Замечания 1 страница

Гуру

10 минут

Многие называют это упражнение напряженным, пробуждающим вни-мание и веселым. Но давайте не будем забывать, что даже многие взрослые люди в атмосфере общей «слепоты» чувствуют себя неуверен­но. Поэтому рекомендуется предлагать это упражнение группе, участни­ки которой уже хорошо знают друг друга. В ходе этого упражнения участники могут обнаружить у себя внутренние противоречия и пробле­мы, которых не было видно раньше. Помещение должно быть не слишком большим, чтобы играющие не потеряли друг друга. Вы сами можете уста­новить границы игровой площадки.

1. Участники закрывают глаза и начинают ходить по комнате, выставив руки перед собой в защитной позе (во избежание случайных столкно­вений). Прикоснитесь к плечу одного из участников. Этот участник становится Руру (учителем). Он открывает глаза. В этой игре Гуру де­лает то, что так или иначе делает настоящий Гуру: он молчит и смот­рит.

2. Все остальные участники ходят по комнате. При встрече участники спрашивают друг друга: «Ты гуру?» Если кто-то не получает ответа, это значит, что ему выпало неслыханное счастье — встретить на сво­ем пути гуру. В приливе благодарности он берет Гуру за руку и идет за ним, открыв глаза. С этого момента он тоже должен молчать и не имеет права отвечать на вопросы других игроков.

3. Если встречаются два обычных игрока, на вопрос «Ты гуру?» оба отве­чают: «Гуру!»; таким образом становится ясно, что никто из них на самом деле не является гуру, и оба продолжают поиски в одиноче­стве.

4. Постепенно все больше и больше участников присоединяются к ГурУ-держась за руки и перемещаясь цепочкой.

5. Постепенно в комнате становится все тише, поскольку число ищущих сокращается. Игра заканчивается, когда все игроки нашли Гуру и вы­строились за ним цепочкой.

Чегояизбегаю

20 минут

Это вербальное упражнение, которое побуждает группу к большей от-крытости и взаимному доверию.

1. Каждому участнику дается карандаш, бумага и 5 минут времени, что­бы написать список под общим заголовком: «Чего я избегаю». Это мо­гут быть темы разговоров и чувства, личности и действия, точки зрения и мнения. Надо попытаться сделать это, не упрекая себя ни в чем и не думая о том, что скажет по этому поводу кто-либо. Скажите группе, что все люди чего-нибудь не любят и избегают, это совершенно нор­мальная ситуация. Это упражнение дает возможность задуматься над тем, насколько мы довольны своей жизнью. Список включает в себя столько пунктов, сколько участник успеет написать за 5 минут.

2. Теперь все участники разбиваются на пары, и каждый беседует с парт­нером относительно своего списка. Однако этот разговор вовсе не обязывает участников изменить свое поведение и перестать избегать тех или иных вещей. Но когда мы знаем, чего избегаем, нам становит­ся легче изменить ситуацию. Если человек осознает определенные барьеры, ему становится легче понять, откуда они возникли. Участни­ки общаются в парах в течение 10 минут.

3. После этого в краткой общей беседе поинтересуйтесь, каким был раз­говор в парах.

Артобстрел

15 минут

Это шутливая, очень веселая игра. При этом она имеет ценность не только как способ развлечения и расслабления, но и как обучающая процедура. Она очень уместна в ситуациях, когда группа устала, когда есть напряжение, агрессия и конфликты на бессознательном уровне. Это абсолютно безопасный способ развеять плохое настроение и преобразо­вать агрессию в полезное действие.

Материалы

Для каждой пары участников Вам понадобится пара мягких «метатель­ных снарядов», например мягкие мячики, мягкие игрушки, свернутые шерстяные носки и т. д. Кроме этого, для каждой пары потребуется одна повязка на глаза, потому что во время игры достаточно трудно помнить о том, что надо держать глаза закрытыми.

1. Позаботьтесь о подходящей площадке. Чтобы игра получилась живой, площадка не должна быть слишком большой. Участники должны иметь возможность достаточно быстро находить и подбирать упавшие мета­тельные снаряды. Отодвиньте в стороны мешающую мебель.

