Эстафета скачками на одной ноге.

Цель: развитие силы ног, прыгучести, равновесия.

Эстафета проводится так же, как и предыдущая, но пере­двигаются игроки скачками на одной ноге. При прохождении поворота ногу менять не разрешается. По мере повышения подготовленности игроков расстояние от старта до пово­ротного пункта увеличивается. Для приема эстафетной па­лочки очередной игрок должен находиться в положении, ког­да одно колено касается площадки.

Прыжковые эстафеты.

Эстафеты, проводимые в прыжках, разнообразны. Предлагаем наиболее интересные из них:

- эстафеты, в которых игроки до поворота прыгают на одной ноге, а возвращаются обратно — на другой;

- встречные эстафеты, в которых на пути игроков ставят­ся препятствия. Игроки преодолевают их, прыгая в длину или высоту (в зависимости от препятствия);

- встречная эстафета, выполняемая прыжками на двух но­гах (ноги вместе) вперед лицом, а обратно — спиной вперед;

- эстафеты с передвижением в прыжках по кругу;

- эстафеты прыжками по условным точкам, обозначен­ным на площадке, передвигаться лучше всего со сменой на­правления, зигзагом.

23.«Эстафета с поворотом».

Цель: развитие быстроты.

Инвентарь: эстафетные палочки.

Организация: группа разбивается на команды, выстраи­вающиеся в две (три) колонны. Во главе команд становятся капитаны. Впереди, на расстоянии 25-30м, выставляются указатели поворота. При проведении игры в зале поворот не должен быть ближе 5 м от стены.

Проведение: преподаватель сообщает играющим, из како­го исходного положения на старте они должны начинать бег, и строго контролирует соблюдение этого положения. Эстафета начинается по сигналу. Капитаны бегут до поворотного пункта, оббегают его, возвращаются и передают эстафету следующе­му участнику своей команды. Принимающий эстафету к этому времени должен стоять на старте в установленном исходном положении. Игрок, передававший эстафету, становится в за­тылок последнему игроку своей команды и ждет, пока снова дойдет его очередь бежать с эстафетной палочкой. Игра про­должается беспрерывно до тех пор, пока каждый из занимаю­щихся не пробежит по крайней мере 4 раза. После этого игра заканчивается и выявляется победитель.

24. «Эстафета с собиранием трех предметов».

Цель: развитие силы мышц ног, быстроты и координации.

Инвентарь: набивные мячи.

Организация: группа разбивается на команды, в которых должно быть одинаковое количество игроков. Команды выс­траиваются в колонны, как в предыдущей эстафете. На места до начала игры раскладываются набивные мячи.

Проведение: по команде преподавателя первые номера команд (капитаны) выбегают со старта и переносят мячи к стартовой линии. Вначале они бегут к мячам, расположен­ным ближе других, берут их, бегом возвращаются и кладут мячи около стартовой линии - справа от второго номера, который должен уже стоять на старте.

Затем они собирают средние мячи и, наконец, дальние. Как только последний мяч будет доставлен к старту, очеред­ной игрок начинает раскладывать мячи по местам: вначале кладет дальний мяч, затем средний и последний — ближний. После того как последний мяч положен, он подбегает к оче­редному игроку, стоящему на старте, и ударяет его по ладо­ни. Тот, получив «эстафету», начинает собирать мячи, подобно первому игроку. Таким образом, эстафета повторяется 3-4 раза без перерыва, после чего выявляется команда победи­тельница.

Подобной этой эстафете, можно проводить эстафету с установкой булав. При этом булавы нужно обязательно ста­вить, а не класть.

В беге с успехом может быть также проведена эстафета с надписью, которая описана в прыжках.

В эстафетах можно использовать различные препят­ствия: барьеры и т.п. В этом случае рекомендуется ближе к старту располагать препятствие, которое преодолевается вертикальным прыжком, а дальше от линии старта эстафе­ты - препятствие, которое потребует горизонтального прыжка.

