Замечания 6 страница
1. Вся процедура продолжается 5 минут. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, устанавливая контакт «глаза в глаза» и не нарушая его на протяжении всего упражнения. Задача каждого участника — полностью сконцентрировать свое внимание на партнере, не анализируя его поведение, не давая ему каких-либо оценок, а просто воспринимая его всего целиком. Чем меньше партнеры будут при этом думать, тем лучше. Разговаривать не разрешается.
2. Через 5 минут партнеры обмениваются тем, что они чувствовали, насколько им удалось отстраниться от себя и сконцентрироваться на другом человеке.
Умение выслушать
15 минут
В этом упражнении речь пойдет о том, как научиться концентрировать свое внимание на собеседнике, без искажений воспринимая его слова и отказываясь во время разговора от лишних комментариев и советов.
1. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, на стулья или на пол. На протяжении всего разговора они держат визуальный контакт.
2. Игроки договариваются о том, кто будет говорить первым. Тот, кто начинает, должен за 5 минут рассказать партнеру о том, что с ним случилось за последние 24 часа. Второй партнер слушает рассказ молча, не отводя взгляда от глаз собеседника и концентрируя все свое вни-' мание на партнере и его словах. Слушающий должен стараться не предвосхищать мысли партнера и никогда не переставать слушать его, даже если мысль уже ясна. Он не должен искать в словах партнера сравнений с собственным опытом, не должен искать объяснений. Вместо этого он пытается полностью открыться и внимательно слушать говорящего.
3. Через 5 минут партнеры меняются ролями, никак не комментируя услышанное.
4. После того как второй партнер закончит свой рассказ, партнеры обмениваются впечатлениями об этом упражнении, о том, как оно прошло, как каждый из них чувствовал себя в роли слушателя и рассказчика, насколько сложно или легко было сконцентрироваться на другом человеке.
5. Вопросы для всей группы:
• Насколько хорошо в этой группе умеют слушать?
• Умею ли я слушать одинаково внимательно любого человека?
• Было ли у меня ощущение, что меня самого слушают внимательно?
• В какие моменты слушать было скучно, в какие интересно?
• Почему можно говорить о том, что непредубежденность помогает Развитию умения слушать другого?
«Сканирование» чувств
45 минут
г< оманда работает успешно, когда ее участники мотивированы в сво-=-^1 ей деятельности. Мотивация возрастает при хорошем самочувствии (как физическом, так и психологическом), при возможности избавления от негативных эмоций, при уверенности в себе. Все это означает, что каждая команда должна заботиться о том, чтобы культивировать внутри себя чувство единения, внимание друг к другу и взаимную поддержку. Предлагаемое упражнение поможет в этом.
1. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. В первом туре у каждого участника есть 5 минут, чтобы рассказать своему партнеру, что хорошего и радостного случилось с ним за прошлую неделю. Другой партнер слушает первого молча и внимательно. Через 5 минут они меняются ролями и в конце этого тура обмениваются впечатлениями.
2. Теперь каждый участник выбирает себе нового партнера, и на сей раз они рассказывают друг другу о трудностях и заботах прошлой недели. В конце этого тура также следует обмен впечатлениями.
3. В третьем туре снова следует выбор партнера, и все повторяется, только теперь партнеры рассказывают друг другу о том, что рассердило их на прошлой неделе. В конце — обмен впечатлениями.
4. Теперь все участники собираются вместе. Задайте им следующие вопросы:
• Что во время этого упражнения было для меня самым важным?
• Как я чувствую себя теперь?
• Узнал ли я что-то новое?
• Как члены группы управляют своими чувствами?
• Есть ли чувства, которые не принято выражать в группе?
• Что знаю лично я о зависимости чувств, мыслей и тела?
Случайные собеседники
20 минут
И |
ногда мы оказываемся свидетелями чужого разговора и пытаемся понять, о чем идет речь. Если в реальной жизни случайные слушатели вынуждены довольствоваться пассивной ролью, то в этом упражнении у членов группы есть возможность активно поучаствовать в разговоре — конечно, если они уверены, что правильно отгадали тему беседы.
1. Группа садится в круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и начинают разговор, пытаясь общаться так, чтобы остальные слушатели как можно дольше оставались в неведении относительно темы беседы. Они не должны говорить неправду. Темы разговора могут задаваться ведущим, например: «команда», «конфликты», «готовность помочь», «доминирование» и т. п.
