человека, которого нет среди присутствующих, о котором он с удовольствием рассказал бы своим товарищам. Это — человек, который участнику чем-то интересен, необязательно хорошо к нему относящийся, но привлекающий его как личность: сосед, бывший шеф и т. д.
2. У каждого есть минута, чтобы представить себе этого человека: его телосложение, походку, жесты, выражение его лица, манеру говорить и прочее. Скажите Вашим участникам примерно следующее: «Вы должны сыграть человека, о котором сейчас вспоминали. Покажите нам в действии, как он двигается, говорит, жестикулирует. И конечно, вы должны рассказать нам о том, что думает о вас этот человек, что он нашел в вас необычного и что говорит о вас в ваше отсутствие».
3. Один за другим участники начинают играть роль. Они выходят в центр круга, представляются (называют имя того человека, которого они будут играть), чтобы группа знала, о ком пойдет речь. Затем начинают ходить по кругу, имитируя его манеру двигаться, заговаривают то с одним, то с другим членом группы, подражая манере своего героя.
Замечания
Этот эксперимент требует проявления живых чувств и наличия интересного материала для игры. Он ясно показывает, насколько хорошо знает себя каждый в группе и может ли он представить себя глазами другого человека. В конце занятия можно обсудить эти вопросы.
П |
равда и ложь
10-30 минут
У меня есть две сестры, старшая и младшая. Мы все работаем в больнице». «У меня есть сестра на два года младше, которая работает учительницей. А еще у меня есть брат, который на десять лет меня младше. Он терапевт и работает практикующим врачом». Я могу произнести эти две фразы с одинаковой интонацией, но одна из них соответствует реальности, а другая ложна. И слушатели должны решить, какая из них верная. Эта игра помогает ближе узнать человека. Она очень подходит для завершения занятия. Участники обычно играют в нее очень охотно.
1. Расскажите участникам о правилах игры. Каждый участник задумывает и произносит по две фразы, одна из которых соответствует действительности, а другая — нет. Вся группа решает, какая из фраз правдива, а какая — нет. Для этого участники должны проанализировать содержание сказанного, манеру речи и язык тела говорящего. (Например, многие склонны не смотреть в глаза собеседника, когда говорят неправду.) Участники сами определяют выбор тем для своих фраз: сказанное может касаться событий их жизни, личных предпочтений, целей и желаний. Фразы необязательно должны принадлежать к одной области или как-то соотноситься по смыслу.
2. Очередность выступлений можете определять как Вы, так и сами участники (например, говорящий держит в руках мяч и по окончании своего выступления бросает этот мяч любому другому участнику, который должен продолжить).
3. Игра должна пройти несколько кругов. Обращайте внимание на то, чтобы в ней приняли равное участие все. Обычно эта игра начинается в несколько несерьезной атмосфере и только через какое-то время становится более интимной.
Замечания
Предложите эту игру в группе, участники которой уже хорошо знают ДРУГ друга. Игра мобилизует фантазию и интуицию. Часто в качестве ложных фраз люди называют упущенные возможности или выражают таким образом свои надежды.
Автопортреты
45 минут
Это упражнение дает участникам возможность расширить представ-ления о себе и увидеть себя с несколько иной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки психологических понятий и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а «субличности», «субперсоналии», «архетипы», и это осложняет нам как профессиональную, так и личную жизнь.
Материалы
Дайте каждому члену группы лист бумаги и разноцветные фломастеры или маркеры.
1. Все садятся в круг. Участники отождествляют себя с каким-либо предметом, рисуя его на листе бумаги. Выбор предмета — целиком на усмотрение участника: любой из тех, что попались на глаза и привлекли внимание. Например, можно представить себя домом, деревом, животным, фруктом, островом, цветком, растением, каким-либо блюдом, водным потоком или местностью. Или можно сделать это, используя абстрактные формы и краски (10-15 минут).
