Формулировка вывода учениками
Содержание урока
I. Актуализация знаний учащихся о том, что предложение состоит из слов, связанных интонационно и по смыслу.
1. Анализ предложения. Соотнесение содержания пословицы с иллюстрацией (стр.95.упр.95).
Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.
Вопросы в учебнике: Подумайте, почему так говорят. Что содержит это предложение?
У: Вам поможет запись на доске: сообщение, вопрос, призыв к действию.
Ученики говорят о своём понимании смысла пословицы и кратко характеризуют предложение (повествовательное, невосклицательное)
2. Выделение предложений из деформированного текста ( без знаков препинания и обозначения начала второго предложения словом с большой буквы). – стр. 96, упр. 2
Задание учебника: Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.
В окно заглянуло солнышко весело поёт ручной щегол
Создаём проблемную ситуацию: Данный текст записывается на доске и предлагается для списывания. Учащиеся замечают, что это не предложение, что текст нужно разделить на два предложения. Повод для разногласий - возможность использовать слово весело как в первом, так и во втором предложении. При включении слова весело в первое предложение необходимо сконцентрировать внимание на изменении порядка слов: В окно весело заглянуло солнышко.
Учитель: Какие правила записи предложений вы вспомнили?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка или вопросительный знак . Это зависит от цели высказывания. Если предложение восклицательное – ! ставим.
3. Орфографическая пропедевтика.
У.: Прочитайте внимательно текст. В каких словах есть опасные места?
Д.: Предлог в нужно писать отдельно от слова окно.
В словах окно, заглянуло. поёт есть безударные гласные, которые можно проверить: окна – окно, заглянул – заглянет, поёт – пой.
II. Изучение новой темы «Связь слов в предложении»
Определение учебной задачи учащимися
Прочитайте задание к 3 упражнению, стр. 96. Попробуйте объяснить, почему только одна группа слов является предложением.
Маленький, щенок, мяч, играть, с.
Маленький щенок играет с мячом.
Д.: Первая строчка слов – не предложение. На второй строке написано предложение.
У.: Как вы думаете, какую задачу нам надо решить?
Д.: Мы будем выяснять, какие признаки есть у предложения.
Анализ языкового материала, выявление признаков предложения
.У.: Можно ли сказать, что в первой строке – наборе слов и в предложении слова связаны по смыслу?
Д.: Да, слова связаны по смыслу.
У. Что же отличает группу слов от предложения? Для этого найдите в первой строчке и в предложении формы одного и того же слова, сравните эти формы.
Д. называют формы слова.
Учитель записывает на доске:
Формы слова
Играть - играет
Мяч – мячом
У.: Что выделено в словах?
Д.: Окончания.
У Да, когда мы говорим о форме слова, мы имеем в виду прежде всего окончания.
Понаблюдаем, можно ли в предложении изменить окончания в словах:
Маленький щенок играют с мячом.
Маленький щенок играет с мяча.
Маленькая щенок играет с мячом.
Формулировка вывода учениками
Д. Окончания слов в предложении нельзя менять, появляются ошибки.
У.: Как вы думаете, с какой целью мы сравнивали формы слова? О каком признаке предложения мы узнали?
Д.: Слова в предложения должны быть в нужной форме, т.е., у слов должны быть нужные окончания.
У.: Как же связаны слова в предложении? Посмотрите на опорные слова, написанные на доске.
Д.: Слова в предложении связаны по смыслу и по форме.
У. А почему слова употребляются в определённой форме, почему предлог тоже занимает в предложении определённое место. От чего это зависит? Посмотрите на запись предложения на доске.
Мальчики играли в футбол на новом стадионе.
Мальчики (что делали?) играли.
Играли (во что?) в футбол.
Играли (где?) на стадионе.
На стадионе (каком?) новом.
У. Сделать вывод вам помогут вопросы на карточках.
1. Зависят ли слова в предложении друг от друга?
2. Что мы делаем, когда выясняем, какое слово главное, а какое слово – зависимое?
3. При помощи чего выражается связь слов в предложении?
Д. Одно слово в предложении зависит от другого слова. От главного слова задаём вопрос к зависимому слову. Связь слов выражается при помощи окончаний и предлогов.
У.: Перепишите. Подумайте, что и почему вам нужно выделить.
Д.: Подчеркнём предлоги и окончания – это форма слов. Слова в предложении связаны по смыслу и по форме.