2. Остальные внимательно слушают, не задавая вопросов и не строя вслух предположений, но имеют право включиться в беседу, если сочли, что тема стала им ясна. Игрок, который думает, что угадал тему, встает и присоединяется к собеседникам в центре круга.
3. Однако участие в разговоре сопряжено с определенным риском: в любой момент вновь прибывшего могут спросить: «О чем мы говорим?» Тот должен шепотом, чтобы не услышали остальные, назвать тему разговора. Если догадка оказалась верна, все трое продолжают беседу, если нет - вновь прибывший возвращается на свое место в круг и продолжает слушать разговор. Он может повторить попытку присоединиться к беседующим не раньше чем через 2 минуты.
4· Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся включенными в беседу, либо пока все они не будут исключены из нее из-за неверных догадок. Каждый имеет право на три попытки.
Случается и так, что какой-нибудь игрок длительное время принимает участие в беседе и ни у кого не вызывает никаких подозрений. Но если его вдруг спросят о теме разговора, оказывается, что он понял ее неверно, и тогда игрок снова отправляется в круг.
Пойми меня
20 минут
Это очень интересная игра, в которой все зависит от способности и желания каждого участника внимательно слушать и понимать других людей. Эти качества являются важной предпосылкой для успешного общения в команде.
1. Группа садится в круг. Вызываются два добровольца, один из них покидает комнату, а другой остается.
2. Группа решает, какие действия должен выполнить игрок А после того, как вернется. Например, он должен почихать, или погавкать или почесать ухо.
3. У игрока Б есть ровно 3 минуты, чтобы осведомить игрока А о характере его действий. Но игрок Б не говорит партнеру прямо, что тот должен выполнить. Он может давать ему неявные указания.
4. Например, если игрок А должен чихнуть, то игрок Б начинает говорить так: «Ах, ты бедный, ты так выглядишь, словно простудился — нос красный и глаза слезятся». Если игрок А высморкался, то он показал, что правильно понял основную мысль и находится на верном пути. Игрок Б продолжает помогать ему: «Ты мне не говорил, что так давно страдаешь аллергией!» Если после этого игрок А чихнет, то он доказал свою способность к пониманию и заслужил аплодисменты от остальных.
5. Игрок Б, который формулирует предложения, всегда должен быть готов пробовать различные способы донесения до партнера информации о сути его действий. Группа также может давать игроку А полезные советы: «Прими витамин С, проглоти средство от кашля, ложись в постель, позвони врачу, чтобы сказать, что ты болен».
6. Составьте из участников несколько разных пар. Если группа хорошо выполняет это задание, можете усложнить его — за 3 минуты участник должен выполнить не одно, а два или три задания.
Что ты делаешь?
1 5 минут
О |
бщаясь, мы должны стараться изменять наши привычные образцы по-
___ ведения. Часто мы обращаем больше внимания на то, что было ска-
зано, и теряем из виду то, что действительно произошло. Часто мы верим
услышанному даже тогда, когда сама ситуация, наш здравый смысл, язык
тела собеседника говорят нам совершенно иное. В этом упражнении в иг-
ровой форме мы учимся разделять слова и дела.
1. Группа садится в круг. Один из участников начинает игру, без слов показывая какое-либо действие, например чистит зубы. Теперь какой-нибудь другой игрок спрашивает: «Что ты делаешь?» Первый игрок может отвечать все что угодно, но только не «Я чищу зубы». Возможно, он скажет: «Я мою машину». Как только прозвучал ответ, второй игрок сам начинает делать то, что ответил ему первый, то есть в данном случае — мыть машину. Тогда в игру включается третий, который спрашивает второго: «Что ты делаешь?» Второй игрок, например, отвечает: «Я играю на скрипке». Это руководство для третьего игрока — он начинает играть на воображаемой скрипке.
2. Игроки должны не задумываясь отвечать на обращенный к ним вопрос «Что ты делаешь?». Тот, кто задумался или ответил неправильно (то есть сказал то, что он действительно делает), выбывает из игры и отодвигает свой стул за черту круга. Тогда тот, кто спросил его, начинает выполнять какое-либо действие на свое усмотрение.
3. Играйте до тех пор, пока каждый игрок хотя бы по разу не задаст вопрос «Что ты делаешь?». Вы можете предложить группе увеличить темп, и тогда к концу игры в круге остаются игроки, обладающие наиболее быстрой реакцией.