2. Участники разбиваются на пары. Один из партнеров надевает на глаза повязку и берет в руки два метательных снаряда. Другой партнер ста­новится его тренером, но при этом ему не разрешено прикасаться к снарядам. «Слепой» должен делать следующее: бросать снаряды, под­бирать их и при этом еще стараться, чтобы в него самого не попали снарядом. Тренер не может прикасаться к своему партнеру, но может разговаривать с ним, указывать ему направление броска и давать со­веты. «Слепой» также может разговаривать.

3. У каждой пары есть цель — поразить «слепого» из другой команды. Когда это происходит, тренер бросающего игрока кричит: «Попали!» В этот момент игра останавливается, члены выигравшей команды ме­няются ролями и играют еще раз. Однако попадание в тренера запи­сывается как недочет стрелявшей команде, сигналом этого является возглас «Рикошет!» (Хотя, возможно, Вы захотите использовать дру­гие, более воинственные термины.)

4. Никто из участников не должен покидать границы игровой площад­ки. Это важно для того, чтобы сохранить хороший обзор и обеспечить безопасность участников. Если снаряд вылетает за пределы площад­ки, руководитель группы может бросить его обратно. Если ход игры замедляется, вы можете подбросить на площадку дополнительные сна­ряды — это увеличит темп.

Hoc

5 минут

Возможно, Вы читали удивительный роман Патрика Зюскинда «Пар-фюмер» или слышали о людях с прекрасно развитым обонянием. В любом случае Вы можете предложить Вашей группе веселую игру.

1. Вы подготавливаете группу к игре. В процессе подготовки участники ходят по комнате, активизировав свое обоняние. Сколько различных запахов в помещении они смогут идентифицировать? Каждый, кто обнаружил новый запах, рассказывает об этом остальным. Тут стано­вится ясно, насколько тяжело описать словами запахи и тем более их нюансы. Когда Вы таким образом напомнили своим участникам, что каждый из них имеет нос, группа готова к следующему маленькому эксперименту.

2. Все разбиваются на пары. Партнеры подходят друг к другу, поворачи­ваются спинами и закрывают глаза. Скажите участникам, что это во­все не поза для дуэли, а исходная позиция для игры, которая напомнит им, что значит искать иголку в стоге сена. Теперь из этой позиции каж­дый делает максимально большой шаг вперед и поворачивается на 180 градусов — так, чтобы оказаться лицом к другому.

3. Один из партнеров остается стоять на месте и глубоко дышит носом так, чтобы его было еле слышно. Второй игрок закрывает глаза и мед­ленно начинает приближаться к партнеру, используя нос как компас. Его задача — прикоснуться кончиком носа к носу партнера. При этом не разрешается помогать себе руками. Движение должно быть мед­ленным, и идущий партнер время от времени должен останавливать­ся и прислушиваться к дыханию другого, чтобы не сбиться с цели.

4. Подбадривайте участников и предоставьте им время насладиться про­цессом — ведь им вряд ли скоро представится возможность его повто­рить. Люди, наделенные чувством юмора, возможно, впоследствии будут играть в эту игру с ребенком или партнером. Игра усиливает чувство собственной ценности: ведь так приятно, когда партнер при­лагает столько усилий, чтобы вас выследить!

Видеть руками

20 минут

Вотличие от восточных или южноевропейских народов, северные ев-ропейцы избегают прикосновений друг к другу при беседе. Порой такая сдержанность кажется неуместной, поскольку эмоциональная ат­мосфера разговора становится не такой теплой, какой она могла бы быть. Хорошо сработавшиеся команды со временем создают свою атмосферу и не избегают физического контакта. Эта игра как раз направлена на не­большое разрушение привычных границ физического общения — она заводит игроков несколько дальше. Возможно, название этого упражне­ния уже навело Вас на верную мысль. Рекомендуем проводить это упраж­нение, если Вы сами ничего не имеете против прикосновений к Вам других людей.

