II. Открытие нового знания.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как Миша и Маша познают мир.
1. Работа по учебнику (с. 6–7).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Посмотрите с вертолета вниз. Что вы видите? (Учащиеся подробно описывают центральный рисунок.)
– Расскажите о здании школы, школьном дворе, растениях и животных.
– Обратите внимание на детей. Найдите среди них Машу. Что делает Маша? (Девочка прощается с Жучкой перед порогом школы и гладит собаку.)
– Как вы думаете, почему художник дважды нарисовал Машу – перед зданием школы и на переднем плане рисунка? (Художник хотел, чтобы мы хорошо рассмотрели Машу и Жучку и рассказали об их дружбе.)
– Что вы слышите с вертолета? (На борту вертолета можно услышать только шум работающего мотора.)
– Давайте спустимся на землю недалеко от школы и, пока не прозвенел звонок на урок в поселке Мирном, познакомимся с Машей, погладим Жучку. Какие звуки мы слышим на земле? (Лает собака, едет и гудит машина.)
– Какие запахи мы чувствуем, гуляя вместе с Машей на школьном дворе? (Запах хвойных деревьев, травянистых растений.)
– Рассмотрите главный рисунок, где изображена Маша с Жучкой. Почему Маше нравится гладить Жучку?
– Что чувствует Маша, дотрагиваясь до Жучки рукой?
– Кто из вас гладил собаку? Что вы при этом чувствовали? (Гладя собаку рукой, мы чувствуем то же, что чувствует Маша: тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела; видим радость собаки.)
– Что помогло вам и Маше увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? (В этом нам помогли глаза, уши, нос, кожа.)
– Будем ли мы ощущать тепло и мягкость шерсти Жучки, если Жучка в порыве нежности коснется нашей щеки или голой ноги?
– А если мы будем гладить собаку в перчатках, мы сможем почувствовать тепло собаки? (Мы можем чувствовать, что шерсть Жучки мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая, то есть кожей.)
2. Игра «Глаз, ухо».
Учащиеся встают в круг или около парт.
– Я буду называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога и т. д. Если вы услышите слово «глаз», то должны быстро присесть на месте, затем встать и сказать, что вы видите справа от себя.
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря-кря!
Прилетел веселый жук: ж-ж-ж!
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га!
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква!
Ветер ветки раскачал: р-р-р!
Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.
– Какой орган чувств помогает нам все это услышать?
3. Работа в печатной тетради.
– Представьте, что вы загораете на солнышке. Расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете?
– Что помогло вам это все увидеть, услышать, почувствовать?
Вывод: информацию об окружающем мире мы собираем с помощью органов чувств: носа, глаз, ушей, кожи.
– Раскрасьте этот рисунок (задание 3).
4. Игра «Отгадай, чей голосок».
Сначала выбирается водящий, ему завязывают глаза. Весь класс хором говорит слова:
Ну-ка дружно встанем в круг,
Повернемся разом вдруг
И скажем:
– Скок, скок, скок!
Отгадай, чей голосок?
Слова «скок, скок, скок» говорит только тот, на кого показывает учитель. Водящий должен угадать, кто говорит.
– Какой орган чувств помогал вам играть? (Уши.)