4· Задайте в конце следующие вопросы:
• Доставила ли вам игра удовольствие?
• Что для вас было самым интересным?
• Примеры каких несоответствий слов и действий вы увидели?
Цепочкачисел
10 минут
Эта коммуникационная игра почти всегда ошеломляет участников. Они могут проверить, насколько хорошо они могут понимать друг друга на интуитивном уровне. Это важно прежде всего для тех групп, внутри которых нет налаженных связей. Лучше всего проводить это упражнение в конце занятия или использовать его в паузах между другими упражнениями, перед началом новой фазы занятий.
1. Участники равномерно рассаживаются по комнате. (Им не нужно садиться в круг или в ряд, это должен быть произвольный порядок.)
2. Если в группе двадцать человек, попросите участников считать до двадцати. Каждый должен назвать число, не договариваясь предварительно с остальными о том, кто какое число назовет. При этом необходимо следить, чтобы не было произнесено двух одинаковых чисел. Задание сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если группа допустила ошибку, то все начинают считать сначала.
3. Если Ваша группа меньше (восемь-двенадцать человек), попросите рассчитаться по порядку до десяти — это тоже достаточно сложно.
4. В конце упражнения обсудите с участниками следующее:
• Как я сейчас себя чувствую: разочарованным, возбужденным, задумчивым?
• Сколько попыток потребовалось группе, чтобы произвести правильный расчет?
• Была ли в игре изюминка? Если да, то в чем?
• Какую роль играла интуиция при выполнении упражнения?
• Зачем вообще нам нужна интуиция?
Ранжирование ценностей
60 минут
Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуваже-нием. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам. Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.
В этом упражнении игроки, поделенные на четверки, должны расставить по степени значимости восемнадцать ценностей, предложенных профессором Милтон Рокич. В процессе выполнения упражнения возникает оживленное общение между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее. Для каждой четверки Вам потребуется одна копия Приложения к этому упражнению.
1. Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.
2. Кратко расскажите о значении ценностей в жизни человека— как в личной, так и в профессиональной. Многие предприниматели обладают собственными точками зрения на те или иные вопросы и подбирают сотрудников (часто неосознанно) со схожей ценностной ориентацией. Жизненные установки отдельных членов команды имеют большое значение для общей работы. По основным вопросам должно быть достигнуто согласие, иначе опасность конфликтов увеличивается.
3· Раздайте вопросники ( по одному на подгруппу). У каждой команды есть задание — расположить восемнадцать предложенных ценностей в порядке убывания их значимости — но значимости не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут
вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае. Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия в мнениях? На работу командам отводится 30 минут.
4. Команды собираются вместе и представляют результаты своей работы. Выделите время для подведения итогов:
• Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?
• Насколько успешным был процесс принятия единого решения?
• Какие ценности были признаны всеми членами команды? Какие из них важны для командной работы?
• Почему изменяются ценности?
• Как различаются между собой ценностные установки представителей разных народов?
Приложение к упражнению «Ранжирование ценностей»
Ниже вы видите список из восемнадцати ценностей, расположенных в алфавитном порядке. Этот список был разработан американским социальным психологом профессором Милтон Рокич.
Задача группы состоит в том, чтобы расставить ценности в порядке их значимости для командной работы группы. Наиболее важный командный принцип будет стоять под номером 1, второй — под номером 2 и т. д. Наименее важная ценность получит номер 18. Участники не должны торопиться, их задача — попытаться найти компромиссное решение. Все участники должны быть довольны конечным результатом. Итак, человек, работающий в команде, должен быть:
• вежливый (дружелюбный, с хорошими манерами),
■ · владеющий собой (сдержанный, уравновешенный, уверенный в себе),
• готовый помочь,
• интеллигентный (думающий, разумный, понимающий),
• искренний (правдолюбивый, честный),
• компетентный (профессиональный, успешный),
• логичный (рациональный, последовательный),
• мужественный (отстаивающий собственные убеждения),
• независимый (уверенный в себе, самостоятельный),
• оптимистичный (приятный, радостный, счастливый),
• ответственный (надежный, достойный доверия),
• открытый, общительный (свободный от предрассудков),
• порядочный,
• послушный (сознающий свой долг, соблюдающий субординацию),
• прощающий (не злопамятный),
• творческий (умеющий продуцировать нестереотипные идеи, готовый к риску),
• честолюбивый (готовый к напряженной работе, стремящийся к успеху),
• эмоциональный (чувствующий, сопереживающий, сердечный).