1.' Осторожно настройте группу на проведение этого упражнения. Пусть участники встанут в круг, держа друг друга за руки. Проведите не­большую разминку, попросив участников закрыть глаза и представить себе, что:

• к телу прикасается нечто холодное,

• к телу прикасается нечто теплое,

• к левой руке прикасается что-то шершавое,

• к правой руке прикасается нечто гладкое,

• к обеим рукам прикасается нечто плоское,

• к обеим руками прикасается нечто круглое,

• к пальцам прикасается нечто маленькое и острое,

• вы берете что-нибудь хрупкое двумя пальцами.

2. Теперь сравните по ощущениям руки ваших соседей по кругу.

3. Теперь попросите участников построиться в две шеренги друг напро­тив друга, так чтобы у каждого определился партнер в противополож­ной шеренге. Участники, стоящие в одной шеренге, закрывают глаза и Делают шаг вперед, чтобы очутиться как можно ближе к другой ше­ренге и иметь возможность коснуться лица стоящего напротив. Они могут две минуты попрактиковаться, изучая пальцами лица своих парт­неров. Разговаривать запрещено всем.

4. Теперь игроки с открытыми глазами делают шаг назад и становятся в другом порядке.

5. Задание «слепых» заключается в том, чтобы найти своего партнера. Если «слепой» считает, что нашел своего партнера, он при этом не должен открывать глаза, а осторожно спросить: «Я нашел тебя?» И только когда партнер подтвердил это, «слепой» может открыть гла­за. В противном случае «слепой» продолжает поиск. Партнеры, на­шедшие друг друга, отходят в сторону и делятся впечатлениями от упражнения.

6. В конце упражнения, при обсуждении того, что происходило в груп­пе, Вы можете кратко рассказать о языке тела, о культурных нормах и доверии.

ДА

Особенноедоверие

10 минут

В ходе этого упражнения участники должны установить друг с другом контакт в течение 5 минут. Опыт этого упражнения вызывает в нас тот комплекс чувств, который мы испытывали в детстве, когда умели без­болезненно освобождаться от напряжения и были особенно близки к ро­дителям.

1. Группа делится на две части. Члены одной из них в удобных позах ложатся на пол — поэтому в комнате должен быть ковер или подстил­ка. Эти участники держат глаза закрытыми на протяжении всего уп­ражнения. Руки должны свободно лежать вдоль туловища, на полу или на бедрах (ни в коем случае нельзя скрещивать руки на груди). Пре­доставьте лежащим возможность отдохнуть и расслабиться, пусть они дышат глубоко, равномерно и представляют себе, как их беспокойство и напряжение уходят все дальше и дальше.

2. Оставшиеся участники выбирают себе кого-нибудь в качестве парт­нера, подходят к ним и садятся рядом, скрестив ноги. Все это происхо­дит в молчании. Лучше всего будет, если партнерами в этом упражнении станут люди, интересные друг другу и недостаточно зна­комые. Сидящие участники стараются расслабиться и дышать в том же ритме, что и его лежащий партнер, пытаясь установить связь с ним. Для этого одна рука кладется под голову лежащего, а другая — под шею. После этого сидящий участник приподнимает голову своего парт­нера на пару сантиметров от пола. Тот ничего не предпринимает, он просто позволяет своему партнеру прочувствовать вес его головы.

3. Затем сидящий начинает осторожно поворачивать голову лежащего из стороны в сторону, но так, чтобы лежащий имел возможность кон­тролировать эти движения. Небольшие движения головой по кругу могут вызвать у лежащего приятное чувство расслабления и доверия. Через пару минут сидящий осторожно и мягко кладет голову лежаще­го обратно на пол и через тридцать секунд после этого убирает руки из-под головы лежащего. У лежащего есть минута, чтобы прочувство­вать свои ощущения. Только после этого он может открыть глаза и увидеть, кто сидел рядом с ним.

4. После этого все участники должны побыть в другой роли. Те, кто в пре­дыдущей части упражнения сидел, ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и ждут своих партнеров.

5. После второй части (которая также длится около 5 минут) все участ­ники обмениваются впечатлениями:

• Что я чувствовал, участвуя в этом упражнении?

• Сложно ли мне было отдать себя во власть другого человека?

• 0 чем я думал во время упражнения?

• Мог ли я довериться незнакомым рукам?

• Что я чувствовал в роли сидящего?

• Было ли мне легко прикасаться к голове другого человека, держать ее?

