СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – VIII год обучения
1. Цель:Совершенствование индивидуального мастерства.
2. Задачи:1. Прочное овладение основами техники и тактики.
2. Достижение высокой технической и тактической подготовленности.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Роль физической культуры в воспитании молодежи.
2. Спортивно-этическое воспитание.
3. Переутомление. Перенапряжение.
4. Общие представления об основных системах энергосбережения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода.
5. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания.
6. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления (частота пульса, дыхания, глубина дыхания).
7. Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства.
8. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом.
9. Правила проведения соревнований. Составление расписания игр, различные формы ?. правила проведения соревнований по баскетболу.
10. Общая и специальная психологическая подготовка.
11. Поведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.
II. Общая физическая подготовка.
Упражнения для всех групп мышц, направленные на развитие гибкости; силовой и общей выносливости; спортивные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты.
III. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития игровой ловкости; прыгучести; быстроты движений; для развития качеств, необходимых для выполнения броска; упражнения для развития скоростно-силовых качеств, для развития общей выносливости; гибкости.
IV. Техническая подготовка.
1. Передача мяча двумя одной рукой (встречные); на одном уровне; сопровождающие.
2. Ведение мяча без зрительного контроля; зигзагом.
3. Обводка соперника с изменением высоты отскока; с изменением направления; с изменением скорости; с поворотом и переводом мяча; с переводом под ногой; за спиной.
4. Броски в корзину двумя руками (добивание); без отскока от щита.
5. Броски в корзину одной рукой сверху; в прыжке; дальние; средние; ближние; прямо перед щитом; под углом к щиту; параллельно щиту.
V. Тактическая подготовка.
Тактика нападения: | Тактика защиты: |
1. Атака корзины | 1.Противодействие атаке корзины |
2. Заслон | 2. Подстраховка |
3. Наведение | 3. Переключение |
4. Пересечение | 4. Проскальзывание |
5. Треугольник | 5. Групповой отбор мяча |
6. Тройка | 6. Против тройки |
7. Малая восьмерка | 7. Против малой восьмерки |
8. Скрестный выход | 8. Против скрестного выхода |
9. Сдвоенный заслон | 9. Против сдвоенного заслона |
10. Наведение на двух игроков | 10. Против наведения на двух |
11. Система быстрого прорыва | 11. Система личной защиты |
12. Система нападения через центрового | 12. Система зонной защиты |
13. Система нападения без центрового | 13. Система смешанной защиты |
14. Система личного прессинга | |
15. Система зонного прессинга |
VI. Игровая подготовка.
1. Учебная игра с усложненными правилами (ограничение приемов, удлинение времени).
2. Учебная игра с конкретными заданиями занимающимся, помогающими решать общекомандную игровую задачу.
3. Учебная игра с внезапным изменением игровой обстановки.
4. Учебная игра с более опытными соперниками, с судейством по всем правилам.
VII. Соревнования.
На данном этапе это - участие в районных соревнованиях, проводимых в рамках ДЮСШ, другие районные соревнования, товарищеские встречи, в том числе и за пределами района. Участие в Республиканских соревнованиях.
VIII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Используются различные виды ручного и инструментального массажа; физические факторы: ванны, сауна, баня (следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю); рациональное питание; фармакологические средства восстановления и витамины; психологические средства восстановления: положительные эмоции, разнообразный отдых; ходьба на лыжах; езда на велосипеде.
IX. Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий в форме бесед, семинаров, практических занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и судейства соревнований:
1. Провести тренировочное занятие в младших группах и в своей группе.
2. Вести протокол игры.
3. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
X. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
XI. Контрольные испытания.
Общая и специальная физическая подготовка:
1. Прыжок в длину с места, (см)
2. Прыжок в высоту, (см)
3. Бег 20 м, (с)
4. Скоростное ведение мяча 20 м. (с)
5. Бег 1000 м, (мин)
Техническая подготовка:
1. Передвижения в защитной стойке, (с)
2. Передачи мяча, (с, попадания)
3. Дистанционные броски, (попадания)
4. Штрафные броски, (попадание)
5. Скоростное ведение, (с, попадание)