Игры для обучения приему подачи
«Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях один против другого. По команде учителя игроки, стоящие на одной боковой линии, посылают мячи одним из способов подачи на своих соперников, а те стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по десять подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто больше принял мячей без ошибок.
«Кто лучше?». Три игрока располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по десять сильных (или нацеленных) подач. За прием мяча начисляются очки: 2 — прием с ошибкой; 3 — прием без технической ошибки; 4 — прием без ошибки с доведением мяча в зону нападения; 5 — дана хорошая передача сразу на удар. После десяти подач игроки меняются зонами. В конце объявляется победитель, набравший наибольшую сумму очков.
Нападающий удар
Нападающий удар — основное и самое эффективное тактическое средство ведения борьбы. Наиболее доступен для школьников прямой нападающий удар «по ходу». При его выполнении направление полета мяча после удара совпадает с направлением разбега , волейболиста.
Помимо прямого нападающего удара «по ходу» различают боковой нападающий удар с переводом а обманные удары. Нападающие удары различаются не только техникой выполнения, но и своей тактической направленностью. Нападающий игрок, в зависимости от игровой обстановки, т. е. от направления и высоты передач, расположения блока и игроков защиты соперника, старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий преодолевать блок соперника,, стремится послать мяч обманным ударом в менее защищенную зону или на слабого игрока. Если волейболист овладел только одним способом нападающего удара, то соперник быстро приспособится к манере его игры и закроет блоком.
Нападающий удар, как наиболее сложный технический прием, труднее осваивается школьниками. Для качественного его выполнения необходимо быть хорошо физически подготовленным, научиться выполнять ряд сложных по смысловой и двигательной задачам действий: разбег, который следует постоянно соразмерять с летящим мячом; выбор места отталкивания; прыжок с замахом для удара и эффективный удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка. Все эти Действия протекают в пределах 1—3 с при постоянно меняющейся ситуации (несвоевременный выход нападающего, неточная передача и др.), поэтому требуется длительное обучение нападающему удару.
Прямой нападающий удар (по ходу разбега) выполняется следующим образом. Волейболист, находясь в высокой стойке и определив возможности направления полета мяча, убыстряя бег, устремляется к месту отталкивания для выполнения нападающего удара. Начало и скорость разбега зависят от расстояния и траектории полета мяча. При последнем шаге разбега руки движутся вниз-назад, волейболист опускается на вперед выставленную правую ногу, приставляет левую, приземляется на параллельно поставленные стопы и сгибает ноги. За счет махового движения руками вперед-вверх и разгибания ног спортсмен выполняет прыжок вверх. Правая рука, производя замах, сгибается в локтевом суставе, плечо отводится назад, туловище прогибается, ноги сгибаются в коленных суставах. Удар по мячу выполняется за счет сгибания туловища и разгибания правой руки, которая движется к мячу; левая рука опускается вниз, ноги разгибаются. Правая рука, сопровождая мяч (кисть сгибается), опускается вниз. Волейболист приземляется на полусогнутые ноги.
Целесообразно организовать изучение нападающего удара по частям: сначала обучить занимающихся ударному движению по мячу на месте, затем в прыжке и только потом в прыжке после разбега.
Разбег перед выполнением нападающего удара должен составлять не более 3 м под углом к сетке 45-500. Прыжок выполняется толчком двух ног с активным махом руками вперёд-вверх. Вначале удары по мячу не должны быть сильными. Когда учащиеся овладеют нападающим ударом, можно чередовать сильные и слабые удары.