• Сомневался ли я в том, что смогу сделать приятное своему партне­ру?

• Чему я научился в ходе упражнения?

Поиск

20 минут

Это упражнение выполняется в парах. В ходе него партнеры должны координировать свои действия в необычной ситуации, когда один из партнеров «слеп», это требует особенной коммуникации. «Зрячий» парт­нер должен не только уметь ясно и четко выражать свои мысли, но и при­нимать во внимание неуверенность и беззащитность своего партнера. «Слепой» партнер должен ориентироваться в основном по слуху, посколь­ку каждое слово партнера может иметь большое значение (например, «сде­лай шаг влево, здесь стул» и т. д.) — но при этом он может заявлять и о своих желаниях и потребностях, которым в обычной ситуации внима­ние обычно не уделяется (например, «давай пойдем медленнее... Пожа­луйста, встань слева от меня... Скажи, сколько мы еще должны пройти...» ит. д.). Это упражнение проводится не в помещении, лучше всего вы­полнять его в парке. Каждой паре потребуются повязка на глаза и тен­нисный мяч.

1. Участники группы разбиваются на пары. Основание для выбора парт­нера — стремление лучше узнать его.

2. Один из партнеров надевает повязку на глаза и делает пару кругов, держа в руках теннисный мяч. Затем он как можно дальше бросает его в любом направлении. Задача «зрячего» — служить «слепому» про­водником, помогая ему найти мяч. Он не должен прикасаться к «сле­пому», за исключением возникновения опасной ситуации. «Слепой» тоже может разговаривать и формулировать свои пожелания.

3. Обратите внимание участников на то, что «зрячие» партнеры ни на секунду не должны упускать из виду своих подопечных. Они отвеча­ют за их безопасность. Взаимное доверие может развиваться только в тех условиях, когда «слепой» уверен в постоянной поддержке свое­го сопровождающего.

После того как «слепой» найдет мяч, партнеры меняются ролями. Быв­ший сопровождающий надевает повязку, бросает мяч и ищет его при помощи другого партнера. Можно провести упражнение несколько раз, в зависимости от того, каким временем Вы располагаете.

Оберегающий круг

20 минут

Для этого упражнения нужна большая группа — более шестнадцати человек. Группа на протяжении всей игры концентрируется на од­ном человеке, чью безопасность она должна обеспечивать. Когда чело­век начинает чувствовать, что он может положиться на других, это становится для него очень важным, развивающим доверие опытом. Для этой игры Вам потребуется большое ровное место. Лучше всего, если это будет лужайка, но подойдет и спортивный зал. Игровая площадка не дол­жна быть совершенно пустой.

1. Водящий стоит в центре круга, который образуют остальные участни­ки, стоя на расстоянии двух метров друг от друга. Стоящий в центре закрывает глаза, три раза поворачивается вокруг своей оси и затем бежит с закрытыми глазами в любом направлении. Игроки в круге пытаются поймать его и мягко остановить, развернуть и направить по другому пути, где он опять наткнется на другого ловца.

2. Объясните участникам, что группа в целом отвечает за безопасность водящего игрока. Все должны постоянно следить за ним и вовремя останавливать. Каждый должен обращаться с водящим так, как хотел бы, чтобы потом обращались с ним.

3. Через некоторое время водящим становится другой участник. Поза­ботьтесь о том, чтобы возможность побегать была у каждого.

4. Участники обсуждают игру:

• Что я чувствовал, когда бежал «в неизвестность»?

• Что придавало мне уверенности?

• Как я воспринимал «тормозящие маневры» остальных?

• Когда я стоял в кругу, заботился ли я о водящем?

• Как себя чувствовали ловцы?

• Как происходила координация между ними?

• Были ли пробелы и промахи в деятельности группы?

• Усилил ли этот эксперимент мое доверие к группе?

• Легко ли мне было положиться на группу, когда я бегал с закрыты­ми глазами?

