Мягким - в жёсткое, жёстким - в мягкое.

Удар, нанесённый жёстким (например, кулаком) в жёсткое (например, в лоб) может привезти к травме бьющей конечности. Удар мягким (например, ребром кулака) в жёсткое позволит не травмироваться и бить сильно. Удар жёстким (например, согнутой фалангой среднего пальца) в мягкое (живот, шею, почку) даст возможность нанести серьёзную травму, при этом сила проникнет глубоко внутрь тела противника.

Допустимы и удары мягким в мягкое, но в некоторых случаях они требуют хорошего овладения техниками "внутренней жёсткости" и управляемым "внутренним движением".

Это не всё…

-1- -2-

Для того, чтобы дать представление о бузовской работе ногами, используем сравнительный анализ аналогичных техник в различных системах единоборств.

Начнем с каратэ. Цитата из книги "Техника каратэ" С.Заяшникова:

"Во всех приемах борьбы ногами, прежде всего, используется разгибание ноги в коленном суставе. Существует две разновидности ударов ногами. Если во время исполнения приема бедро сильно толкается в направлении цели, то такой удар называется гери-кэ-коми (толчковый удар ногой). А если удар ногой наносится, используя лишь разгибание колена, то он носит название гери-кэ-аге. Как правило, удары на длинные дистанции наносятся с помощью кэ-коми, так как участие бедра в прямом ударе увеличивает дальность его действия. В то время как на короткой дистанции удара нога при помощи кэ-аге поднимается вверх (аге-поднимать). Однако надо учитывать следующие принципы во время проведения ударов ногами:

-Сначала рывком поднимаете вверх колено и, не прерывая движения, нанесите удар стопой в цель, затем резко отдерните ее обратно. Это не даст возможность противнику захватить вашу атакующую ногу или подбить опорную.

-Нога возвращается по той же траектории, что и наносился удар, и тотчас же должна быть готова для новой атаки.

-Опорная нога должна быть слегка согнутой. Ступня прочно стоять на полу, чтобы суметь воспринять отдачу при контакте с целью.

- При проведении приема атакующая нога должна останавливаться строго рассчитано. Удар должен наноситься с миллиметровой точностью. Этому помогает правильное дыхание и напряжение в нижней части живота (ХАРА).

-Старайтесь держать верхнюю часть туловища перпендикулярно полу".

Рассмотрим взятое из той же книги описание техники самого популярного в каратэ удара ногой - маваши-гери:

"Это удар полукругом по стоящему впереди противнику. Он наносится как передней, так и задней ногой. Ударная поверхность ступни: подъем или подушечка под пальцами ног.

Атакующая нога резко поднимается вверх на уровень бедра, колено максимально согнуто, бедро и голень параллельны полу. Затем, разгибая колено наносится удар. Опорная нога при этом поворачивается на пол-оборота, обеспечивая мощную концентрацию силы вперед. В конечной стадии приема ваше тело должно быть развернуто в плоскости атаки (рис. 1). ".

А теперь кратко проанализируем некоторые принципы и техники, используемые в каратэ при выполнении ударов ногами. Начнем по порядку.

Резкое отведение ноги после удара возможно только в одном случае, если нога босая. Когда на ноге обувь, а тем более тяжелая обувь, такое действие может привести к травме. Отсюда следует первый вывод: "В технике ножного боя, для наших российских условий, нет места резкому отдергиванию ноги после удара".

Далее. Возврат ноги по той же траектории приводит к тому, что боец на некоторое время выпадает из борьбы. Пока его нога возвращается, он бездействует. Если для спорта это допустимо, то в уличном, чаще всего групповом бою, возникновение пауз в действиях может иметь фатальные последствия. Следующий вывод: "Возвращать ногу после удара по той же траектории не рационально, и даже вредно. Поэтому техника боя ногами обязана быть такой, чтобы обеспечивать бойцу возможность переходить с движения на движение без возврата в какие-то промежуточные положения."

