Окончание занятий в кэндо.
Предисловие
В начале занятий ученики садятся на татами на стороне симодза. Место ученика на татами тем правее (ближе к камисеки), чем выше его уровень. При большом количестве пришедших на занятия осуществляется посадка в несколько рядов с сохранением иерархии, при этом в первых рядах (которые ближе к камидза) сидят старшие ученики.
При определении своего уровня в иерархии следует учитывать (в порядке важности) :
• Пол (мужчины имеют преимущества перед женщинами);
• Форма (самые старшие носят хакама, затем идут ученики в кэйкоги, затем занимающиеся в спортивном костюме);
• Уровень и стаж ученика (учитываются и большие пропуски занятий);
• Возраст (старшие имеют преимущества перед младшими).
Может показаться странным, что форма имеет решающее значение по сравнению с уровнем, но помните, что старший ученик обязан заниматься в хакама (в додзё это разрешается начиная с третьего кю айкидо, а студенты кэндо на каждое занятие обязаны надевать хаками и кэндоги), то есть форма уже сама по себе отражает уровень ученика.
Начало занятий в айкидо.
Все молча дожидаются в сэйдза (обязательно с прямой спиной), пока ведущий занятия сэнсэй (или заменяющий его сэмпай) садится в центре зала лицом к ученикам. Оружие в это время лежит возле правого колена .
Затем проводится ритуал «мокусо» (созерцание). После ритуала все, пока сэнсэй поворачивается лицом к синдэну, перекладывают боккэн перед собой (лезвием от себя), так что кончик (киссаку) лежит возле левого колена, а рукоятка (цука) – на уровне правого (сам боккэн лежит диагонально), и затем совершают вслед за сэнсэем три поклона синдэну. Перед третьим поклоном делается растирание ладоней и два хлопка.
В то время как сэнсэй поворачивается лицом к ученикам, все кладут боккэн слева от себя, после чего линейный (то есть тот, кто сидит в первом ряду крайним справа), подает команду «Сэнсэй-ни (сэмпай-ни) рэй» (поклон сэнсэю) и все кланяются, в нижней точке поклона произнося слова «Онегай симас» (позвольте нам позаниматься с вами), после чего начинается занятие.
Если оружие не понадобится, все складывают боккэны и дзё на край татами в одном определенном месте. Необходимо следить за правильным положением оружия (боккэны должны лежать лезвием на сторону симодза, рукояткой на татами).
Помните: Кончик рукоятки боккэна находится на уровне вашего колена и ни в коем случае не выдается вперед за него. Боккэн всегда лежит лезвием от вас.
Окончание занятий в айкидо.
Все молча дожидаются в сэйдза (обязательно с прямой спиной), пока ведущий занятия сэнсэй (или заменяющий его сэмпай) садится в центре зала лицом к ученикам. Оружие, если оно использовалось на занятиях, к этому моменту лежит возле левого колена.
Затем проводится ритуал «мокусо». По решению сэнсэя мокусо после занятия может не проводиться.
Линейный подает команду «Сэнсэй-ни (сэмпай-ни) рэй» и все кланяются, в нижней точке поклона произнося слова «До:мо аригато: годзаймас» (большое спасибо), после чего боккэн выкладывается перед собой и совершается три поклона синдэну (перед третьим опять делается два хлопка).
Когда сэнсэй поднимается и идет к левому краю татами, все перекладывают оружие на правую сторону и поворачиваются в сторону сэнсэя. Линейный подает команду «Сэнсэй-ни рэй» и все кланяются, в нижней точке поклона произнося слова «До:мо аригато: годзаймас». После этого все поворачиваются в сторону синдэна и звучит команда «сёмэн-ни рэй» (поклон прямо вперед). Все молча кланяются синдэну.
После окончания этого ритуала занятие окончено. Сразу после окончания занятия необходимо в индивидуальном порядке сделать поклон уважения собственному оружию.
Начало занятий в кэндо.
К началу занятия все занимающиеся должны быть одеты в до и тарэ (если была команда надевать богу), а их мэн и котэ должны находиться справа от них. Мэн и до необходимо надевать в позиции сэйдза или сонкё.
Котэ лежат параллельно друг другу и направлены вправо от занимающегося. На котэ положен решеткой вниз мэн. Мэн-химо (шнуры мэн) спрятаны внутрь, а не разбросаны по татами. На мэн должно лежать расправленное тэнугуи.
К моменту выхода сэнсэя на татами каждый ученик должен выполнить поклон своему боккэну и положить его слева от себя, после чего все ожидают в сэйдза начала ритуала.
Линейный дает команды «Сэйрэцу» (выровняться), «Сэйдза» (сидеть смирно), «Мокусо йой хадзимэ» (начать медитацию). Окончание медитации происходит по хлопку сэнсэя и последующей за хлопком команде «Мокусо ямэ". Затем следует команда «Сэнсэй-ни рэй». Во время поклона произносится фраза «Онегай симас». После этого подается команда «Кирицу» (встать) и начинается занятие.
Во время занятия, по указанию сэнсэя, старший подает команду «Мэн о-цукэ» (надеть мэн и котэ). Вначале надевается мэн, затем левая котэ, затем правая. Перчатки надеваются не натягиванием их за раструб котэ, а хлопками по "кулаку" (кобуси) котэ.
Окончание занятий в кэндо.
Когда занятие заканчивается и все сидят в ряд, линейный подает команду «Мэн о-торэ» (снять мэн и котэ). Занимающиеся повторяют процедуру в обратном порядке - снимают котэ (вначале правый, затем левый), затем снимают мэн, укладывают его себе на колени (ни в коем случае не на пол), снимают тэнугуи и вытирают им вначале подкладку мэн, а затем свое лицо. После этого все мэн-химо аккуратно укладываются внутрь мэн, а сам мэн укладывается на котэ.
Линейный дает команды «Сэйрэцу» (выровняться), «Сэйдза» (сидеть смирно), «Мокусо йой хадзимэ» (начать медитацию). Окончание медитации происходит по хлопку сэнсэя и последующей за хлопком команде «Мокусо ямэ". Затем следует команда «Сэнсэй-ни рэй». Во время поклона произносится фраза «До:мо аригато: годзаймас».
Обращаться к старшим следует:
- К учителю – сэнсэй, учитель, по имени-отчеству.
- К наставнику или старшему ученику – сэмпай, по имени-отчеству или просто по имени.
http://www.kendo-usa.org/reference/j_e_dictionary.htm
http://www.kendo-guide.com/take_chudan.html
http://tatushi.fc2web.com/manual/basic.html
http://www.hizenfoundation.org/index.php?n=Kendo.Glossary
http://song5.blogspot.com/2008/01/basic-kendo-terminology-part2.html
http://www.mushinkankendo.com/lesson_one.html
http://www.aucklandkendoclub.org.nz/JODO/AGlossaryofTerms/tabid/83/Default.aspx
Цуги-аси – шаркающий шаг
Сури-аси – скользящий шаг
Аюми-аси – естественный шаг
Сидеть только в сэйдза с прямой спиной. Занимающиеся с травмами ног могут сидеть в татэхидза или стоять на одном колене.
Стоять с оружием только в следующих стойках:
- Сагэто-но-камаэ (опустить меч)
- Тайто-но-камаэ (поднять меч)
- Сэйган-но-камаэ (целиться мечом в глаза)
- Камаэ-о-току (Ясумэ-но-камаэ)
Стоять без оружия
- Камаэ (от глагола камаэру – защищаться)
- Сидзэнтай-но-камаэ (естественная стойка)