Бег вслепую

20 минут

Э

то упражнение может оказаться еще более сложным, чем предыдущее. На этот раз «слепой» бегун двигается не по кругу: он должен

пробежать с закрытыми глазами некоторое расстояние, а в конце пути его должны поймать страхующие. Некоторый стресс, связанный с выпол­нением этого действия, приводит тем не менее к ясно осознанному пере­живанию успеха, так что участники часто желают повторить эксперимент. В «Бег вслепую» можно играть как на улице, на лужайке, так и в спортза­ле.

1. Если Вы проводите это упражнение в помещении, то тот участник,
который будет «слепым», встает спиной к одной стене. Часть остав-
шихся игроков распределяется вдоль противоположной стены. «Сле-

1 пой» бегун имеет выбор — бежать с повязкой на глазах или просто их зажмурить (второй вариант несколько сложнее). При беге «слепой» игрок должен держать руки перед собой ладонями наружу — в «позе безопасности». Темп бега должен быть небыстрым, как при трусце, и уж ни в коем случае не надо нестись сломя голову.

2. Другая часть группы, которая не стоит у стены, должна образовать коридор вдоль маршрута, по которому побежит «слепой» бегун. Эти игроки возвращают его на правильный путь, если он с него сбился (что случается часто). Цель «слепого» — добежать до противополож­ной стены, у которой должно стоять достаточное количество игроков, чтобы они успели вовремя затормозить «слепого», прежде чем он уда­рится о стену.

3. Попросите всех игроков — и стоящих вдоль коридора, и тех, кто стоит У стены, не шуметь, чтобы «слепой» бегун не отвлекался и мог полно­стью сконцентрироваться на выполнении задания. Попросите группу вести себя так, чтобы «слепому» не пришлось разочароваться в своем Доверии к товарищам.

^· Дайте возможность всем членам группы побегать с закрытыми глаза­ми, а после этого проведите обсуждение (схема обсуждения — см. пре­дыдущее упражнение).

Авторалли

30 минут

Это упражнение — парное. Один из пары становится «слепым», дру-гой голосом направляет его. Поскольку все пары выполняют упраж­нение одновременно, то от участников требуется высокая концентрация на голосе именно своего ведущего, чтобы различить его команды среди общего шума. Особенность этой игры в том, что ведущие должны не толь­ко управлять своими подопечными, но и кооперироваться между собой, чтобы «слепые» не сталкивались во всеобщей суматохе.

В этой игре от участников в равной степени требуется взаимопонимание, умение четко формулировать свои мысли, чутко следить за состоянием партнера и выстраивать правильную стратегию поведения.

1. Отметьте границы игрового поля при помощи клейкой ленты. Шири­на игрового поля составляет примерно 3 м, длина — 6-8 м. Вокруг него должно быть достаточно места, чтобы ведущие, которые там рас­полагаются, могли ходить и управлять своими подопечными. На игро­вом поле размещаются препятствия (книги, пустые картонные коробки, подушки и т. д.), которые «слепые» должны обходить стороной. Игра будет интереснее, если несколько препятствий подвесить к потолку, чтобы игроки от них увертывались. Это могут быть, например, мягкие игрушки, воздушные шарики. Важным моментом является то, что груп­па сама придумывает и устанавливает препятствия.

2. Участники разбиваются на пары и решают, кто из них будет «слепым». «Слепые» становятся вдоль узкой стороны игровой площадки — на месте старта, надевают повязки на глаза или просто их закрывают. Задача «слепых» — достичь противоположной стороны площадки, при­чем это необходимо сделать, не касаясь препятствий. Ведущие долж­ны управлять действиями «слепых» таким образом, чтобы они смогли решить эту задачу. Ведущие не могут при этом нарушать границы иг­рового поля и должны помогать своим партнерам исключительно вер­бальным способом. Еще раз напомним, что препятствий нельзя касаться. Если «слепой» все-таки это сделает, то вся пара выбывает из игры. «Слепые» передвигаются, приняв «позу безопасности»: руки вытянуты перед собой ладонями наружу.

3. В конце игры группа подводит итоги:

• Как действовали ведущие, чтобы довести своих подопечных до кон­ца полосы препятствий?

• Была ли конкуренция между парами?

• Сколько времени потребовалось всей группе, чтобы довести всех «слепых» до финиша?

• Сколько пар вынуждено было выбыть из игры?