2. После этого каждый участник выходит в центр круга, показывает всем свой рисунок и описывает себя от имени предмета, в первом лице. Эта образная техника приводит к пониманию очень важных вещей: «Я — дерево с крепким мощным стволом. У меня сильные ветви, но одна толстая ветвь сломана. Мне чего-то не хватает. Мне не хватает этой ветви...»
3. Когда каждый расскажет о своей картине, то есть фактически о себе, начинается подведение итогов:
• Какие части моей картины кажутся мне надежными, вызывают у меня чувство доверия?
• Что в картине удивило меня, показалось мне новым?
• Как я ощущал себя, когда рисовал?
• Что я чувствовал, когда отождествлял себя с картиной?
• Насколько гибко, мобильно и изменяемо мое представление о себе? Насколько статично?
• Когда произошло последнее важное изменение моего представления о себе?
• Чья картина произвела на меня особенно сильное и приятное впечатление?
• 0 ком я узнал нечто новое?
Варианты
• Каким бы предметом я хотел быть?
• Каким предметом или объектом я хотел бы быть, если бы начал жизнь заново?
• Представьте себя животным, которое вам нравится, которым вы бы хотели быть, и наоборот — животным, который вызывает неприятные эмоции.
Книга жизни
60 минут
Во время групповой работы участники часто рассказывают историк своей жизни или слушают истории жизни своих партнеров. Это упражнение весьма подходит для маленьких групп (восемь-двенадцать человек). Каждому участнику потребуются карандаш и бумага. Вы рассказываете о том, что они должны делать:
1. Представь себе, что ты пишешь историю собственной жизни. Сколько глав будет иметь эта книга на сегодняшний день? Как бы ты назвал эти главы?
2. Дай названия главам и опиши одной фразой или несколькими короткими предложениями, с чего они начнутся. Какие важные события или решения станут в этих главах основными?
3. Напиши также ту главу твоей жизни, которая соответствует настоящему периоду.
4. Теперь подумай о еще не написанных главах. Запланируй их, дай им названия и составь краткое описание. (Отведите участникам на письменную часть задания около 20 минут.)
5. Теперь все участники разбиваются на подгруппы по три-четыре человека и рассказывают партнерам о том, что они написали.
6. После этого все подгруппы собираются вместе, и каждый участник рассказывает одну главу из своей книги — такую, которая лучше всего поможет остальным понять его. После этого кратко подведите итоги.
Каждый
♦ ♦ ♦
30 минут
В этом упражнении участники группы работают с вопросами, которые
вызывают воспоминания или эмоциональные реакции. Например: «Каждый из нас хотя бы раз в жизни был уличен во лжи. Какой была эта ложь?» Тот, кому достался этот вопрос, может отвечать на него правдиво, а может и выдумать что-нибудь. Главное, чтобы он отвечал не задумываясь. При этом не играет решающей роли то, соответствует ли действительности его ответ.
Это упражнение нацелено на то, чтобы увидеть многообразие жизненных ситуаций. На каждого участника оказывают влияние истории, рассказанные другими, в результате чего все участники в той или иной степени переживают эмоциональную встряску.
Вам для этого упражнения необходимы карточки (6x10 см), на которых нужно будет написать вопросы. Все вопросы начинаются одинаково со слов «каждый...» либо «у каждого...». Например:
• У каждого есть что-то, чему он благодарен... Чему благодарен ты?
• Каждый знает, каким образом он может помешать сам себе... Как это можешь сделать ты?
• Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах...
• Каждый добился в своей жизни успехов...
• Каждый знает, что его волнует...
• Каждый знает, какими вещами бы он занялся, если бы имел на это время...
• У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце...
• У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить до того, как умрет...
• Каждый чего-то хочет от своего партнера по жизни...
• Каждому известно, чего он раньше боялся...
• Каждый знает, чему он недостаточно доверяет...
• Каждый знает, чего ему не хватает...
• Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву...
• Каждый обладает талантами...
• Каждый уверен в определенных вещах...
• Каждый имеет то, что он ценит в жизни...
• Каждый знает о том, что его отталкивает...
• У всех есть предубеждения...
• У каждого есть то, о чем он не хотел бы говорить...
• Каждому известно, на что он может рассердиться...
• Каждому известны правила, которые он нарушал в жизни...
• У каждого есть некоторые особенно прекрасные воспоминания детства...
• Каждый слышал от своих родителей нотации...
• Каждый знает, что он ненавидит...
• Каждый знает то, что он слышит от других с удовольствием...
• Каждому известны те решения, которые другие принимали ради нас...
• Каждый знает, чего ждут от него другие...
• Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям...
• Каждый знает, что он хотел бы контролировать...
• У каждого есть проекты, которые он не закончил...
• Каждый знает то, что он никогда бы не сделал снова...
• Каждый знает, кого он хотел бы простить...
• Каждый знает, что он хотел бы простить себе самому...
• Каждый совершал ошибки...
• Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим...
• Каждый знает, за что он мог бы взять на себя ответственность...
• Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется...
Приготовьте столько карточек, чтобы каждому участнику досталось по 3-4 штуки. Не беда, если некоторые вопросы будут повторяться. Вы можете взять вопросы из предложенного выше списка, а можете дополнить его вопросами, актуальными для вашей группы.
1. Перемешайте карточки и положите их текстом вниз на табурет, поставленный в центре круга.
2. Один за другим в порядке очереди участники отвечают на вопросы, при этом отвечающий сам не подходит к табурету и не берет карточку в руки — за него это делает какой-нибудь другой участник, который должен взять верхнюю карточку и прочитать вопрос. Тот, кто на очереди, должен ответить как можно быстрее.
3. Ответы не должны комментироваться. Нельзя также задавать дополнительные вопросы.
4. Играйте до тех пор, пока каждый участник по 3-4 раза не ответит на вопросы.
5. В конце подведите итоги:
• Как я себя чувствовал во время этой игры?
• Что было для меня самым важным в это время?
Кто это?
30 минут
В этой игре мы осознанно не будем затрагивать глубинные личные воп-росы, хотя глубина откровений будет зависеть исключительно от желания самого человека поделиться чем-то личным. Упражнение построено так, что приводит группу к оживленной дискуссии по поводу участников — их особенностей, поведенческих проявлений и пр. Таким образом, человек не только лучше узнает себя, но и понимает, насколько верно его воспринимают окружающие.
1. Раздайте участникам карточки-бланки. Каждый должен написать на своей карточке три качества, которые, по его мнению, характерны для него. На карточках не надо писать свое имя.
2. Затем все карточки перемешиваются.
3. Каждый подходит, вытаскивает одну, читает то, что написано на карточке и высказывает предположение, каким должен быть человек, наиболее соответствующий написанным на карточке качествам: это мужчина или женщина, каковы его возраст, профессия, темперамент, семейное положение и т. д. Кроме того, этот участник пытается угадать, кто из группы мог описать себя этими качествами. Группа обсуждает возможные варианты.
4. Каждый участник, естественно, знает, когда говорят о его собственной карточке. Он может сравнить свое представление о себе с представлениями всей группы, но может и не признаваться в своем авторстве, если этого не захочет. Однако если группа прямо спрашивает участника, не он ли является автором этой карточки, то обычно большинство участников признаются в этом.
Как меня видят другие
30 минут
Н |
ам легче иметь дело ( в том числе работать) с людьми, если мы знаем, что эти люди о нас думают. В данном упражнении участникам предоставляется возможность описать себя с точки зрения другого.
