Орфографическая подготовка
Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне, устно подберите проверочные слова. (Казался, вылетела и др.)
Найдите слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова. (Рубка, вырубка, сережки, березки.)
Слова для справок: убирать, прозрачным, хворост, что-то, захлопало, зашумело, внизу.
Развитие речи №3
Сочинение.
Приметы осени во всём встречают взор.
Справочный материал.
Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь; явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.
Приметы осени: реже светит солнце, становится холоднее, всё больше пасмурных дней, желтеют листья, птицы улетают, дни становятся короче.
Примерный план сочинения.
1. О приходе осени.
2. Изменения в природе осенью (о небе, о воздухе, о солнце, о дожде, о ветре, дни становятся короче).
3. Отлёт птиц.
4. Краски деревьев осенью.
5. Твоё отношение к осени (что нравится, радует, восхищает, чем огорчены).
Образец сочинения.
Вот и наступила осень. Осень радует нас обилием плодов, тишиной и спокойствием. Много изменений происходит в природе с приходом осени.
С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и легкие морозы. На небе всегда облака. Серые, низкие тучи, из которых идет дождь. Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака. Дожди стали идти чаще, они холодные. Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди. День убавляется, а ночь прибавляется. Но 23 сентября день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь все увеличивается.
Перелетные птицы улетают в теплые страны. Только почувствовав приближение осени, ласточки собираются в путь. Улетают журавли, утки, гуси... С криком улетают от нас летние гости.
Цветы вянут. Но осенью цветут астры. Трава желтеет. Деревья меняют свою окраску. Берёза первая распускается, первая и желтеет. Затем - трепетная осина. С каждым днем все больше и больше становится желтых, багряных, лиловых листьев.
Развитие речи №4
Изложение.
Моя поляна.
У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.
(По В. Пескову)
Ответьте на вопросы:
- Какое любимое место было у автора?
- Что однажды ему удалось увидеть?
- Как лоси лакомились яблоками?
- Есть ли у тебя любимый уголок?
- Чем он тебе нравится?
Примерный план:
1. Поляна осенью.
2. Встреча с лосями.
3. Воспоминания о поляне.
Орфографическая подготовка.
Запомнить слова с безударной гласной, проверить гласную в корне слова: поляна, прилетают, кормиться, находился, выродились, осмотрелся, подгибал.
Слова для справок: у меня, находится, колени,
вспоминал, собирал.
Развитие речи №5
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Слова для справок:
Хоровод, легкие сарафаны, конусообразная крона, ярко-желтый наряд, красновато-розовый, темно-коричневая, нежно-голубое, пронизана, прозрачный.
Березки в легких сарафанах водят хоровод на опушке леса.
Конусообразная крона у одинокостоящей березы.
Ярко-желтый наряд у берез.
Красновато-розовый кустарник у берега реки.
Темно-коричневая опавшая листва.
Нежно-голубое небо. По нему плывут облака.
Картина пронизана солнечным светом.
Прозрачный воздух.
Примерный план.
1. Осень наступила.
2. Лес точно терем расписной.
3. Река луговая.
4. Моё отношение к картине.