Основой заднего моста является его картер, состоящий
у ВАЗов и «Москвичей» из двух половин — верхней и
нижней, штампованных из листовой стали и сваренных
между собой двумя продольными швами. Концы картера
имеют форму труб, к которым приварены кованые сталь-
ные фланцы с гнездами для подшипников полуосей.
Во время соревнований встречались случаи изгиба
картера заднего моста от сильных ударов или после
прыжков автомобиля. Поэтому лучше сразу усилить кар-
тер либо наваркой дополнительных ребер жесткости, ли-
бо изготовлением картера с двойной нижней половиной*.
Чугунный литой корпус главной передачи привернут
к картеру болтами с пружинными шайбами. Необходимо
эти болты заменить на шпильки, вворачиваемые в уси-
лительную накладку, а снаружи гайки должны быть за-
контрены вторыми гайками. Такое крепление ликвиди-
рует опасность возможного ослабления стандартных
======================== 58 =========================
болтов, появление течи смазки и выхода из строя ре-
дуктора.
Для обеспечения бесшумной работы главной пере-
дачи ведущую и ведомую шестерни на заводе подбира-
ют попарно**, пользуясь специальным стендом, а затем
метят на торцах одним и тем же порядковым номером.
Поэтому менять шестерни главной передачи можно толь-
ко комплектно.
При сборке главной передачи ведущая шестерня
должна быть установлена относительно ведомой с уче-
том поправки на монтажное расстояние. В этом слу-
чае пятно контакта зубьев и его форма будут правиль-
ными.
Отпечаток контакта должен иметь, по возможности,
форму эллипса. Наиболее светлым местом на отпечатке
является центр давления на поверхность зуба, т. е. точ-
ка, к которой приложена наибольшая нагрузка. Длина
__________________________________________________________
* Картер заднего моста автомобилей ГАЗ-24 выполнен более
массивным и в дополнительном креплении не нуждается. (Прим.
авт.).
** При подборе пары шестерен определяют монтажное рассто-
яние, от оси ведомой шестерни до заднего торца ведущей. Напри-
мер, номинальное расстояние для редуктора автомобиля «Москвич»
составляет 53,4 мм, для ГАЗ-24 — 42 мм. Однако для каждой пары
шестерен это расстояние несколько отличается от номинального
значения. Определив величину поправки, ее выжигают на торцах
обеих шестерен вслед за порядковым номером. (Прим. авт.).
__________________________________________________________
отпечатка на той стороне зуба ведомой шестерни, кото-
рая работает при переднем ходе автомобиля, должна со-
ставлять 0,5—0,7 длины зуба. Ширина отпечатка должна
быть не менее 4 мм и находиться на расстоянии 2—5 мм
от узкого конца зуба. Отпечатки на поверхности зубьев
получаются непосредственно, без применения какой-ли-
бо краски.
При сборке редуктора или замене пары шестерен
необходимо обеспечить правильную величину натяга ко-
======================== 59 =========================
нических роликовых подшипников ведущей шестерни.
Это достигается с помощью набора стальных прокладок
различной толщины, устанавливаемых между распорной
втулкой и внутренним кольцом наружного подшипника.
После затяжки гайка ведущая шестерня должна про-
ворачиваться от легкого усилия руки. Окончив регу-
лировку, нельзя даже слегка отпускать эту гайку, так
как при этом возможно провертывание внутреннего
кольца переднего подшипника на хвостовике шестерни,
что приведет к износу кольца подшипника, прокладок и
шейки хвостовика.
У автомобиля «Москвич» боковой зазор между зубь-
ями ведущей и ведомой шестерни регулируют фигурны-
ми гайками, при этом осевое перемещение ведомой шес-
терни, которое необходимо для получения бокового за-
зора. происходит за счет натяга подшипников дифферен-
циала. Боковой зазор должен быть в пределах 0,1—
0,2 мм, а разница в величине зазора разных зубьев од-
ной пары шестерен не должна превышать 0,08 мм.
Главная передача, отрегулированная на заводе, как
правило, в дальнейшем никакой регулировки не требует.
Необходимость в ней может возникнуть лишь после про,
должительной эксплуатации автомобиля или в результа-
те применения смазок, не соответствующих заводским
рекомендациям. Признаком необходимости регулирова-
ния передачи является повышенный шум в ней и увели-
чение бокового зазора между зубьями шестерен до
0,3 мм и более.
Если задний мост был разобран для ремонта или за-
мены его деталей, то при монтаже следует придержи-
ваться следующего порядка- к кожуху моста крепится
собранный и отрегулированный редуктор («Москвич» и
ВАЗ), но болты крепления полностью не затягивают, ос-
тавляя редуктору некоторую свободу перемещения, за-
======================== 60 =========================
Рис. 27. Дополнительное стопорение втулки подшипника полуоси:
1 - сварка (точка); 2 - втулка
тем вставляют полуоси и окончательно затягивают бол-
ты крепления картера редуктора к кожуху моста. Такая
последовательность позволяет избежать возможных пе-
рекосов в паре «полуось — полуосевая шестерня» глав-
ной передачи.
Наиболее часто встречающейся неисправностью явля-
ется выход из строя подшипников полуоси, замена кото-
рых связана со снятием упорной втулки (рис. 27). Втул-
ка напрессована на полуось в горячем состоянии с боль-
шим натягом, поэтому ее можно снять только специаль-
ным съемником или срезать резцом на токарном станке.
Повторно напрессованная втулка должна быть зафик-
сирована 1—2 точками электросварки во избежание сме-
щения во время работы. Точки сварки должны иметь раз-
мер 5—7-мм, чтобы при очередной замене подшипников
их можно было легко сбить зубилом или срезать на
станке.
Если задний мост собирают не из новых деталей, то
======================== 61 =========================
полуоси нужно проверить на отсутствие изгибов в токар-
ном станке.
При длительном движении автомобиля, особенно в
теплое время года, главная передача заднего моста и
дифференциал нагреваются. Для обкатанного моста наг-
ревание до температуры не свыше 80°С является нор-
мальным и не служит признаком неисправности. У нового
необкатанного моста, детали которого еще не прирабо-
таны, эта температура может достичь 100°С. Для обкат-
ки нового моста, как правило, достаточно 300—500 км
пробега.
В процессе эксплуатации, особенно при езде по гряз-
ным дорогам, следует .внимательно следить за исправ-
ностью сапуна заднего моста, представляющего собой
штуцер с отверстием, закрытым клапаном. Снаружи са-
пун имеет предохранительный колпачок. При нагреве
заднего моста и повышении давления внутри картера че-
рез сапун выходит лишний воздух. При неисправности
сапуна повышение давления приводит к течи масла че-
рез сальники полуосей и главной передачи.
Готовя автомобиль к соревнованиям, тормозные
трубки, проложенные вдоль картера заднего моста, луч-
ше поместить в резиновый шланг.
Встречались случаи, что при езде по дорогам с глу-
бокими колеями деформировалась и давала трещины
Рис. 28. Защита нижней части кожуха заднего моста.
======================== 62 =========================
нижняя часть кожуха моста под картером главной пе-
редачи. На всякий случай можно изготовить защитный
экран, укрепив его под картером главной передачи.
ШИНЫ И КОЛЕСА