Эстафеты могут проводиться по прямой линии, змейкой, по кругу.

25. «Эстафеты по кругу».

Цель: развитие быстроты, формирование навыка в беге на вираже.

Организация: группа разбивается на команды по 6 чело­век. Каждая команда становится в круг, и игроки рассчитыва­ются, начиная с капитанов, по порядку номеров. Игроки рас­полагаются лицом к центру круга в 2 м один от другого.

Проведение: по сигналу учителя первые номера (капитаны) делают поворот направо и бегут по внешнему кругу. Оббежав круг, они становятся на свои места. Как только закончивший бег игрок приставит вторую ногу к опорной ноге, партнер, имеющий следующий номер, начинает бег по кругу. Так эста­фета продолжается до последнего участника команды. После­дний игрок, окончив бег, поднимает руку и кричит: «Есть!». Учитель определяет, какая команда выиграла состязание.

В спортивном зале в эстафету можно включить лазанье по канату, опорные прыжки, прыжки в глубину и т.п.

Заключение

Таким образом в процессе обучения студентов легкоатлетическим упражнениям для достижения определённых спортивно-технических результатов и формирования методических навыков и умений необходимо:

- овладеть основами техники движений, т.е сформировать определённые умения (начальный этап обучения);

- детально изучить элементы техники легкоатлетических упражнений с помощью специальных и подводящих упражнений (этап разучивания);

- овладеть движением в целом, соединив отдельные элементы (фазы, этапы) в законченный цикл, добиваясь правильности и слитности их выполнения (этап закрепления и совершенствования).

Соблюдение перечисленных условий позволит студентам: во-первых, более качественно освоить технику легкоатлетических упражнений, развить необходимые физические (двигательные) способности и на этой основе успешно сдавать практические нормативы, предусмотренные учебной программой; во-вторых, окажет неоценимую помощь при подготовке к учебно-методическим занятиям, проводимых с целью формирования у студентов методических навыков и умений в проведении занятий по лёгкой атлетике.

Для оценки уровня сформированности у студентов методических навыков и умений на кафедре разработаны учебные задания, которые они выполняют на зачёте. Перечень этих заданий представлен в приложении 2.

Качество выполнения методического задания оценивается следующим образом:

«зачтено» - задание выполнено в основном правильно, но неуверенно и с незначительными ошибками;

«не зачтено» – задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками.

При оценке выполнения методического задания учитываются следующие умения:

- назвать, четко показать и объяснить упражнение;

- выбрать рациональную методику обучения и подавать команды обучаемым;

- предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь обучаемым при выполнении упражнений;

- определять состояние занимающихся, правильно дозировать физическую нагрузку;

- правильно оформлять план (план-конспект) урока (должен представить его до зачёта.

Для более качественного выполнения методического задания в приложении 3 в наглядной форме представлены упражнения, которые используются на занятиях по лёгкой атлетике в различных его частях.

Список литературы:

1. Лазарев, И.В. Практикум по лёгкой атлетике: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. – М.: Издат. центр. «Академия», 1999.

2. Лёгкая атлетика: Учебник для ин-тов физич. культ./Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина.//Изд.3-е, доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

3. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителей/А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов//Под ред. В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2001.

4. Методические рекомендации по формированию навыков в основных видах лёгкой атлетики на уроках физической культуры общеобразовательной школы (5-9 классы). Составители: Г.К ХолодовЮ В.С. Кузнецов, Г.А. Клодницкий. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Никитушкин, В.Г. Лёгкая атлетика: Учебно-методич. пособие для общеобразовательных школ/В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, В.И. Гапеев. - М.: Олимпия Пресс, 2005.

6. Пивоваров, Б.Н. Игры в тренировке легкоатлетов/Б.Н. Пивоваров. – М.: Физкультура и спорт, 1959.

7. Подготовка юных легкоатлетов. – М.: Терра-Спорт, 2000.

8. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2.: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов/Под общей редакцией проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.