1. Группа садится в круг. Скажите примерно следующее: «Каждый из вас
имеет определенное представление о себе. Причем ваш нынешний
взгляд на себя наверняка отличается от того, как вы видели себя пять
или тем более двадцать лет назад. На самом деле у каждого человека
множество образов себя, но и это еще не все. В дополнение к вашим
собственным представлениям существуют и представления о вас тех
людей, которые вас знают. Ваш партнер что-то думает о вас, ваш на-
чальник, ваш сосед и даже человек, с которым вы только что познако-
' мились, формируют представления о вас. И мы можем попытаться увидеть некоторые из них».
2. Один за другим участники делают устные наброски того, как, по их
мнению, их воспринимают конкретные люди. Это могут быть: отец,
мать, муж или жена, подчиненный, ребенок, сосед, хороший друг, по-
купатель, клиент, кто-нибудь из членов группы, руководитель груп-
пы. Каждый может по своему желанию усложнить и разнообразить
получившийся портрет. Главное, чтобы весь рассказ занял не больше
одной минуты. Порекомендуйте участникам выбирать персонажей
с такими точками зрения, которые будет интересно выслушать осталь-
ным.
»__ t
Рисуем дерево
60 минут
Д |
анное упражнение позволит некоторым участникам увидеть себя с неожиданной стороны. Кроме того, у всех участников есть возможность лучше понять других членов группы, познакомиться с ними поближе и, возможно, задать самим себе вопросы, над которыми они раньше не задумывались. Для этого выбрана техника рисования. Дайте каждому члену группы лист ватмана формата A3 и фломастеры или маркеры. За время рисования — 3 минуты — обычно получается спонтанная картина, и никто не успевает задуматься о качестве своего рисунка.
1. Каждый берет лист бумаги и рисует «свое» дерево. Скажите примерно следующее: «Просто нарисуйте дерево, которое пришло вам в голову, всплыло из глубин вашей фантазии».
2. Через три минуты все нарисованные картины раскладываются на полу, и группе дается 2 минуты, чтобы просмотреть их.
3. Затем каждый участник представляет свою картину следующим образом (у него есть 5 минут на рассказ). Он отождествляет себя с деревом и говорит о нем от первого лица. Например: «Я огромное и сильное дерево, но у меня слабые корни. Мой ствол массивен и силен, но ветви у меня тонкие, моя крона не слишком густа».
4. Вот вопросы, которые помогут дополнить описание:
• Стоит ли дерево в одиночестве, рядом с другими деревьями или вблизи домов?
• Есть ли у этого дерева листья, цветы или плоды?
• Не потеряло ли дерево какую-либо из своих ветвей?
• Есть ли на нем животные или птицы?
• Насколько сильны его корни?
• Каков поток энергии в этом дереве? Нет ли каких-нибудь препятствий для его свободного течения?
• Это дерево похоже на другие деревья или отличается от всех?
5. Выслушав рассказ участника, группа может высказать свои впечатле-
ния о рисунке.
Жизненныйпуть
45 минут
Упражнение подходит для небольшой группы (восемь-десять человек). У каждого есть возможность по-новому осмыслить историю своей жизни и нарисовать ее. Рисование само по себе отличается от рассказа. Когда мы рисуем линию, очевидной становится ее прямизна или кривизна, наличие плавных изгибов или острых углов, а также сам собой возникает вопрос: «Что будет дальше?»
1. Каждый участник берет большой лист бумаги и набор фломастеров или маркеров. На этом листе надо провести линию, которая символизирует всю жизнь этого человека с момента рождения до сегодняшнего дня. Это должна быть не шкала времени, а кривая линия, которая отражает динамику жизни со всеми ее взлетами и падениями. В нее могут встраиваться те события или ситуации, которые оставили особенно глубокий отпечаток в жизни этого человека. Они могут быть обозначены маленькими схемами, символами или словами (10 минут).
2. После этого у каждого есть 5-10 минут времени, чтобы рассказать о своей линии жизни, почему она получилась именно такой. Можно говорить и о настоящей ситуации, и о том, что может случиться в скором времени.
Я—это...
