Постановка задачи, решаемой в среде MS Access

MS Access является системой управления базами данных (СУБД), реализующей реляционную модель данных.
MS Access реализует обработку информации, хранящейся в файле *.mdb. Вначале в MS Access создаётся файл базы данных (ФБД), в котором хранятся все объекты, характерные для приложений БД. Перечислим основные из них:

  • Таблицы: обеспечивают храненние всех даных. Например, фамилии учеников, их даты рождения и др.;
  • Запросы: реализуют единственный механизм доступа к данным, в том числе и обработку данных (упорядоченное отображение информации, необходимые форматы данных, необходимые вычисления, например, возраст ученика);
  • Формы: строятся на основе запросов и обеспечивают требуемый интерфейс, позволяющий реализовать доступ к данным. Доступ необходим при вводе данных, просмотре существующих данных и их изменении;
  • Отчёты: строятся на основе запросов и обеспечивают документирование данных;
  • Макросы: позволяют избежать программирования и эффективно решают задачи автоматизации работы пользователя, например, печати документа, поиска и отбора данных и пр.

Настоящий курс посвящен изучению возможностей СУБД MS Access через создание базы данных по учёту информации об учениках. Создаваемая БД предполагает:

  • хранение личных данных;
  • доступ к личным данным учеников с целью их изменения;
  • документирование личных данных учеников;
  • элементарные средства автоматизации работы пользователя.

Реализуемая база данных ориентирована для решения задач классного руководителя и позволит формировать следующие документы:

  1. Список учащихся.
  2. Карточка ученика (анкетные данные).
  3. Журнал учёта итоговой успеваемости (за год).
  4. Карточка ученика (анкетные данные+ успеваемость).
  5. Достижения по предмету в разрезе успеваемости.
  6. Телефонный справочник.

Соглашение об именах и обозначениях:

При испльзовании имен и обозначений будем придерживаться следующих правил:

  1. Имена файлов БД — англоязычная лексика, все прописные символы.
  2. Имена таблиц — англоязычная лексика, с прописного символа.
  3. Запросы, формы, отчёты — русскоязычная лексика, с прописного символа.
  4. Имена полей таблицы — англоязычная лексика, все строчные символы.
  5. Подписи полей таблицы — русскоязычная лексика, все строчные символы.
  6. Вычисляемые поля (для запросов) — русскоязычная лексика, с прописного символа.

Ход и результат работы:

  • изучить технологию работы с однотабличной моделью данных средствами СУБД MS ACCESS.

Задание 1.Создайте файл базы данных SCHOOL.mdb и таблицы Schoolchild в СУБД MS ACCESS.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_01.htm).

Задание 2.Введите данные в таблицу Schoolchild базы данных SCHOOL.mdb

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_02.htm).

Задание 3.Изменение структуры таблицы.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_03.htm).

Задание 4.Создание форм и запросов.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_04.htm).

Задание 5.Создание ленточных форм.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_05.htm).

Задание 6.Документирование данных: создание отчётов.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_06.htm).

  • изучить технологию работы с двухтабличной моделью данных средствами СУБД MS ACCESS.

Задание 7.Модифицируйте БД SСHOOL.mdb путём преобразования однотабличной модели в двухтабличную модель для учёта итоговой успеваемости учащихся.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_07.htm).

Задание 8.Модифицируйте форму Учащиеся, внедрив подчиненную форму Оценки.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_08.htm).

Задание 9.Модифицируйте отчёт Учащиеся, внедрив подчиненную форму Оценки.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_09.htm).

Задание 10.Создайте макрос. позволяющий автоматизировать просмотр и печать карточек учащихся.

Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_11.htm).

Задание 11.Выполните модификацию БД SCHOOL.mdb в соответствии с описанием

предметной области (по вариантам, приведенным в Таблица 1).

Таблица 1

ВАРИАНТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №5

№ варианта Варианты дополнительных атрибутов для сущности Schoolchild Варианты сущностей типа «Досье» (семья/кружок/олимпиада/ЕГЭ/ спортивная секция)
1.9 6.4.

Описание предметной области «Учебная деятельность учащихся в СОШ»

В образовательном учреждении (школе) осуществляется деятельность по обучению учащихся. По результатам обучения ученикам выставляются оценки.

1. В учреждении осуществляется учёт информации, характерной для учащихся:

1.1. фамилия;

1.2. имя;

Отчество;

1.4. дата рождения;

Пол;

Рост в сантиметрах;

1.7. телефон;

1.8. городской телефон;

1.9. вес в кг*;

1.10. номер ученического билета*;

1.11. записан в библиотеку?* (записан/не записан);

1.12. социальный статус* (полная семья, неполная семья, сирота);

1.13. многодетная семья* (да/нет);

1.14. город*

2. В ходе аттестации ученикам в журнал выставляются итоговые оценки по нескольким предметам. Известно, что количество предметов не более шести.

3. В школе ведется учёт информации по семье каждого учащегося. При этом учитывается следующая информация:

3.1. степень родства (filiation) (не более 4, например, мать, отец, брат, сестра);

3.2. фамилия, инициалы родственника(relative).

3.3. телефон родственника;

3.4. членство в родительском комитете (да/нет).

4. В школе ведется учёт информации по кружкам, которые посещают учащиеся. В школе действует не более 5 кружков, ученик посещает несколько кружков. При этом учитывается следующая информация:

4.1. название кружка (например, хор, танцы, краеведение, кройка и шитье, юный техник);

4.2. руководитель кружка*;

4.3. стоимость кружка*;

5. В школе ведется учёт информации по посещению школьниками предметных олимпиад. Число наименований олимпиад не более 5. Ученик посещает несколько олимпиад. При этом учитывается следующая информация:

5.1. название олимпиады (например, математика, история, литература и пр.);

5.2. результат(I-III место, грамота);

5.3. статус олимпиады*(например, школьная, районная, городская, региональная);

5.4. место проведения олимпиады (указать номер школы, название ВУЗа)*.

6. В школе ведется учёт информации по выбранным школьниками дисциплин для сдачи ЕГЭ. Предполагается, что ученик может выбрать не более 5 предметов для сдачи ЕГЭ и не менее 2 (русский язык, математика). При этом учитывается следующая информация:

6.1. название ЕГЭ (например, математика, русский язык, история и пр.);

6.2. результаты ЕГЭ(баллы от 1 до 100)

6.3. учитель, проводивший подготовку к ЕГЭ;

6.4. место проведения ЕГЭ (указать номер школы)*.

7. В школе ведется учёт информации по спортивным секциям, которые посещают учащиеся. В школе действует не более 5 секций, ученик посещает несколько секций. При этом учитывается следующая информация:

7.1. название секции (например, футбол, настольный теннис, шахматы, баскетбол, гимнастика);

7.2. тренер*;

7.3. стоимость секции*.

Вывод:выполнив лабораторную работу, закрепили основы работы с основными элементами меню MS Access, такими как: форма, запросы, таблицы, отчеты и получили дополнительный навык работы со сложным заданием.

Основой работы была многотабличная модель данных, которая отлично подходит как для решения и автоматизации повседневных задач, так и для реализации сложных заданий. Как пример, была реализована на практике задача, которую можно развернуть в любой школе

Приложение 1
Рис.1 Схема данных
Постановка задачи, решаемой в среде MS Access - student2.ru
Рис.2 Форма Учащиеся
Рис.1 Схема данных

Рис.3 Отчет Карточка учащегося в режиме конструктора
Постановка задачи, решаемой в среде MS Access - student2.ru
Рис.1 Схема данных

Наши рекомендации