9. Хмельницкий, Б.Н. Спорт, спорт, спорт…/Б.Н. Хмельницкий. – М.: Изд-во Эксмо СКИФ, 2005.

Приложение 1

Примерный план урока по лёгкой атлетике

Тема: Обучение бегу на короткие дистанции и прыжку в длину с места.

Основные задачи:

1. Изучить технику бега на короткие дистанции.

2. Изучить технику прыжка в длину с места.

3. Развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности.

4. Воспитывать настойчивость и упорство, дисциплинированность и ответственность.

Тип урока: обучающий.

Время проведения: 45 мин.

Место проведения:Школьный стадион.

Частные задачи Средства Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть – 10 - 12 мин  
1. Организовать группу для проведения занятия. Построение, приветствие, проверка присутствующих и состояние спортивной формы, сообщение задач занятия. 2мин Построить занимающихся в две шеренги.
2. Подготовить организм для выполнения упражнений в основной части занятия Строевые приёмы на месте, ходьба, бег, упражнения в ходьбе, беге, ОРУ на месте 8мин  
2.1. Воспитывать способность сохранять заданный темп и ритм выполнения упражнений при ходьбе. Ходьба обычным и спортивным шагом: на носках, на пятках, на внеш. и внутр. стороне стопы. 1мин Группа движется в колонну по одному.
2.2. Воспитывать способность сохранять заданный темп и ритм выполнения упражнений при беге.   Бег, бег боком вперёд приставными шагами, спиной, прыжками на двух ногах. 1мин в среднем темпе Дистанция 2-3 шага, бег приставными шагами правым и левым боком вперёд выполняются поочерёдно на 2 или 4 счёта, бег с ускорением на 30м со скоростью до 60-70% от максимальной.
2.3. Выполнить обшеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте. Упражнения для мышц шеи, рук, туловища, мышц и связок суставов нижних конечностей. 6мин Перейти на ходьбу и перестроить группу в две шеренги, интервал и дистанция 2 (3) шага.
2.3.1. Выполнить упр. для мышц шеи. Повороты головы налево и направо.   Круговые вращения головой вправо и влево. 5-6 раз в каждую сторону     3-4 раз в каждую сторону И.п. – О.с., руки на поясе. На счёт 1 – повернуть голову налево; на счёт 2 – прямо; на счёт 3 – направо; на счёт 4 прямо.   И.п. – о.с., руки на поясе. Вращения выполнять вправо и влево на 4 счёта.
2.3.2. Выполнить упр. для мышц рук и плечевого пояса. Вращение руками вперёд и назад     Упр. для улучшения подвижности в плечевом суставе 6-8 раз в каждую сторону   6-8 раз в каждую сторону   И.п. – О.с., руки в стороны, пальцы сжаты в кулак. Вращения выполнять на 4 счёта в каждую сторону   И.п. – о.с., кисти рук к плечам. Вращения выполнять на 4 счёта в каждую сторону с акцентом на активные движения в плечевых суставах
2.3.3. Выполнить упр. для мышц туловища.   Наклоны туловища в стороны.   Повороты в сторону и наклоны туловища вперёд. 5-6 раз в каждую сторону   6-8 раз     И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.На счёт 1 -наклонить туловище влево; на счёт 2-И.п.; на счёт 3 наклонить туловище вправо; на счёт 4-И.п. При наклонах туловище не заваливать.   И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт 1-повернуть туловище влево с одновременным отведением левой руку назад; на счёт 2-наклонить туловище вперёд и коснуться пальцами рук носка правой ноги; на счёт 3- выпрямить туловище и выполнить движение на счёт 1; на счёт 4 – И.п. То же выполнить в противоположную сторону. При поворотах туловища кисти рук на уровне плеч, пальцы сжаты в кулак, при наклонах вперёд ноги в коленях не гнуть.
