Основные функции органов ученического самоуправления
Модель школьного ученического самоуправления
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.
Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.
Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В детских организациях проблеме воспитания «лидерства» всегда уделялось большое внимание. Ведь от того, насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.
Структура ученического самоуправления ГБОУ Школы №2094
Формирование комитетов
1. В каждом классном коллективе (5-11 класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности.
2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного комитета (таким образом, в каждом школьном комитете есть представитель от каждого класса).
Классное ученическое собрание.
Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего класса, учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик часть класса, у которого есть своя символика, свои законы, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании класса избирается голосованием (открытым или тайным) председатель (староста) класса и его заместитель, распределяются поручения.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
№п/п | Должность | Права и обязанности |
Председатель УС школы | Организует работу всех комитетов, координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседания, заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью СОК и проблемами учащихся. | |
Зам. Председателя УС школы | Выполняет обязанности председателя в его отсутствие; Отвечает за ведение документации СОК; Вместе с председателем СОК готовит задания ученическому самоуправлению и выполняет функцию идейного центра; Приглашает учащихся, учителей и других гостей на заседания СОК и другие мероприятия. | |
Председатель УС класса | Посещает заседания СОК, как представитель класса, обеспечивает своевременное оповещение одноклассников о предстоящих мероприятиях, о целях и задачах школьных комитетов. Организует работу всех комитетов в классе, координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти в классе, принимает решения, связанные с деятельностью СОК и проблемами учащихся. | |
Зам. Председателя УС класса | Выполняет обязанности председателя класса в его отсутствие; Отвечает за ведение документации самоуправления класса; Вместе с председателем СОК готовит задания ученическому самоуправлению и выполняет функцию идейного центра. |
№п/п | Комитет | Функции комитета |
Комитет культуры и досуга | Права: Члены комитета имеют право выдвигать инициативы, связанные с проведением культурно-массовых мероприятий различной направленности. Имеют право вносить любые предложения по изменению и корректировки текущих проектов школы. Обязанности: Выполняют функции разработки, подготовки и реализации внутришкольных проектов (концерты, конкурсы, фестивали и др.) в рамках внеурочной деятельности. Осуществляют организацию подготовки и принимает непосредственное участие в окружных и городских мероприятиях. | |
Комитет социальной работы | Права: Члены комитета имеют право выдвигать любые инициативы, связанные с социальной работой различной направленности. Имеют право вносить любые предложения по изменению и корректировки текущих проектов школы. Обязанности: Выполняют функции разработки, подготовки и реализации социальных проектов (патронатные акции помощи ветеранам, малоимущим, людям с ограниченными возможностями здоровья, детским домам, приютам для животных и др). Организуют социальную работу с учащимися начальной школы и воспитанниками детских садов. | |
Комитет здравоохранения и спорта | Права: Члены комитета имеют право выдвигать инициативы, связанные с проведением культурно-массовых мероприятий оздоровительной и спортивной направленности. Имеют право вносить любые предложения по изменению и корректировки текущих проектов школы. Обязанности: Выполняют функции разработки, подготовки и реализации внутришкольных и выездных спортивных и оздоровительных мероприятий (соревнования, дни здоровья, спартакиады, зарядки и прочие) в рамках внеурочной деятельности. Поддерживают корпоративную культуру команды на выездных мероприятиях: организуют команду поддержки, форму, девизы, плакаты и прочую атрибутику. | |
Комитет науки, образования и правопорядка | Права: Члены комитета имеют право выдвигать инициативы, связанные с проведением культурно-просветительских мероприятий различной направленности. Имеют право вносить любые предложения по изменению и корректировки текущих проектов школы. Обязанности: Выполняют функции разработки, подготовки и реализации внутришкольных и выездных проектов (конференции, круглые столы, дни науки и др.) в рамках внеурочной деятельности. Осуществляют организацию, подготовку и контроль над дежурствами по школе. | |
Комитет труда и профориентации | Права: Члены комитета имеют право выдвигать инициативы, связанные с проведением трудовых и профориентационных мероприятий различной направленности. Имеют право вносить любые предложения по изменению и корректировки текущих проектов школы. Обязанности: Выполняют функции разработки, подготовки и реализации внутришкольных и выездных профориентационных мероприятий (дни открытых дверей, мастер-классы, встречи с интересными людьми и др.) в рамках внеурочной деятельности. Осуществляют организацию подготовки и проведения экологических мероприятий по сбору макулатуры, раздельному сбору мусора и т.п. Осуществляют организацию подготовки и проведение субботников, трудовых десантов и других мероприятий по благоустройству школьной территории. | |
Пресс-центр (школьная газета, радио, видеоблог) | Права: Члены пресс-центра имеют право выдвигать инициативы, связанные с освещением различных аспектов школьной жизни. Имеют право вносить любые предложения, касающиеся школьных средств массовой информации. Обязанности: Выполняют функции сбора материала, разработки, подготовки и выпуска школьной газеты, школьных радиопередач и школьного видеоблога. Осуществляют непосредственную коммуникацию между классами посредством сети интернет. Ведут документацию школьного ученического самоуправления и отчетность через школьный сайт или страничку в социальных сетях Твиттер и ВКонтакте. |