Правописание чередующихся гласных в корнях. мак- = «1) пропускать жидкость, 2) терять свои качества, находясь в воде долгое время»;
Мак-мок, равн-ровн
СХЕМА
мак- = «1) пропускать жидкость, 2) терять свои качества, находясь в воде долгое время»;
мок-= «погружать в жидкость»;
равн- = «равный, одинаковый, наравне»
ровн-= «прямой, гладкий, ровный» (запомнить: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь!)
АЛГОРИТМ
Выделить корень в слове
если это корень -мак- - -мок- если это корень -равн- - -ровн-
определить значение определить значение
погружать в жидкость пропускать жидкость одинаковый прямой
сходный гладкий
написать Анаписать Оравный ровный
написать А написать О
Исключение: ровесник равнина
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм.
Р..вная местность — р..вные возможности, сильно вым..кнуть — обм..кнуть сухарь в чай, над ур..внем моря — решить ур..внение, м..кнущее белье — м..кать в муку.
Правописание о, ё после шипящих
СХЕМА
в корнев суффиксе и окончании
Е о ё
(запомни: шов, шок, капюшон,
крыжовник, шорох, шорты, 1) существ. (бочонок) 1) –ёр- (дирижёр)
шоры, обжора, трущоба, 2) прилагат. (холщовый) 2) глагол. (печёт)
трещотка, чопорный, 3) нареч. (искл.: еще) 3) отглаг. ф. (тушёнка, решённый)
речка Печора)
АЛГОРИТМ
Проверить, указано ли данное слово в примечаниях
нет да
определить, к какой части речи относится слово написанное запомнить
существительное глагол
прилагательное причастие
наречие отглагольное существит.
отглагольное прилагат.
определить, в какой
части слова находится написать Е (Ё)
гласный
в корне в суффиксе
или окончании
проверить наличие проверить наличие
чередования о//е ударения на О, Е, Ё
в родственных словах
да нет да нет
написать Е(Ё) написать О написать О написать Е
Задание 1. Определите, пользуясь алгоритмом, какие буквы нужно написать на месте пропусков.
Ч..рствый человек, раствор щ..лочи, окраинные труш..бы, увидеть зайч..нка, насмехаться над ханж..й, стесняться чуж..го человека, машина с кирпич..м, выкорч..вывать пни, деревянный боч..нок, тонкая беч..вка, румяные щ..ки, выч..ркивать пункт за пунктом.
Задание 2. С помощью алгоритма вставьте пропущенные буквы, определите значение устойчивых словосочетаний.
В еж..вых рукавицах; забить ключ..м; приставать с нож..м к горлу; свет клином сош..лся; огнём и меч..м; калач..м не выманишь; с чуж..го голоса; ни гроша за душ..й; оставлять на ч..рный день; от больш..го ума; у ч..рта на куличках.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритмы.
Прибереж..т, отвлеч..шь, нович..к, свеж.., обош..л, ш..в, этаж..м, крыш..й, увлеч..нный, толч..к, горяч.., зажж..м, лягуш..нка.
Правописание сложных существительных
с первой частью пол-
СХЕМА
пол-
пол-арбуза но: полкомнаты
пол-листа полумесяц
пол-Москвы пол чайной ложки
АЛГОРИТМ
Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова
гласный прописная буква буква Л согласный (кроме Л)
написать через дефис написать через дефис написать через дефис написать слитно
Примечание: с полу-всегда слитно
Задание 1. Раскройте скобки. Объясните написание, пользуясь алгоритмом.
(Пол)одиннадцатого, (пол)века, (пол)лимона, (полу)больной, (пол)неба, в(пол)силы, (полу) шепот, (пол)игры, пол(версты), пол(слова), пол (Европы).
Задание 2. Раскройте скобки. Соответствующей цифрой 1) гласный, 2) прописная буква, 3) буква л, 4) согласный (кроме л) - проиллюстрируйте сделанный вами выбор написания.
Первый вариант Второй вариант
1. Туча в (пол)неба 1. Съесть (пол)яблока
2. Прочитать (пол)рассказа 2. Знакомы (пол)года
3. Обойти (пол)Киева 3. Пройти (пол)света
4. Сдуть (пол)одуванчика 4. Не останавливаться на (пол)дороги
5. Выпить (пол)стакана чаю 5. Пропустить (пол)игры
6. Послушать (пол)пластинки 6. Проехать (пол)Азии
7. Съесть (пол)калача 7. Понимать с (полу)слова
8. Проплыть (пол)озера 8. Прокоптить (пол)окорока
9. Исписать (пол)тетради 9. Отрезать (пол)луковицы
10. Ждать (пол)дня 10. Прошагать (пол)земли
Правописание н, нн