2.3.4. Выполнить упр. для мышц и суставов нижних конечностей.   Приседания.     Смена положений ног в выпаде вперёд.     Приседания с выпадом в сторону.     Прыжки.   Упражнение в парах. 6-8 раз     6-8 раз     5-6 раз в каждую сторону     14-16 повторений с постепенным увеличением темпа   1 мин в среднем темпе И.п. – ноги на ширине плеч, ступни ног параллельно, руки на поясе. На счёт 1 – присесть, руки вперёд, на счёт 2 – И.п. При приседании руки слегка развести в сторону, ладонями вниз.   И.п. – левая нога впереди согнута в коленном суставе на 90°, правая нога сзади, руки на поясе. На счёт 1 - сменить положение ног; на счёт 2 – И.п. Туловище держать вертикально, сзади стоящую ногу в колене не гнуть.   И.п. – ноги шире плеч, руки на поясе. На счёт 1 - выпад влево, присесть, руки вперёд ладонями вниз; на счёт 2 - И.п. Тоже в правую сторону. При приседании туловище держать вертикально, нога в выпаде сгибается до угла 90°, отставленная нога прямая.   И.п. – О.с. На счёт 1 – прыжком левую ногу вперёд, правую назад; на счёт 2 – О.с.; на счёт 3 - прыжком правую ногу вперёд, левую назад; на счёт 4 – О.с. При движении рук вверх ладони внутрь.   Перестроить группу. И.п. – лицом друг к другу, находясь в 2-х шагах от партнёра, упереться руками в плечо, туловище наклонить под углом 60-70°. С усилием поочерёдно сгибать правую и левую стопу. Упр. прекращается по команде «Стой».
Основная часть – 30 - 32 мин
1. Организовать группу для проведения основной части занятия. Подать команду для перестроения.     20"   Построить группу в две шеренги, интервал 1 шаг, дистанция 2-3 шага.
2. Обучить технике бега на короткие дистанции.   Беседа, рассказ, показ, тренировка.     16-18 мин Напомнить виды бега на короткие дистанции. При ознакомлении с деталями техники обращать внимание на положение рук, ног и туловища. При изучении беговых упражнений указывать расстояние, на которое они выполняются, и порядок возвращения в строй.  
2.1. Ознакомить с техникой бега на короткие дистанции. Беседа, рассказ, показ.   30"-40"     Рассказать и показать технику бега на короткие дистанции, обратить внимание на этапы и виды старта. Показ осуществлять стоя боком, сначала в одном направлении, затем в противоположном.
2.2. Освоить движения руками и выполнить специальные беговые упражнения Движения руками     Семенящий бег.     Бег с высоким подниманием бедра.   Бег с захлёстыванием голени сзади. 1 мин Темп медленный   1 мин Темп средний     1 мин Темп средний     1,5 мин Темп средний   1,5 мин Темп средний     В основной стойке или выставив одну ногу вперёд, руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°. Выполнять быстрые движения руками как при Необходимо контролировать положение плеч и движение локтями назад. Наклонить туловище вперёд, выполнить движения руками как при беге, с постепенным выпрямлением туловища.   Шаг короткий, движения частые, нога ставиться последовательно с носка на пятку, руки расслаблены, туловище прямое.   Движения частые, бедро поднимать до угла 90° по отношению к туловищу, ногу ставить под себя на носок, руки согнуты в локтевых суставах и работают в такт с ногами, туловище прямое.   Движения частые, ногу ставить на носок, при захлёстывании голени стараться пятками достать ягодиц, туловище слегка наклонено вперёд, руки расслаблены.
2.3. Разучить положение высокого старта Рассказ, показ, тренировка. 2 мин Положение старта принимать из исходного положения в шаге от линии старта на 3 счёта: 1 – толчковую ногу поставить перед линией старта, туловище прямое; 2 – туловище наклонить вперёд, ноги поставить на носки и согнуть в коленных суставах, тяжесть тела перенести на впереди стоящую ногу, разноимённую руку подать вперед, противоположную назад, согнуть в локтевых суставах; 3 – вернуться на исходное положение.  