Нарисованный диалог
30 минут
Коммуникация не ограничивается только словами. Даже если люди не разговаривают друг с другом, они все равно общаются: мимикой, жестами, выбором расстояния между собой и другим, действиями, отстранением или общением с другими людьми. В этом упражнении мы не будем разговаривать, зато дадим участникам иную возможность для выражения. Каждый сможет взглянуть на свое общение с окружающими несколько с иной точки зрения. Особенно интересный опыт смогут получить те, кто общение сводит в основном к разговорам. Когда эти участники окажутся в условиях ограниченных вербальных возможностей, то смогут почувствовать, каково приходится тем, кто не может общаться настолько же свободно.
Материалы-------------------------------------------------------------------
Для каждой пары потребуется лист бумаги формата A3, кроме того — пара коробок цветных мелков или фломастеров на всю группу.
1. Во время этого упражнения нельзя разговаривать. Каждый из игроков молча выбирает мелок или фломастер, которым он будет рисовать.
2. Группа разбивается на пары. Каждый выбирает себе партнера, у которого другой цвет мелка или фломастера. Они берут большой лист бумаги, садятся туда, где им никто не помешает, и кладут бумагу между собой.
3. Для начала каждый берет мелок или фломастер в ту руку, которой он обычно не пишет. Задание состоит в том, чтобы молча вдвоем нарисовать общую картину. То, что будет нарисовано, не важно. Это могут быть линии, символы или реальные предметы либо смешение из различных форм и элементов.
4. Каждый должен рисовать медленно и обращать внимание на то, как происходит общение между ним и партнером.
5. Рисовать надо только своим цветом и по очереди. Оба партнера не дол-жны разговаривать, нельзя также составлять план картины. Картина возникает постепенно, благодаря интуиции, внимательности к инициативам партнера. На этот процесс отводится 15 минут.
6. Теперь партнеры оценивают и анализируют свои действия:
• Как я себя чувствовал во время рисования?
• Очень ли мне мешало то, что я не мог говорить?
• Каковы были отношения между партнерами в начале процесса, как они развивались?
• Возникло ли при этом доверие?
• Были ли неожиданности?
• Доставил ли мне удовольствие такой стиль общения?
• Имели ли место конфликты или борьба за власть?
• Переглядывались ли мы время от времени?
• Какой получилась картина?
• Была ли она собранием разных элементов?
• Был ли у картины центр, структура?
• Какие чувства картина вызывает при рассмотрении?
• Что говорит картина об отношениях между этими партнерами?
Дайте парам 10 минут, чтобы ответить на эти вопросы, и предложите группе собраться вместе. Пары могут показать всей группе получившиеся картины и рассказать о своем процессе общения.
Замечания
Если вы располагаете достаточным временем, то можете провести второй тур с теми же парами, только сняв запрет на разговоры.
Другой интересный вариант — картину должны рисовать трое или более человек. Если Вы работаете с небольшой командой (шесть-восемь человек), то картину могут рисовать все на одном листе бумаги, тоже, естественно,, молча. Таким образом очень быстро можно увидеть отношения между членами команды.
Слепая геометрия
45 минут
В этом упражнении, как и в предыдущем, мы искусственно ограничим возможности участников, чтобы они могли интенсивнее прочувствовать процесс общения и четче заметить его сильные и слабые стороны. В этот раз мы лишим участников возможности видеть.
Это упражнение одинаково подходит для групп, разных по численности и степени обученности, но особенно хорошо оно для естественных групп (рабочий коллектив, класс в школе), члены которых часто принимали общие решения. Упражнение побуждает участников общаться между собой более организованно, не перебивая друг друга и выслушивая предложения каждого.
Материалы
Вам понадобится длинная веревка. Если численность группы — человек шестнадцать, то веревка должна быть около двадцати метров в длину. Отставьте стулья и столы в стороны, чтобы освободить место. Кроме веревки, каждому участнику понадобится повязка на глаза, но они могут и просто закрыть глаза и не открывать их на протяжении всей игры.
1. Участники встают в круг на расстоянии руки друг от друга. Все закрывают глаза или надевают повязки. Положите веревку на пол перед игроками и свяжите ее концы, например, морским узлом. Участники должны найти веревку и взять ее в руки.
