Твор.п.: Тетрáди проверяютсяХ (кем?) учúтелем
Вопросы для обсуждения
1. Определение словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением.
2. Количественно-структурные типы словосочетаний.
3. Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая классификация).
4. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.
5. Синтаксические отношения в словосочетании или семантика словосочетаний.
6. Грамматические связи слов в словосочетании.
7. Схема анализа словосочетания.
Литература
Основная литература
1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.
2. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.
Дополнительная литература
1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.
2. Прокопович Н. Н. Словосочетание в современном русском литературном языке / Н. Н. Прокопович. – М.: Просвещение, 1966. – 400 с.
3. Распопов, И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.
4. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.
Информационные ресурсы
1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm
2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику http://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39
3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику http://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Назовите тип словосочетания по частеречной принадлежности главного слова: именные, глагольные, наречные. Обозначьте главное слово крестиком.
кофе (какой?) по-турéцки, недалекó от (чего?) гóрода, грóмко (как?) смеяться, опоздáние (по какой причине?) из-за морóза, очень (в какой степени?) хорошó, всегдá (когда?) весёлый, идти (как?) подпрыгивая, наединé с (с кем?) собóй, пóлный до (чего?) краёв, крáйне (в какой степени?) вáжно, встречáясь с (чем?) прóшлым, вышедшая (откуда?) из берегóв.
Задание 2.Учимся работать со словарём! О том, как составлять словосочетания, вы можете узнать из Словаря сочетаемости слов русского языка. Например: въехать – 1) куда? – в город, на площадь (В.п.); 2) на чем? – на машине, телеге (П.п.); 3) через что? – через ворота (В.п.). Определите, какими падежами управляют глаголы дарить, снимать.Не забудьте, что у каждого значения многозначного слова своя сочетаемость.
Задание 3. Учимся работать со словарём!Охарактеризуйте сочетаемость имени существительного движėние. Назовите основные значения этого многозначного слова.
а) С какими прилагательными оно согласуется в каждом из лексических значений? Составьте словосочетания прил.+сущх. в разных падежах и числах, например: скрытого движения, религиóзным движéнием, о быстрых движениях. В каком роде, числе и падеже осуществляется согласование главного и зависимого слова?
б) Какими падежами зависимых слов может управлять отглагольное существительное движение в разных значениях? Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Определите падеж зависимого существительного, например движение против чего? – движениеХ против войны (Р.п.).
движéние /пикėт / демонстрáция прóтив войны
в) Составьте глагольные словосочетания в разных значениях таким образом, чтобы существительное движение стало зависимым, например: регулúроватьХ (что?) движение (В.п.). Определите, каким падежом существительного движение управляет главное слово-глагол.
Сотрýдник ДПС (дорóжно-патрýльной слýжбы) регулúрует движėние машúн.
в) Составьте 4 предложения так, чтобы слово движение употреблялось в разных значениях в роли главного и/или зависимого слова. Укажите его синтаксическую роль как члена предложения (согласованное определение, прямое / косвенное дополнение, обстоятельство).
Например: Зрúтели восхищáлисьизящнымидвижėниямибалерúны:
1) восхищалисьХ (чем?) движениями (Тв. п.) – косвенное дополнение; связь управление;
2) движениямиХ (какими?) изящными (согласованное определение): связь согласование; прилагательное изящными согласуется с главным словом движениямиХв форме ср.р., Тв.п., множ. числа;
3) движениямиХ (чьими? кого?) балерины – несогласованное определение, связь между главным и зависимым словом – управление: слово движение (кого?)управляет Р.п. существительного балерины.