С тем, что опорной ноге во время удара следует быть слегка согнутой и прочно стоящей на земле, спору нет. Требование миллиметровой точности к каратистскому удару связано с особенностью этого единоборства. В нем используют удары с концентрацией усилия в "точке". В результате, ошибка в дистанции или уход противника на 5-10 см в сторону, делает их малоэффективными. Такая техника становится ненадежной за пределами спортзала, т.к. под воздействием противника и неблагоприятных внешних условий (плохая видимость, скользкая или неровная поверхность, мешающие предметы и т.п.), выполнять удары с миллиметровой точностью крайне затруднительно. Техника для драки или войны должна прощать бойцу неточность в действиях. Этому требованию отвечают удары с проносом, в них также имеет место концентрация усилий, но не в точке, а на довольно значительном отрезке траектории движения.

Сформулируем очередной вывод: "Основу ножного боя должны составлять удары с проносом". Это не значит, что остальные типы пинков надо отбросить, они займут место дополнительных элементов, применяемых в подходящих ситуациях.

Теперь поговорим о необходимости держать верхнюю часть туловища перпендикулярно полу. Такое требование для боя ногами просто абсурдно. Например, большинство ударов современного каратэ (йоко-гери кэ-коми, маваши-гери, ура-маваши-гери, уширо-гери) крайне затруднительно или просто не возможно выполнить с вертикальным корпусом. Поэтому так никто и не делает. Таким образом получаем: "Не может быть каких-либо ограничений на положение корпуса, оно должно определяться только конкретной ситуацией".

Теперь рассмотрим подробнее технику ранее описанного каратистского удара - маваши-гери. Если вы посмотрите на рисунок 1, то увидите, что в течение всего времени выполнения у бойца открыт пах и опорная нога. Такой способ нанесения удара, очень опасен в драке, где пах и ноги являются основными целями для поражения. Кстати говоря, некоторые продвинутые каратисты не любят работать с новичками, именно из-за того, что те постоянно попадают им в пах своими корявыми, еще непоставленными ударами.

Проведенный анализ был сделан не для того, чтобы доказать несостоятельность каратэ. Оно, как и другие спортивные единоборства, использует оптимальную для своих условий существования технику. Например, бойцу, использующему удары с проносом, нечего делать в соревнованиях по правилам бесконтактного каратэ. Просто то, что хорошо в спорте, не всегда пригодно в реальном, чаще групповом уличном бою.

Рассмотрим технику таэквон-до. Для начала выдержка из книги Чонг Ли "Динамика ударов ног":

"Следующие правила отражают наиболее важные аспекты движений всех ударов ногами. Из этих пяти правил первые три: использовать полную силу только на максимальном распрямлении: высоко поднимать колено и ногу, которой наносится удар, в момент удара корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию, при этом особое внимание следует уделять бедрам и ногам.

Использовать полную силу при максимальном распрямлении. Многие вкладывают полную силу в течение выполнения всего удара, в результате их мышцы непрерывно напряжены. Это напряжение не только уменьшает скорость удара, но и напрасно расстраивает силы, если удар наносится с максимальной скоростью, вся нога должна оставаться расслабленной вплоть до момента полного распрямления, затем вся сила (следовательно, напряжение мышц) должна быть взрывоопасно вложена в один предельно короткий миг.

Высоко поднимать колено и ногу, которой наносится удар. Все удары должны начинаться с максимально высоко поднятого колена. Тогда соответствующий удар можно сделать одним движением. Преимущество при этом заключается в следующем:

А) Удар приобретает большую проникающую силу, когда угол между распрямленной ногой и горизонтально прошедшей через цель уменьшается.

Б) У противника остается меньше времени, чтобы среагировать, при высоко поднятом колене удар можно наносить в различные цели (в верхний, нижний или средний уровни). В результате противнику трудно предугадать, куда именно наносится удар.

В) Удар из такого положения труднее блокировать. Когда удар наносится прямо с земли в какую-либо цель, противнику достаточно опустить свою руку, чтобы сдержать его. Когда нога высоко поднята и находится ближе к телу противника, он не может уже блокировать столь эффективно. Он не может заранее предугадать, по какой траектории будет двигаться нога, и следовательно не может выбрать подходящий блок.

В связи с этим умный боец никогда не будет начинать удар, подтягивая стопу ударной ноги к колену опорной ноги. Такое движение уменьшает скорость и растрачивает силу.

Корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию ноги и бедра:

А) Сила и скорость являются непосредственными качествами мощных жестких ударов. Однако если в выполнении удара участвуют только мышцы ноги, сила и скорость определяются только их действием. Толчок, создаваемый при использовании бедер увеличивает скорость движения ноги и дает огромный выигрыш в силе.

Б) Кроме того, даже если бедро выбрасывается в сторону удара, сила и скорость существенно уменьшаются, если весь корпус не движется по той же линии."

Использовать полную силу на максимальном распрямлении - это правило для выполнения любых хлестких, хлыстообразных ударов, будь то удары ногой или рукой. Такие удары выполняются главным образом за счет разгиба в колене и разрушительно действуют на коленный сустав, особенно если их делать в обуви. Больные колени - профессиональное заболевание таеквондистов. Используя хлыстообразную технику при работе в обуви, можно травмировать ногу с одного удара, особенно в горячке драки. Поэтому для боевой техники ног, выдвигаем следующее требование: "При выполнении ударов движения в коленном суставе должно быть минимальным или полностью отсутствовать". Однако, необходимо уточнение: "В благоприятной ситуации (например, когда исключен промах) использование хлесткого удара вполне оправдано".

Теперь о максимально высоко поднятом колене. Такой способ выполнения ударов оставляет открытым пах и опорную ногу. Для таэквондо это не существенно, т.к. там, правилами соревнований запрещены удары ниже пояса. Однако, для улицы это совершенно не приемлемо. Поэтому, можно говорить о том, что "колено должно подниматься ровно на столько, на сколько надо в данный конкретный момент и не сантиметром выше". В таэквондо считают, что у противника остается меньше времени на реакцию, если наносить удар с высоко поднятого колена, т.к. с этого положения можно бить во все уровни, и в результате противнику трудно предугадать направление атаки. Это верно только для этого единоборства, накладывающего большие ограничения по способам воздействия на противника. Для реального боя вс будет с точностью до наоборот. Если все удары начинаются с одного единственного положения, с высоко поднятым коленом, то все они в ъ этом самом положении и блокируются (например, коленом или встречным ударом ноги) и не надо разбираться, куда противник собирался выполнить удар. Можно сформулировать следующее требование к боевой технике ног: "Для того чтобы действия бойца были наименее предсказуемы, ножные удары не должны привязываться к каким то исходным стандартным положениям"

е будет с точностью до наоборот. Если все удары начинаются с одного единственного положения, с высоко поднятым коленом, то все они в ъ этом самом положении и блокируются (например, коленом или встречным ударом ноги) и не надо разбираться, куда противник собирался выполнить удар. Можно сформулировать следующее требование к боевой технике ног: "Для того чтобы действия бойца были наименее предсказуемы, ножные удары не должны привязываться к каким то исходным стандартным положениям".

Несколько слов о том, что корпус, бедро и нога должны быть на одной линии. Такое положение действительно усиливает удар, поэтому его надо использовать. Кстати говоря, сразу снимается вопрос о вертикальном положении корпуса во время удара.

Переходим к анализу техники следующего восточного единоборства, широко использующего удары ногами, - это муай-тай или таиландский бокс. Приводим описание двух характерных для муай-тай ударов взятое из книги О.Терехова и С.Заяшникова "Таиландский бокс":

"Низкий круговой удар ногой (часто называют "лоу-кик"). Это один из основных, часто используемых ударов в тайском боксе. Благодаря тому, что этот удар сложнее увидеть, чем удары в голову и туловище, он становится очень эффективным в бою и часто приводит противника к нокаутам. Удар наносится по внутренней, внешней и задней сторонам бедра.

Исполнение из боевой стойки вес тела перемещается на левую ногу. Одновременно с поворотом туловища влево, правая, немного согнутая нога, движется по дуге справа на лево к цели. Удар наносится передней нижней частью голени, так как большая берцовая кость гораздо крепче мелких костей стопы (рис. 2).

Круговой удар ногой в туловище и голову. Это также часто применяемый удар в муай-тай. Он обычно используется как решающий удар для достижения победы или как атакующий для последующего развития серией ударов.