• Насколько хорошо себя чувствовали «слепые» в руках своих веду­щих?

футбол

30 минут

Это любопытное упражнение идеально подходит для тех, кому нужны тренинги на сотрудничество и доверие. В основе упражнения лежат простые футбольные правила, только ворот здесь нет, а есть линия, ис­полняющая их функцию. Удар за линию означает гол. Вам понадобится не очень сильно надутый мяч. Если группа очень боль­шая (от восемнадцати человек), Вы можете ввести в игру два или даже три мяча одновременно — это придаст игре динамичность. Чтобы разли­чать команды, можно предложить участникам повязать на лоб красные либо синие платки. Лучше всего играть на газоне. Положите на землю параллельно две веревки около 10 м длиной, на расстоянии 20 м друг от друга. Пространство между ними будет игровой площадкой. (Если вы иг­раете в спортивном зале, то границами поля могут служить баскетболь­ные линии.)

1. Группа делится на две равные команды. В эту игру надо играть с зак­рытыми глазами, поэтому все оказываются в равных условия, и нали­чие или отсутствие футбольных навыков не имеет особого значения. Каждая команда делится на пары. Один из партнеров надевает повяз­ку на глаза (синюю или красную — в зависимости от команды) — этот партнер будет играть. «Зрячий» партнер будет тренером, который направляет «слепого» голосом.

2. Прежде чем начнется игра, можно дать участникам возможность по­тренироваться. «Тренеры» указывают своим партнерам, где находит­ся мяч и куда его бросать.

3. Когда начнется игра, выстройте обе команды возле средней линии, как это делают настоящие футболисты. Вы даете сигнал к началу при по­мощи свистка и вбрасываете мяч (мячи) как можно точнее в середину поля. Игра началась.

4. Вот правила, которые обязательны к соблюдению (огласите их до на­чала игры):

• Только слепой игрок может касаться мяча. Тренеру разрешается да­вать лишь словесные указания.

• Ни тренер, ни игрок не могут прикасаться друг к другу умышленно, но нечаянные прикосновения допускаются. Нельзя расталкивать ос­тальных, чтобы приблизиться к мячу.

• Если мяч выбивают за пределы игровой площадки, судья (руководи­тель группы или его помощник) снова возвращает его в игру.

• На поле нет ворот.

• Запрещены дальние броски мяча. По мячу нельзя бить носком, мож­но только подталкивать его боковой частью ступни — это помогает обеспечить безопасность игроков. Игрок, не соблюдающий эти пра­вила, должен быть дисквалифицирован.

• Игроки не должны быть обуты в тяжелую обувь, чтобы свести риск травм к минимуму.

• В тех же целях игрокам рекомендуется двигаться, приняв безопас­ную позу: руки перед собой ладонями наружу.

7. Через пять минут игры участники меняются ролями. При этом имеет смысл выбрать себе нового партнера. Перед этим раундом снова дай­те участникам время для тренировки и привыкания друг к другу.

8. Игра продолжается, пока у игроков есть желание играть в нее. Следи­те за тем, чтобы мяч не забрасывали далеко и чтобы на поле не возни­кало толкотни.

9. В конце игры проведите обсуждение:

• Насколько важна была победа для каждой команды?

• Как я лично воспринимал происходящее? Как игру или как серьез­ное соревнование?

• Была ли у моего тренера определенная стратегия?

• Были ли указания твоего ведущего утомляющими и неконструктив­ными?

• Как обстояло дело у обеих команд со спортивным поведением?

• Каким было взаимодействие между тренером и игроком?

• Как закончилась игра?

• Чему научил меня этот эксперимент?

Прогулкавстиле«шерп»

20 минут

Это упражнение выполняется в парах. Лучше всего проводить его на улице, но можно и внутри помещения, если, скажем, участники рабо­тают в огромном здании. Один из членов пары является «шерпом» (про­водником). Другой становится его подопечным — человеком, которого необходимо сопровождать во время сложного похода. Глаза подопечного закрыты. «Шерп» действует с открытыми глазами, его задачей также, кро­ме простого сопровождения, является помощь «слепому» в преодолении препятствий. Проводнику предоставляется право самому выбирать мар­шрут. Цель «шерпа» — углубить доверительные отношения между собой и партнером.

