Пара слов о зимних поездках на велосипеде

Сразу оговорюсь – текст не для спортсменов. Пишу для простых смертных, от которых порой слышу завистливый вопрос: «Ну как, не холодно?» Мой стандартный ответ «Не-а!» в целом правдив, но содержит в себе несколько слоёв реальности.

Слой первый (одежда):на улице -28 по Цельсию, ветер (29.01.14). На мне одежды столько же, сколько при обычном походе на работу или ещё куда. На ногах: две пары термобелья (скомбинированы с учётом разницы их показателей и защищают в основном коленные суставы), штанцы зимние спортивные на флисе. Две пары специальных носков, ботиночки тоже не простые. Специальность «ножной» экипировки даёт максимальную защиту от холода при минимальном собственном весе. Сразу скажу: ноги всё равно мёрзнут. Верхний этаж – термобельё в один слой (годится почти любое), курточка утеплённая вместо кофты и штормовка поверх всего. На лице двойная косынка (закрывает уши и нос), мембранная шапочка, маска для сноуборда. На руках – сноубордические перчатки.

Этот набор экипа сложился два зимних сезона назад. Все попытки что-то заменить пока не увенчались успехом.

Слой второй (велосипед): из особоспециального только шипованная резина. Хотя все прошлые «зимники» откатал на летних полусликах, теперь не представляю зимней езды без шипов.

Слой третий (дороги): сказать о наших дорогах что-то новое сложно, но есть масса мелких нюансов, проявляющих себя именно в отношении велосипедиста.

Итак, поехали.

Правда первая: вся эта одежда страшно много весит. Движения скованы. Обзор – как у лошади в шорах – только перед собой. Маска потеет и замерзает. Ноги в ботиночках тоже мёрзнут ощутимо (вероятно из-за особенностей кровоснабжения). И всегда есть опасность застудить колени. Верхняя часть тела потеет так, что к концу поездки обе куртки мокрые насквозь, шапку и косынку можно выжимать. На работе сразу кладу их на батарею, а внутреннюю куртку выворачиваю наизнанку (благо, она двусторонняя).

Правда вторая: шипованная резина тяжелее обычной в разы. Она хорошо цепляет за лёд, но при этом заметно снижает скорость именно своим сцеплением. Вязнет шиповка и на асфальте, и на брусчатке. На плотном снеге вязнет так, что хочется плакать. О том, чтобы разогнаться по-летнему, следует забыть. Трансмиссия велосипеда на холоде тоже может вести себя по-разному. Но никогда – в твою пользу. Всё происходит чуть медленнее, чуть тяжелее.

Правда третья: гладкий лёд на дороге – не проблема. Плотный снег – не проблема. Проблема – рельеф. На тротуарах снег утоптан каблуками прохожих в мелкую стиральную доску. Со всеми вытекающими. Езда превращается в непрерывную тряску. Хорошо, что штаны смягчают битьё задницей об сидушку. Но всё равно регулярно хочется поставить мягкую подрессоренную. Там, где не успевают расчистить, ехать приходиться по тропинкам – узким, неровным и горбатым. Из прохожих уступают «лыжню» очень немногие. Увы, но большинство наших граждан тебя не видят, не слышат и тебе не рады. Особенно (уж извините) слепоглухотой отличаются женщины. Всех возрастов и социальных положений. Сталкиваюсь с этим регулярно: мужчины или уступают, или хотя бы извиняются, если тебя не заметили. Женщина будет переть прямо на тебя и не уступит ни сантиметра, делая вид, что тебя нет. Потом запросто обхамит и обругает. В целом же благосклонность граждан друг к другу прямо пропорциональна ширине расчистки тротуара.

Выезд на обочину проезжей части – занятие опасное и проблем не решает. Опасна рыхлая нетающая смесь снега, песка и соли, которой забиты все обочины. Велосипед теряет управление сразу, уходит в неконтролируемый занос. Шипы не спасают совсем. Чуть позже велосипед теряет ход до нуля, и ты – в ловушке. Либо педалишь обочину юзом, в сантиметрах от чьего-нибудь борта, либо ведёшь «коня в поводу» до первой возможности выбраться. Поскольку выигрыша по скорости никакого, уж лучше тротуар. Но и там любое пятно рыхлого снега – готовься к заносу.

В целом: зимняя катка физически тяжелее на порядок, суммарная скорость передвижения на порядок ниже. Экипировка стоит столько, что можно купить несколько велосипедов (или один дорогой). Удовольствие для фанатов.

ЗЫ: Моя ежедневная поездка – 4 км от дома до работы. Вечером столько же обратно. Пользуюсь случаем и благодарю всех, кто чистит дороги от снега. Спасибо всякому, кто видит на дороге не только себя. Спасибо всем, для кого нехамство – норма жизни. А благодарность тем, кто дарит байкеру улыбку, шлёт привет или уступает зебру, в простое спасибо не укладывается. Такие люди запросто делают то, что невозможно достичь никакими деньгами и правительствами – меняют качество жизни. Я часто встречаю вас на самарских дорогах и хочу, чтобы вы знали – вас много. Не знаю, почему, но вас постепенно становится больше.

ЗЫ.ЗЫ: У меня на левой грипсе трещина. Так вот, холод от рулевой трубы прожигает даже сноубордическую перчатку. Если решитесь байкнуть зиму, постарайтесь учесть все возможные мелочи.

©Роман Самсонов, Самара, 29.01.14

Наши рекомендации