Исполнение: аналогично низкому круговому удару, но в данном случае нога движется в туловище или голову. Особенно эффективен этот удар левой ногой в правое подреберье, так как это область-(область печени) является уязвимым местом. Удар наносится голенью или подъемом стопы (рис. 3)."

В отличие от каратэ и таэквондо круговые удары в муай-тай выполняются с проносом, что делает эту технику более приемлемой для использования в драке, но тут есть свои ограничения.

Круговые удары в таиландском боксе выполняются подъемом или голенью. Это легко травмируемые части ноги, которые можно использовать в качестве ударных поверхностей только после длительной предварительной закалки (набивки). Набивка имеет свойство быстро исчезать без регулярной тренировки, а вот привычка бить так, как будто нога - это бесчувственное бревно остается. В результате очень легко получить серьезную травму. Техника муай-тай делает бойца зависимым от регулярных, очень специфических тренировок, что не приемлемо для боевой техники, которая должна быть эффективной и малозависимой от условий жизни и тренировок.

Подытожим вышеизложенное: "Техника ударов ногами, предназначенная для реального боя, должна позволять бойцу вести эффективный бой вне зависимости от наличия набивки (сюда же можно отнести растяжку)". Хотя, с моей точки зрения, и то, и другое иметь желательно).

У тайландского бокса есть еще одна особенность. Это высоко специализированное спортивное единоборство, предназначенное исключительно для ведения боя один на один. В результате чего техника крайне бедна. Если не считать удары коленями, то в этом единоборстве используются практически только два удара, передний и круговой, нет ударов в сторону и назад. Чтобы вести групповой бой боец муай-тай будет вынужден каждый раз поворачиваться лицом к очередному противнику, что не всегда возможно (из-за недостатка времени, в случае если боец скован одним из нападающих, из-за наличия мешающих предметов на местности и т.д.)

Формируем еще одно правило для реальной техники боя ногами: "Техника должна быть максимально разнообразной, чтобы обеспечить бойцу возможность действовать в любых условиях".

Подытожим все наши выводы. В наших Российских условиях техника боя ногами для драки или войны должна отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие резкого одергивания ноги после удара;

2) возвращать пробившую ногу в исходное положение не рационально и даже вредно;

3) опорную ногу все время необходимо держать слегка согнутой и прочно стоящей на земле;

4) основу техники реального боя должны составлять удары с проносом;

5) положение корпуса во время удара ногой может быть произвольным и определяется только боевой ситуацией;

6) при выполнении ударов движение в коленном суставе минимально или полностью отсутствует;

7) при ударе колено должно подниматься ровно на столько, на сколько надо и ни сантиметром выше;

8) ножные удары не должны привязываться к каким-то исходным, стандартным положениям;

9) выстраивание корпуса, бедра и ноги в одну линию усиливает удар;

10) техника ударов ногами, предназначенная для реальной драки, должна позволять бойцу вести эффективный бой вне зависимости от наличия набивки и растяжки;

11) арсеналу ударов необходимо быть максимально богатым.

Теперь переходим непосредственно к бузовской ножной технике. Она не просто отвечает всем выше приведенным требованиям, а перекрывает их с запасом, т.к. кроме них, в соответствии с системными бузовскими правилами, выполняет еще и условия непрерывности, т.е. отсутствие мертвых точек (см. др. наши статьи) и простоты освоения.

Бузовская техника проста для освоения, но очень сложна для описания. Поэтому, мы дадим описание ее упрощенной модели, которая дает хорошее представление о бузовском подходе к ударам ногами.

Все многообразие бузовской ножной техники рождается из трех движений: двух основных - это "запашка" (все удары направленные внутрь) и "отмашка" (все удары направленные наружу), а также одного вспомогательного - "пинок" (движение направленное от себя). Пинок является вспомогательным, т.к. включает в работу колено, что снижает надежность техники.