Упражнение требует большой ответственности от участников. Его мож­но проводить только в том случае, если Вы сами доверяете группе и уве­рены, что каждый участник серьезно отнесется к своему заданию и понимает меру своей ответственности.

1. Участники разбиваются на пары, выбирая тех партнеров, которых хо­тели бы узнать получше. Партнеры решают, кто сначала будет «шер­пом», а кто «слепым».

Замечания 1 страница - student2.ru
им 10 минут. «Слепой» партнер может свободно говорить о сво­их желаниях, особенно тогда, когда чувствует себя не слиш­ком уверенно.

3. Через 10 минут партнеры меняются ролями. Новый «шерп» планирУ' ет путь так, чтобы по истечении этих 10 минут вместе с партнеров

У «шерпа» есть 10 минут на прогулку со своим партнером. «Шерп» отвечает за безопасность «слепого» и должен вести его по маршруту таким образом, чтобы «слепой» всегда чувствовал себя уверенно, в том числе и тогда, когда на пути есть препятствия. Кроме того, проводник сам определяет маршрут движения, он должен составить его таким образом, чтобы быть уверенным, что он вместе со своим подопечным сможет уложиться в отведенные

вернуться в комнату для занятий. Правильный расчет времени явля­ется основным критерием для оценки правильности выполнения это­го задания. Только если все участники вернутся в комнату для занятий целыми, невредимыми и вовремя, группа может считать задание вы­полненным.

4. В конце обсудите с группой следующие вопросы:

• Насколько уверенно я чувствовал себя в роли «слепого»?

• Как мой проводник-«шерп» завоевал мое доверие?

• Были ли в нашем путешествии критические ситуации?

• Как я чувствовал себя в роли «шерпа»?

• Были ли мои указания понятными и вызывающими доверие?

• Узнал ли я что-нибудь новое о своем партнере?

Коридор

20 минут

В ходе этого упражнения один из игроков проверяет, насколько глу-боко он может доверять остальным. Используйте это упражнение тог­да, когда в группе еще не установилось настоящее доверие. Лучше всего проводить его в начале занятия, когда внимание и физические реакции участников наиболее мобилизованны. В любом случае игрок должен знать, что остальные всегда рядом и поймают его, когда он начнет падать.

1. Вся группа встает в два ряда друг напротив друга, на расстоянии руки или чуть больше, образуя своеобразный коридор. Доброволец идет по этому коридору и в какой-то момент начинает падать назад. Осталь­ные участники каждое мгновение должны быть готовы поймать его.

2. Каждый решает для себя, пойдет ли он с открытыми глазами или зак­роет их.

3. Предоставьте возможность пройти между двух рядов каждому участ­нику группы.

4. После упражнения обсудите с членами группы их впечатления:

• Легко ли мне было заставить себя начать падать?

• Боялся ли я, что окажусь слишком тяжелым?

• Боялся ли я, что группа будет невнимательной?

• Как я чувствовал себя в момент падения?

• Какое чувство я испытал, когда меня поймали?

• Были ли в ходе выполнения упражнения неожиданности?

• Возникла ли в группе атмосфера игры?

Замечания

Участники, которые боятся и не доверяют своим товарищам, могут несколько раз пробовать выполнить задание. Некоторым участникам доставляет удовольствие ошарашивать группу, они предпочтут падать совершенно неожиданно. Другие же падают очень медленно, так что члены группы успевают подготовиться к этому.

Замечания 1 страница - student2.ru

Глава 3

САМОПОЗНАНИЕ

На сцене

30-45 минут

Люди испытывают потребность говорить о других и о себе по разным причинам: чтобы принять верное решение, справиться с проблема­ми, удовлетворить свое любопытство, выразить внимание к другому че­ловеку. Иногда в этой связи мы говорим и о сплетнях, но сплетни являются негативным выражением внимания к другому человеку. В этом упражне­нии комната для занятий на время превращается в сцену, на которой бу­дут рассказываться истории. Этот эксперимент хорошо проводить на начальной фазе тренингов, но и сработавшаяся группа тоже наверняка получит большое удовольствие.

Наши рекомендации