2. Теперь скажите группе, что из веревки нужно образовывать различные геометрические формы, не кладя ее на пол. При этом все игроки должны координировать свои действия. Каждый держит веревку обеими руками.
3. Дайте группе конкретное задание — образовать из веревки квадрат-
4. Понаблюдайте за работой группы и через пару минут спросите, нет ли у кого-нибудь ощущения, что квадрат уже получился. Если групп3 сказала, что нет, предоставьте им трудиться дальше, до тех пор, пок3
они не решат, что достигли цели. Если же группа полагает, что уже справилась с задачей, тогда попросите участников открыть глаза, чтобы посмотреть на получившуюся фигуру. Дайте группе 2-3 минуты на обсуждение будущих действий.
5. Вот задачи, которые Вы можете поставить перед группой:
• образовать равносторонний треугольник,
• трапецию,
• эллипс,
• шестиугольник,
• трапециевидный треугольник (это задание завершает упражнение, поскольку такой фигуры не существует).
6. В конце упражнения задайте группе следующие вопросы:
• Были ли во время игры проблемы с общением? Если да, когда и почему?
'· Возникало ли у кого-либо впечатление, что его предложения не выслушиваются и не учитываются?
• Кто взял на себя инициативу по координации и руководству?
• Как было проведено руководство?
• Как я чувствовал себя во время этой игры?
• Мешало ли мне что-нибудь?
• Вызвал ли кто-нибудь мой гнев?
• Порадовало ли меня что-либо?
• Что группа сделала бы иначе, если бы повторила игру?
Футбол вслепую
30 минут
Это упражнение представляет собой увлекательнейшее спортивное со-ревнование. Участники делятся на две противоборствующие команды. Снова вводится некоторое ограничение — активные участники соревнования «слепы», они направляются «тренерами», которые словами указывают им, что делать. Каждый тренер решает двойную задачу: он должен не только направлять своего игрока, но и координировать собственные действия с другими членами команды.
Материалы
Для игры вам необходима площадка размером около шестнадцати квадратных метров для группы в четырнадцать человек. Кроме этого, вам понадобится десять пар старых свернутых шерстяных носков, которые будут выполнять роль мячей. Они дадут вам больше возможностей, чем настоящие мячи.
1 · Группа делится на две равные команды, а вы отмечаете границы игровой площадки и клейкой лентой делите ее на две половины. Отставьте столы и стулья в стороны, чтобы иметь больше места.
2. Каждая команда образует внутри себя пары. Один из партнеров будет тренером, второй — «футболистом». Футболист играет вслепую, просто закрыв глаза или надев повязку. Тренер направляет действия футболиста только словами. Он не может касаться ни мяча, ни своего подопечного.
3. В начале игры все мячи кладутся в середину игровой площадки на разделительную линию.
4. Цель игры состоит в том, чтобы забить как можно больше мячей на игровую площадку противника. Время игры — 5 минут. Выигравшей считается команда, на чьей площадке к концу игрового времени осталось меньше мячей.
5. Подробно расскажите о правилах безопасности. Мячи перемещают^ за счет легких толчков ногами, а не сильных ударов. Каждый тренер лично отвечает за безопасность своего игрока. Тренер и игрок в любое время могут переговариваться, но тренер, как уже было сказано, не может касаться мяча и игрока, кроме тех случаев, когда его игроку грозит опасность. Важно: во время игры запрещено бегать! Проследите за тем, чтобы правила игры неукоснительно соблюдались.
6. Дайте командам 5 минут потренироваться, чтобы тренеры и игроки могли сыграться и выработать свою технику. Затем дайте еще 5 минут, чтобы каждая команда могла выработать общую стратегию.
7. Ограничьте время соревнования 5 минутами. Чтобы сделать соревнование более зрелищным и драматичным, используйте сигнальный свисток для начала и конца игры. Следите за тем, чтобы все правила соблюдались, особенно чтобы никто не бегал. Договоритесь о стоп-сигнале в случае опасных ситуаций; например, услышав двойной свисток, все должны замереть на месте.
8. После игры проведите опрос сначала среди игроков каждой команды:
• Как происходило общение между тренером и его игроком?
• Как проходило согласование действий между тренерами?
• Каким было соревнование? Увлекательным? Слабым? Игровым? Тщеславным? Ожесточенным?
• Что было важнее — выиграть или просто получить удовольствие?
• Были ли опасные моменты?
9. Затем подведите итоги для всей группы.
й-----------------