Упрощение, используемое в модели, будет заключаться в разделении запашки на внутренний (рис. 4) и круговой (рис. 5) удары, а отмашки на наружный (рис. 6) и обратный круговой (рис. 7) удары. Такое разделение, характерное для всех восточных единоборств, в бузе отсутствует. Это не значит, что в ней одним словом называют два разных удара, бузник выполняет эти внешне очень разные движения по внутренним ощущениям, воспринимает их как одуманные. Это связано с бузовской особой техникой выполнения этих ударов. Мне при поставленной технике восточных единоборств, потребовался год, чтобы разобраться, как это делается. Очень сильно мешали старые навыки и устоявшиеся взгляды на способы выполнения ударов ногами

Вышепоказанные удары выполняются за счет движения в тазобедренном суставе, при минимальном или полном отсутствии движения в колене. Они выполняются по петлеобразной траектории, что позволяет избежать мертвых точек. Трансформируя эту траекторию при необходимости, накладывая на нее пинок, мы можем получить любой необходимый нам удар ногой.

Приведем несколько примеров. Запашка и отмашка в чистом виде, предназначены для атаки с боку. Если нам необходимо ударить перед собой вытягиваем траекторию этих ударов в вертикальной плоскости. На рисунке 8 показан удар снизу прямой ногой, получаемый из внутреннего или наружного удара. Им можно атаковать пах или колено стоящего противника. Если необходимо ударить в живот, то удар выполняется согнутой ногой (рис. 9) движения в колене в момент удара нет. При необходимости таз подается вперед. Если надо выполнить толчковый удар, то вынос прямой ноги, соединяем с подачей таза в удар (рис. 10). Траекторию внутреннего или наружного удара можно трансформировать так, чтобы получился удар сверху (рис. 11). Им можно атаковать бедро стоящего противника или произвести добивание после броска. Во всех вышеприведенных ударах движение в колене отсутствовало, в соответствии с правилами для любой работы ногами, но уже отмечалось, что никакого абсолютного запрета на него нет.

Если положить пинок на вытянутую в вертикальной плоскости траекторию кругового и обратного кругового ударов, то получаются удары похожие на каратистский еко-гери-искоми (рис. 12 и рис. 13). А если использовать начальную восходящую часть вытянутой в вертикальной плоскости траектории обратного кругового удара и наложить на нее пинок, то получим удар похожий на каратистский ушира-гери (рис. 14). Сравнение с восточными единоборствами здесь делается, чтобы показать, что, используя бузовской подход, можно получить любой удар существующий в восточных единоборствах, а при желании еще и много других, при этом все они по своей внутренней структуре всегда будут или запашкой или отмашкой.

Запашка, отмашка и пинок - это не столько техника ударов, сколько принципы боевой работы, освоение которых позволяет бойцу выполнить любой максимально соответствующий конкретной боевой ситуации удар ногой.

Тех, кто прочитав эту статью решил, что он понял, что из себя представляет бузовская техника хотелось бы предостеречь. Если вы попытаетесь применить эти удары в спарринге, то, скорее всего, разочаруетесь. Противник будет легко ловить вас за ноги, т.к. есть удары, и есть правильные способы их использования, которые необходимо знать. Бузовская техника вне бузовской системы ведения боя, может быть использована крайне ограниченно. В русском боевом искусстве работают не удары, пинки и броски, а система в целом.

Попробуем пояснить это на примере не связанном с рукопашным боем. Как-то по телевидению прошла передача, созданная компанией "ВВС" и посвященная технике второй мировой войны. В ней сравнивался немецкий танк "Тигр" и русский "Т-34". Сравнение шло примерно так: у "Тигра" пушка превосходит пушку "Т-34" по дальнобойности и по используемой оптике; броня и сборка танка "Тигр" были более качественными (показывают броню "Т-34" времен второй мировой войны, с перекошенными заклепками, и с отверстием, где эта самая заклепка вообще не была поставлена); у "Тигра" двигатель был мощнее; ходовая часть обеспечивала более плавное движение; для экипажа были созданы более комфортные условия и т.п. А в заключении говорится следующее: "в целом же русский танк "Т-34" по своим боевым характеристикам значительно превосходил немецкий "Тигр"!" Вот так.

Русский "Т-34" по частям уступал "Тигру", а в целом превосходил. Это есть пример русского боевого искусства, которое состоит из более простых, в сравнении с другими единоборствами, а значит более надежных и легких в освоении частей, взаимодействие которых организовано особым образом, по-русски, что позволяет иметь преимущество над всеми этими другими единоборствами.

Мягким - в жёсткое, жёстким - в мягкое. - student2.ru

Наши рекомендации