2.4. Разучить технику стартового разбега. Рассказ, показ, тренировка. 2 мин Стартовый разбег выполнять из положения высокого старта. Сначала выполняет первая шеренга, затем вторая.  
2.5. Разучить технику бега по дистанции. Рассказ, показ, тренировка. 2 мин   Тренировку проводить в парах, по команде или потоком, дистанция 5-6 шагов.
2.6. Разучить технику финиширования. Рассказ, показ, тренировка. 2 мин Тренировку проводить потоком, дистанция 5-6 шагов.
3. Обучение технике прыжка в длину с места. Беседа, рассказ, показ, тренировка.   14-16 мин Напомнить виды прыжков. При изучении деталей техники обращать внимание на положение рук, ног и туловища. Указывать порядок выполнения заданий и возвращения в строй.
3.1. Ознакомить с техникой прыжка в длину с места. Беседа, рассказ, показ. 1 мин Рассказать и показать технику прыжка, обратить внимание на угол вылета после отталкивания и положение тела после приземления. Показ осуществлять стоя боком, сначала в одном направлении, затем в противоположном.
3.2. Выполнить подготовительные упражнения. Упражнение для подготовки к отталкиванию.   Прыжок вверх.   Прыжок с небольшим продвижением вперёд. 5-6 раз в медленном темпе     3-4 прыжка   3-4 прыжка И.п. - ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Упражнение выполнять на 3 счёта: 1 - подняться на носки, руки вверх; 2 – согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперёд, перенести тяжесть тела на переднюю часть стопы, руки отвести назад; 3 – И.п.   И.п. – прежнее. Упражнение выполнять на 4 счёта: 1 - подняться на носки, руки вверх; 2 – согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперёд, перенести тяжесть тела на переднюю часть стопы, руки отвести назад; 3 – разгибая ноги и туловище резко оттолкнуться вертикально вверх, поднять руки вверх, прогнуться, приземлиться на всю стопу, ноги согнуть в коленях, туловище наклонить вперёд, руки перед собой, ладонями вниз; 4 – И.п. Прыжок выполнять на высоту 30-4-см.   И.п. – прежнее. Упражнение выполнять на 4 счёта: 1 - подняться на носки, руки вверх; 2 – согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперёд, перенести тяжесть тела на переднюю часть стопы, руки отвести назад; 3 – разгибая ноги и туловище резко оттолкнуться вперёд- вверх, поднимая руки вверх и прогибаясь в пояснице, приземлиться на всю стопу, ноги согнуть в коленях, туловище наклонить вперёд, руки перед собой, ладонями вниз; 4 – И.п. Прыжок выполнять на расстояние 1м.  
3.2. Разучить технику прыжка в длину с места. Рассказ, показ, тренировка. 4- 6 мин Выполнять по разделениям на 4 счёта, Прыжок делать на максимально возможное расстояние. Обратить внимание на угол вылета (примерно 60°). Выполнять одновременно или по шеренгам.
3.3. Закрепить технику прыжка в длину с места. Тренировка. 3 – 4 прыжка Прыжки выполнять в целом, парами, по команде. Оценить технику прыжка.
4. Совершенство- вание изученных упражнений. Соревнования, эстафеты. 8 – 10 мин   Соревнования проводить между парами и командами. Указать порядок определения победителей.
Заключительная часть – 3 мин  
1.Способствовать расслаблению мышц и суставов и снижению активности систем организма. Бег, ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление мышц рук (медленное вращение, потряхивание). 1 мин в медленном темпе Перестроить группу в колонну по одному, при выполнении бега и упражнений в ходьбе дистанция 2 шага.
2. Организовать группу для подведения итогов занятия. Беседа. Рассказ. 2 мин Построить группу в одну шеренгу. Оценить дисциплину и действия занимающихся. Дать задание для самостоятельной работы.
           

Преподаватель _____________________________

(роспись фамилия, инициалы)

Дата __________

Приложение 2

Наши рекомендации