Задание 4. Составьте по 3-4 словосочетания прил.(Adj)+сущ.Х, причастие (Part)+сущ.Х (N), местоимение-прилагательное (Pron) +сущ.Х, порядковое числительное (quant)+сущ.Х в разных падежах и числах. Укажите, в форме какого рода, числа и падежа между главным и зависимым словом осуществляется связь «согласовáние».Например: предмет: 1) Adj+ N: хрупких предметовХ(Р.п., мн.ч., м.р.); 2) Part + N: изученным предметомХ(Тв.п., ед.ч., м.р.); 3) Pron + N: о каждом предметеХ (П.п., ед.ч., м.р.); 4) quant+ N: четвертый предметХ (И.-В.п., ед.ч., м.р.). Используйте Словарь сочетаемости русского языка.
прáздник
прáктика
предложėние
Задание 5. Докажите, что в приведённых ниже словосочетаниях между главным и зависимым словом осуществляется связь «примыкание». Какой частью речи является зависимое слово? Является ли оно изменяемым?
ТрėбоватьХ (что?) отдáть, остáтьсяХ (как?) втроём, мужчúнаХ (какой?) постáрше, нагрубúтьХ (по какой причине?) сгорячá, перепýганныйХ (как?) нáсмерть, приėхатьХ (когда?) вóвремя, прыжкúХ (какие?) с разбėгу, кóмнатаХ (какая?) слėва, слúшком (в какой степени?) мнóгоХ.
Задание 6. Определите тип связи слов в словосочетании: управление, согласование, примыкание. Найдите главное и зависимое слово. Обозначьте крестиком главное слово.
а) сóлнечной погóды, моúх друзėй, во вторóм клáссе, двúгающимся пóездом;
б) дýмаю о тебė; довóлен обéдом, рецéнзия на кнúгу, óтзыв о фúльме, тосковáл по родúтелям;
в) очень хорошо, летéл высокó, вышла погулять, говорил смеясь, кóфе по-турéцки, душá нараспáшку.
Задание 7. Грамматическое значение словосочетания – это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словом: атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные.
Субъект действия – это тот, кто совершает действие. Обычно он выражается И.п. и является в предложении подлежащим: Учитель проверяет тетради. Однако субъект может быть выражен другими падежами и в предложении выступает в роли дополнения:
Твор.п.: Тетрáди проверяютсяХ (кем?) учúтелем.
Дат.п.: Наýчному руководúтелю(кому?)курсовáя рабóта понрáвиласьХ. Вамвыступать.
У+Род.п.: У меня доклáд. У неё родилсяХ сын. Руслан – единственный сын у родителей.
Для+ Род.п.: Для студента (для кого?) главноеХ – учиться. Для матери все дети любимыеХ.
Из+Род.п.: Из вас (из кого?)выйдетХ настоящий учёный.
Задание: Выпишите словосочетания с субъектными отношениями. Определите тип связи: управление, согласование, примыкание.Например: У меня накопилось много дел по дому. НакопилосьХ(у кого?) у меня. Управление: глагол накопилось управляет родительным падежом зависимого местоимения у меня.
1. Никомý не хотéлось идтú домóй.
2. На мне лежит обязанность проследить за ходом эксперимента.
3. У него всё получится.
4. Для интеллигéнтного человéка непрáвильно говорúть неприлúчно.
5. Из меня, я дýмаю, неплохóй бы прокурóр получúлся (В. Шукшин)
Задание 8. Преобразуйте предложение с субъектом-подлежащим в в субъект-дополнение. Выпишите словосочетание с субъектными отношениями.Например: Учитель проверяет тетради. – Тетради проверяются учителем. ПроверяютсяХ (кем?) учителем.
1. Учёные открыли новую планéту.
2. Рабóчие стрóят нóвую шкóлу.
3. Студенты пишут конспект лекции.
4. Девочка поливает цветы.
Задание 9. Раскройте скобки, употребив имена в необходимых формах с субъектным значением.
1. (Я) кажется, что (ты) хочется спать.
2. (Порядочный человек) читать чужие письма – всё равно что подслушивать.
3. Кажется, (я) никогда не получить пятёрки на экзамене.
4. Этот писатель пишет о том, что (умные) давно известно, а (глупые) неинтересно.