60 минут
Это упражнение равным образом помогает взглянуть как на собствен-ное мировоззрение, так и на понимание жизненных установок другого человека.
Материалы
1. Каждый на листе бумаги записывает десять предложений, которые начинаются одинаково: «Я — это...» (нежелательно писать предложения, содержащие тривиальную информацию). На это отводится приблизительно 3 минуты. 2. Три из этих предложений, которые, по мнению автора, содержат наиболее важные сведения о нем, помечаются крестиком (попросите участников никак не помечать свои листы — ни инициалами, ни точками, ни кружочками). 3. Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются, так что теперь уже трудно определить их принадлежность. 4. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание. 5. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение. 6. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа так и не пришла к правильному решению. 7. Всю процедуру имеет смысл завершить обсуждением: • Сложно ли мне было формулировать про себя эти десять предложений? • Какую информацию я выбрал для описания? • Какие предложения я пометил крестиком и почему? |
Каждому участнику потребуются лист бумаги и карандаш.
• Насколько хорошо у меня получалось угадывать авторов других текстов-описаний?
• Посмотрел ли я после этого упражнения на себя другими глазами?
• Узнал ли я что-то новое о каком-нибудь участнике?
• Были ли другие откровеннее, чем я?
• Изменил ли я после этого упражнения свое мнение о ком-нибудь из тех, кто был мне не очень симпатичен?
Коллаж
60 минут
у пражнение дает любопытную возможность посмотреть на себя с но-вой точки зрения. Сначала все выходят на улицу, где участники должны собрать какие-нибудь предметы для построения своей картины. Они могут использовать все, что найдут: листья, траву, еловые шишки, камешки, а также: резинки, тесьму, канцелярские скрепки, булавки, бумажные стаканчики, прищепки для белья и т. д. Кроме того, Вы должны запастись достаточным количеством разноцветного картона, на котором участники смогут разместить свои композиции.
1. Все возвращаются в помещение. Группа садится в круг на пол, а Вы объясняете задание. Каждый участник должен представить композицию, смоделированную из тех материалов, которые он нашел на улице или в комнате. Этими предметами выражаются различные индивидуальные особенности автора, например, решительность символизирует камень, эстетический вкус — цветы, честолюбие — булавка.
2. Участники должны подойти к этому заданию с двух сторон. Они могут сами определить, какой аспект их личности выражает та или иная составляющая композиции, а могут, наоборот, специально подбирать под каждое качество определенный предмет.
3. Каждый выбирает для себя картон того цвета, который кажется им подходящим, и располагает на нем свое произведение.
4. Каждый занимается этим, сидя на полу. На создание композиции отводится около 20 минут. После этого все члены группы по порядку показывают свою картину остальным и рассказывают о ней. Причем слушатели могут комментировать сказанное и показанное.
5. Когда все композиции были показаны, подведите итоги:
• Удовлетворен ли я тем, как я выполнил это задание?
• 0 ком я узнал что-то интересное?
Сегодня
45 минут
Это упражнение позволит управлять своим воображением, в ходе которого человек повышает свое самоуважение, развивает способности принимать решения и обучаться. Это упражнение наиболее эффективно, если его проводить в начале рабочего дня (если Вы работаете с организацией) или в середине занятия (если Вы проводите тренинговую группу). Участники должны удобно лежать на ковре или на полу или сидеть на стульях.
1. Произносите следующий текст тихо, медленно, с ровной интонацией: «Расположитесь поудобнее. Почувствуйте под собой пол (стул). Вы легко можете ощутить это как взаимодействие между полом и своим телом (между спиной и стулом, между полом и ногами и другими частями тела), как их взаимную игру. Пусть ваши глаза будут закрыты. Подумайте о том, как легко и быстро ваши глаза выполняют ваши желания. Едва вы успеете подумать о чем-то, а глаза уже дают вам картинку этого. Возможно, вы уже заметили, что другие части вашего тела так же послушно следуют вашим желаниям. Когда вы закрыли глаза, они превратились в жалюзи, которые отгораживают вас от внешнего мира, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на своем внутреннем состоянии.
