На картинке изображен цветущий луг. Беседа по картинке.

—Какие цветы ты знаешь? — Ромашки, колокольчики...

—Покажи ромашку, колокольчик...

—Где растут эти цветы? — На лугу, в поле, в саду..

—Как их можно назвать? — Луговые, полевые, садовые. Можно прочитать стихотворение "Веселый луг".

Смеется луг, хохочет луг Разносятся ветрами.

Веселыми цветами. Смеется он весь день до слез.

И за моря, и за леса До звонких слез —

Цветного эха голоса Вечерних рос...

(Вл.Степанов|

Красив летний луг, много на нем розных цветов и вдруг:

Спал цветок — и вдруг проснулся

Больше спать не захотел!

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь — и улетел.

(А. Рождественская)

— Что же это за цветок? — Это бабочка. (Но лист кладется движущаяся
часть).

Подвижная игра "бабочка" - ребенку предлагается покружиться, кок ба­бочка над цветами. Задания:

—Покажи, как бабочка улетает с цветка (сдувоние бабочки).

—Бабочка улетела с луга (сильный выдох).

—Но бабочки не просто порхают над цветами. Они собирают цветоч­ный сок — нектар. Попробуй подуть так, чтобы бабочка перелетела с одно­го цветка на другой и собрала весь нектар.

Вопросы.

—На какой цветок села бабочка? - На колокольчик.

—Куда перелетела бабочка? - На ромашку ... И т.д.

СТР. 19. картинка Пчелка

Взрослый рассказывает ребенку коротенькую сказку:

(Перед ребенком картинка с изображенными на ней эойцем и ромашкой).

Однажды на лесную опушку выбежал маленький зайчик и увидел ро­машку. Цветок зайчику очень понравился. Он долго рассматривал, как пе­реливаются на солние его лепестки. Вдруг на ромашку опустился полоса­тый шмель. (На картинку кладется движущаяся часть). Зайчик немного испу­гался:

Отдохнуть на травке зайка

Но его спугнул жужжаньем

Под ромашкой захотел.

Полосатый желтый шмель.

А шмель посидел на ромашке и полетел дальше.

Ребенку дается задание сдуть движущуюся часть картинки:

з) "Сдуй шмеля С ромашки" (легкий выдох, как будто подул ветерок).

б) "Подуй так, чтобы шмель улетел далеко-далеко" (сильный направлен­ный выдох). При этом внимание ребенка обращается на то, что не надо накло­няться к листу бумаги, нужно подуть так, чтобы струя воздуха попала под кар­тинку, а не на нее.

в) "Подуй так, чтобы шмель перелетел с ромашки на траву (сел зайчику
на лапу, на ушко..." (тренировке) направленного выдоха).

Можно задать вопросы:

—Где росла ромашка? — На лугу.

—Где сидит зайчик? — Под ромашкой.

—Куда прилетел шмель? — На луг, на ромашку.

—Откуда улетел шмель? - С ромашки.

— Куда перелетел шмель? — С ромашки на траву (лапу) и т.д.
Отвечая на вопросы, ребенок на практике овладевает грамматикой рус­
ского языка.

Вопросы можно ворьировоть в зависимости от возраста ребенка и уров­ня его развития.

Ма более поздних этапах занятий можно предложить ребенку придумать на­чало или продолжение сказки ("Что было до?", "Что произошло потом?").

СТР.21. картинка Кардсон

Фрекен Бок, Малыш и кошка

Встали рядом у окошка.

Карлсон там, включив мотор,

Полетел во весь опор.

Предложить ребенку вспомнить, из какой сказки эти герои (Малыш, Фрекен Бок), если ребенок затрудняется, то положить на лист Карлсона. Спросить, читали ли ребенку сказку про Карлсона (смотрел ли он мульт­фильм).

Кто такой Карлсон?

Где он живет? — В Швеции, в Стокгольме, на крыше.

С кем он дружит? — С Малышом.

Какой Карлсон? — Веселый, добрый, проказник...

Можно предложить ребенку вспомнить, какой эпизод сказки изображен на картинке (Карлсон прощается с Малышом и Фрекен Бок и улетает в свой домик).

Дается задание подуть ток, чтобы Карлсон улетел на крышу (за пределы листа).

СТР. 23. картинка Воздушный шар

Мой воздушный шар летит

Между облаками,

А в корзине я сижу,

И лечу я к маме.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и сказать, что на ней нари­совано: дома, дороги, ручьи, деревья... (вариант: назвать, что на картинке одно; чего много).

После этого на лист кладется воздушный шар. Вопросы: Что это? — Воздушный шар.

Из чего он состоит? - Из шара и корзины. Кто сидит в корзине? — Девочка (мальчик). Что она (он) делает? - Летит в шаре по небу. Что она (он) видит под шаром? — Холмы, поля, лес... Над чем пролетает шар? - Над реками, над домами... Ребенку предлагается слегка подуть на воздушный шар, чтобы ой поднял­ся повыше.

Как летел шар? - Низко. Как сейчас летит шар? — Высоко. Задание. Подуть на шар так, чтобы он поднялся вверх. Как теперь летит шар? — Еше выше.

Ребенку предлагается подуть сильно, чтобы шар улетел с листа. Что сделал воздушный шар? — Уиетел (девочка улетела). Детям старшего дошкольного возраста можно предложить вспомнить, в каких сказках, мультфильмах встречался воздушный шар. Кто на нем летал. ("Вол­шебник изумрудного города" - Гудвин; "Ну, погоди! - Волк и Заяц" и т.д.).

Наши рекомендации