5. (Автор книги) сделано выдающееся открытие.
6. (Вы) может получиться настоящий учёный-лингвист.
7. (Я) эта тема не представляет никакого интереса.
Задание 10. Выпишите в 2 столбика словосочетания с субъектными и объектными отношениями. Объект – это предмет, на который направлено действие субъекта: Я (субъект) пишу (предикат) письмо (объект).
Слушал лекцию, мне плохо, доволен оценками, копал яму, отправил письмо, отправлено тобой.
Задание 11. Какой тип связи (управление, согласование, примыкание) в словосочетаниях с атрибутивными отношениями? Обозначьте главное слово.
1) Туркменские студенты. Моего конспекта. В четыреста четвёртой аудитории. О бушующем море.
2) ДомХ (чей?) родителей. Тетрадь (какая?) для конспектов. В его (чьём?)столе. В их папках. Куртка (чья?) Руслана. Мебель (какая?) из пластика. Платье (какое?) в горошек.
3) Огурец (какой?) поменьше. Желание (какое?) учиться. Душа (какая) нараспашку. Приказ (какой?) атаковать (противника, врага).
Задание 12. Найдите в предложении согласованные и несогласованные определения. Обозначьте главное слово в атрибутивных словосочетаниях. Определите тип связи.Например: В стареньком доме напротив жила дружная семья. 1) в стареньком домеХ ‑ согласованное определение; связь согласование; 2) в домеХ(каком?) напротив – несогласованное определение, выраженное наречием; связь примыкание; 3) дружная семьяХ ‑ согласованное определение, выраженное прил. дружная; связь согласование.
1. Острое желание учиться не покидало её.
2. Девушка постарше была одета в модный костюм.
3. Дверь слева вела в тёмный подвал.
4. Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.
5. Мы ели вкусное варенье из абрикосов.
6. Мой приказ прекратить огонь был выполнен немедленно.
Задание 13. Определите тип обстоятельственных отношений в словосочетании.Например: не пришелХ(почему? по какой причине?) из-за болезни (значение причины)
1. жил весело
2. поехал на родину
3. вчера прилетел
4. вышел покурить
5. приехал несмотря на непогоду
6. встал рано
7. очень приятно
8. позвонить (при каком условии?) в случае необходимости
9. молчал из вежливости
10. слушал молча
Задание 14. Определить грамматическое значение (семантику) словосочетаний: атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные словосочетания.
Моя квартира, квартира с балконом, верный друг, верный долгу, сделано мной, слабость от недоедания = голода, получать телеграмму, выйти из-за угла, приехать завтра, прийти вопреки запрету, не прийти из-за болезни, пригласить поужинать, смотреть искоса.
Задание 15. Найти члены предложения, выраженные несвободными словосочетаниями.Например: Служили три товарища в одном полку.
1. Зухра с Нарбиби ‑ подружки.
2. Каждый из студентов должен усердно готовиться к занятиям.
3. В дом вошел кто-то посторонний.
4. Мы хотим вам помочь.
5. Руслан начал громко петь.
Задание 16. Простое или сложное словосочетание?
Весело пою, буду играть в футбол, самое простое упражнение, девушка с карими глазами, работать спустя рукава; просторный продовольственный магазин, шесть красивых платьев.
Задание 17. Выписать из предложения все словосочетания. Сделать синтаксический разбор.
В холóдной аудитóрии четыре студéнта мóлча писáли контрóльную рабóту.
Контрольная точка №1
Задание: выписать из предложений все словосочетания и сделать их синтаксический разбор.
Вариант 1 (Нарбиби)
Нарбиби с Алтын хорошо подготовились к контрольной работе.
Вариант 2 (Зухра)
Каждый из нас хорошо выполняет своё задание.
Вариант 3 (Руслан)
Руслан недавно приехал к нам из далёкой Турции.
Вариант 4 (Алтын)
Четверо туркменских студентов неплохо справились с контрольной точкой.