2. Теперь, когда ваши глаза закрыты, почувствуйте свое дыхание. Конечно, вы дышите постоянно, но теперь специально обратите внимание на то, как воздух течет по всему вашему телу, наполняя его свежим кислородом. Когда вы делаете вдох, вы, возможно, чувствуете, что внутри вас есть маленькие очаги напряжения, от которых вы освобождаетесь при выдохе.
3. И вот теперь вы можете сконцентрироваться на той особенной энергии, которая идет из космоса, проходя через голову в ваше тело, даря вам вдохновение, интуицию и фантазию. Почувствуйте, как движется в вас эта энергия, как она смешивается с энергией вашего дыхания и образует некую новую энергию, которая помогает вам развиваться и Расти дальше. Почувствуйте ее — как она струится сквозь вас и вытекает наружу через руки и ноги. Теперь, когда вы полностью сконцентрировались на дыхании, вы сможете ощутить его еще отчетливее — как оно наполняет ваше тело, делая его свободным и легким.
4. Теперь вы можете уйти глубоко внутрь себя, туда, где спрятана тайна, лишь однажды явившаяся миру, — это ваша «самость». Скажите спасибо самому себе за то, что вы можете видеть, слышать, двигаться, чувствовать, думать, ощущать и обонять, принимать решения и отстраняться от вещей, которые кажутся вам ненужными. Отметьте для себя, какие качества вам нужны в настоящий момент, и будьте благодарны им за это. Похвалите себя за вашу силу и инициативность, с помощью которых вы находите все, что вам нужно, и за то, что вещи, которые вы ищете в жизни, вам действительно необходимы. Заметьте вашу удивительную способность принимать решения ежедневно.
5. Снова обратитесь к своему дыханию. Вспомните о каком-либо периоде вашей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым. Вспомните это состояние — когда и как это было: в лесу, на берегу моря, в горах. Вернитесь в ваших воспоминаниях в это место и почувствуйте то, что вы ощущали тогда. И когда вы мысленно вернетесь в это место, заметьте, что вы тогда видели — краски, людей, если они были, окрестности, песок и воду, ветер и солнце. Просто отметьте ваши чувства. Расслабьтесь и вспомните о том, что вы всегда можете снова побывать в этом месте, если вы опять захотите испытать те же ощущения. Вы просто совершите воображаемое путешествие, освежитесь, думая о том, что ваша жизнь так многообразна и что вы уже столько пережили.
6. Вы снова в этом помещении, где вы уже так часто бывали, но теперь вы замечаете то, чего до сих пор не видели: вы видите дверь, и когда на нее падает ваш взгляд, вы ощущаете, что она притягивает вас к себе. Вы подходите и кладете ладонь на дверную ручку. Она теплая, и вы чувствуете, что это приглашение войти внутрь. Вы еще не знаете, что за этой дверью, но ваше любопытство тянет вас туда. Как только вы открыли дверь, вы видите помещение, отделанное вашими любимыми цветами, освещенное так, что свет не режет глаз, с растениями и картинами на стенах — все так, как вам нравится. На полу лежат толстые ковры, и когда вы ступаете на них, кажется, что пол вибрирует под вашими ногами. Вы смотрите вокруг и видите, что в помещении много полок, уставленных книгами. Вы наслаждаетесь красотой этой комнаты и замечаете книгу на полке, которая чем-то отличается от осталь-
ных. Вы чувствуете, что эта книга вас притягивает, и подходите ближе. Вы видите, что она очень красиво отделана кожей и на обратной стороне вытиснено ваше имя красивыми буквами. У вас возникает чувство, что книга просит вас взять ее в руки.
