Раздел 4. оценка передачи звукового образа
Вдохновенность исполнения музыкального произведения всецело зависит от мастерства и настроения музыкантов. И когда звукорежиссёру по-настоящему глубоко удаётся передать эту «ауру» в записи, победу празднуют все: и исполнители, и слушатели, то есть мы с вами. Точная передача звукового образа технически далеко не простая задача, и с точки зрения процесса записи, и с точки зрения процесса воспроизведения. В звучании должны быть слышны все оттенки и нюансы исполнения. Здесь мало только одной пространственной информации, это само собой разумеется; самое важное передать, как говорят в звукорежиссуре, «дыхание» произведения. К нему относятся и манера исполнения музыки, и, например, придыхание вокалиста, позволяющее слушателю полностью оценить динамику исполнения. Или едва слышимые случайные касания струн или клапанов (на духовых инструментах) пальцами музыкантов. Эти маленькие «штришки» являются неким украшением композиции и дополняют восприятие музыки, напоминая слуху (а через него – сознанию), что перед нами – запись живого звука, сыгранного живыми людьми, а не просто ноты и герцы.
Для оценки пригодности вашей аппаратуры к правильной передаче звукового образа предназначены дорожки №№67 – 74. Процесс разбит на два этапа.
На 67-м треке записаны голоса, распределённые по всей ширине и глубине стереокартины. Сначала мужской голос сообщает (по-английски) о своём местоположении: «Мой голос должен казаться исходящим из одной точки на дальнем левом краю звуковой сцены. Положение источника должно быть чётким и сфокусированным». Далее вступает (опять по-английски. Вот народ! Все по-английски говорят, не то что у нас) женский голос: «Мой голос должен казаться исходящим из одной точки в центре звуковой сцены. Положение источника должно быть чётким и сфокусированным. Никакая часть голоса не должна казаться исходящей из правого или левого каналов». Следующий мужской голос: «Мой голос должен казаться исходящим из одной точки на дальнем правом краю звуковой сцены. Положение должно быть чётким и сфокусированным». Затем все три голоса, не изменяя своего азимута, последовательно вступают и вещают одновременно.
Эта фонограмма очень хороша для того, чтобы оценить не только точность передачи направления и глубины, но и характер звучания. Если всё звучит не так чётко, как описано – дело плохо, не ждите правильной передачи звукового образа. Для определения того, в какой части спектра происходит расфокусировка, служат дорожки №№68, 69 и 70. В них фонограмма с трека №67 соответственно обрезана на частоте 2 кГц, ограничена в пределах 400 Гц – 2 кГц и 100 – 400 Гц.
Если с фокусировкой всё в норме, то можно перейти к следующей, 71-ой дорожке. На ней вы услышите превосходную по качеству запись, идеально подходящую для оценки звукового образа. Характерно окрашенный мужской вокал в центре сцены дополняется сочной и яркой гитарой, звучащей слева. Она записана просто великолепно, динамично и натурально: в ней очень хорошо слышна «пальцовка». За гитарой, в глубине, чуть ближе к середине сцены, располагается бас. Особое место занимает губная гармоника справа от вокалиста. Внимательный слушатель на совершенной аппаратуре может не только оценить весь колорит звучания этого инструмента, но и ясно различить дыхание музыканта и движение его рук по гармонике.
Для того чтобы оценить качество звучания этого музыкального фрагмента без звукового образа и перспективы, следует «перещёлкнуть» на следующую, 72-ю дорожку. Она представляет монофонический вариант этой фонограммы. Для пущей убедительности служат треки №№73 и 74. В них эта запись звучит в монорежиме сначала только из левого, а потом из правого каналов. Вот здесь, между прочим, повнимательнее. Если у вас тональный баланс звучания остается совершенно неизменным, звучит ли один правый канал или один левый – вы просто герой автозвука. Только это вряд ли. Это само собой не случается – слишком уж разнятся условия излучения «ближних» и «дальних» динамиков.