7. Вы открываете книгу и листаете ее. Вы замечаете, что она начинается с дня вашего рождения. Вы видите отпечатанные страницы с событиями вашей жизни, радостями и борьбой, которые вы пережили с рождения до настоящего момента. Вы держите в руках эту толстую книгу и в то же время чувствуете, что она легкая, и замечаете, что история вашей жизни занимает в ней только четверть. Теперь вы дошли до страниц, которые еще пусты. На первой пустой странице на самом верху стоит только одно слово «Сегодня». Вы тут же понимаете, что на этой и следующей страницах есть место для того, чтобы записать новые события вашей жизни. Эта страница не полностью пуста, внизу вы видите сноски, где написано: «На предыдущих страницах находится квинтэссенция вашего опыта. Весь он может быть использован для вашего дальнейшего развития». Как только вы это прочтете, из этой страницы польется свет, так, что страница станет прозрачной и вы сможете прочесть слова: «Все, что вы делаете, это ваше решение».
8. Вы решаете, что вы хотите написать о вашем новом дне. Вы идете с книгой к стулу, усаживаетесь поудобнее и начинаете писать легко, с приятным чувством. Безо всякого напряжения ваша рука пишет... Тут вы замечаете, что уже достаточно написали на данный момент. Вы знаете, что в любое время можете вернуться в эту комнату, чтобы написать в книге что-то еще. Вы откладываете в сторону карандаш и с бесконечной любовью закрываете книгу — вы знаете, что сейчас вы должны покинуть это место. Вы осторожно ставите книгу обратно на полку. И в этот миг вам становится предельно ясно, что все, что вы пережили до этого момента, обязательно понадобится вам когда-ни-будь в будущем. Все это вы когда-нибудь используете.
9. Теперь вы медленно поворачиваетесь, снова идете к двери и возвращаетесь обратно. Вы возвращаетесь с хорошим чувством, зная, что вы можете принимать решения и делать выбор, подходящий вам. Теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и медленно откройте глаза. Вы снова здесь, свежи и бодры».
100ответов
45 минут
В ходе этого упражнения участники могут задуматься о том, что составляет основу их личности, увидеть со стороны свои представления о себе и найти в них «белые пятна». Упражнение выполняется в парах.
1. Участники разбиваются на пары, усаживаются за стол для выполнения письменной части задания. Они работают на этой стадии параллельно, не вступая друг с другом в разговоры, но наличие партнера, тем не менее очень важно.
2. Каждый раздумывает над вопросом «Кто я такой?» и пытается дать на него по меньшей мере 100 ответов. Ответы необходимо записывать. Это могут быть как отдельные слова, так и предложения, картинки, краски, метафоры, сравнения, короче говоря, все, что имеет смысл. Каждый должен пытаться делать это быстро (как при мозговом штурме), не возбраняются и неожиданные или кажущиеся неподходящими ассоциации (10-15 минут).
3. Затем каждый анализирует собственные записи. Составьте список из трех пунктов, с которым должны сверять свои заметки участники:
• Есть ли в ваших ответах повторяющиеся темы?
• Не упустили ли вы чего-нибудь в описании себя? Желательно, чтобы ваши характеристики самого себя касались разных аспектов вашей индивидуальности: физических, душевных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных особенностей, а также особенностей вашего развития.
• Какие общие высказывания вы можете сделать о том образе действий, которому вы следуете в настоящее время? (10 минут.)
4. Теперь партнеры делятся друг с другом своими размышлениями (15 минут).
5. После этого группа опять собирается вместе, и следует краткое подведение итогов:
• Какие из отмеченных мной особенностей являются для меня наиболее значимыми?
• Развитию и культивированию каких сторон моего облика я отдаю больше сил и времени?
• Увидел ли я какие-то неясности в моем облике?
• Что именно в моем облике стало для меня самого неожиданным после обсуждения с моим партнером?
• Что я получил от своего партнера в ходе выполнения этого упражнения?