Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий
1. Вопросы-розыгрыши. Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство унижения.
Неэтичные вопросы.
Глава 3. Интеллектуальные игры как средство проведения досуга у калмыков.
- Сказал мудрец:
- Вся жизнь – головоломка.
И знаньями кичись иль не кичись,
Но ты, мой друг,
В «соображенье тонком»
Как следует, сначала разберись.
В загадке всякой
Главное есть что – то.
Ты суть его открой, в конце концов,
Чтоб 144 оборота
Не тратить вновь на каждое кольцо.
Чтоб не вертеться около и рядом,
Когда к решенью выбираешь путь –
Учись пронзать
Умом своим и взглядом
Любых вещей таинственную суть.
С давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков из поколения в поколение. Головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность. Особенно распространенной среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «двенадцати роговых колец». Был и менее сложный вариант этой игры «восемь роговых колец».
Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки.
Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое решение. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли и сплетения петель.
Калмыки разводят четыре вида животных. Если четыре увеличить вдвое, то получится восемь.
В году 12 месяцев. Значит, надо соединить 12 колец. Если 12 колец 12 раз оплести узлами, то последнее кольцо будет иметь 144 оплетки. Чтобы освободить от узла одно кольцо, потребуется 144 оборота. И тогда самый остроумный будет несколько дней ломать голову, как освободить от узлов все 12 колец.
Суть головоломки заключалась именно в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку « 12 роговых колец» и назвал ее «мудрым решением» или «тонким соображением». И вскоре игра обрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки. Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку, игру «тонкого соображения».
Игр у калмыков было много и самых разных, но особое значение придавалось играм, помогавшим выработать умение завязать и развязать узел.
Узел – метод для соединения и защиты линейного материала, типа веревки при помощи связывания и переплетения. Он может включать один или более кусков веревки, струны, тесьмы, бечевки, ремня и других деталей, сплетенных в цепь так, что они соединены между собой. Узлы интересны их древними значениями, практическим применением и математическими включениями в теорию узла. Особенно популярной была игра «Утиный узел». По жребию определяли участника, которому продевали через рукава одежды сдвоенную веревку, петлю которой выводят на грудь. В эту петлю вдевали один из концов веревки и крепко завязывали. Другой конец веревки привязывали к колесу телеги или к решетке кибитки. Задача привязанного, таким образом, состояла в том, чтобы освободиться, не перерезая веревки и не обрывая ее. Не каждый это сумеет сделать: нужна смекалка и терпение.
Калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Молодежь и дети играли в подвижные игры. Взрослые свой досуг проводили иначе: играли в шахматы и в карты.
Шахматы – это старинная игра. Ее придумали в давние времена в далекой стране Индии. Индийский царь, познакомившись с шахматами, был восхищен обилием красивых комбинаций.
Также широко распространенными видами спорта были у калмыков игры в шашки (дева) и в карты. У П.С. Палласа мы находим такое замечание:
«Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпровождение мужчин, вынужденных в то время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны».
Бергман, посетивший в 1802-1803гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «ас только знать духовенство, но и простые калмыки играют с большой легкостью…» весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле Ияч на подводах подстелив под собой кошму, а зимой – в кибитке.
Хотя калмыки, не имели ни какого представления о теории игры, но среди них встречались сильные игроки. В 1862 г. вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А.Д. Петрова, в котором он сообщает: «В 1821г. у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока».
У калмыков бытовали отличные от европейских названия фигур. Король обозначается термином «хан». Ферзь называется «бэрсн», по-видимому, это измененное тюркское слово «фарзин» или «иерзи». Вместо наименования «слон» калмыки применяли термин «верблюд». Ладьекалмыки присвоили название «тергн» (телега, повозка). Можно предполагать, что индийское название ладьи - «ратх» (колесница) – у калмыков передано термином «тергн». В отличие от других, монгольские народы, в том числе калмыки, присвоили пешке название «көвүн»(мальчик). Доска у калмыков носила название «бетке», рокировка в игре не применялась. Термин «шах» обозначался словом «шалха» - подразнить, испытать, парализовать, хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного «хана» (без других фигур) игра продолжалась. (ПоУ.Э.Эрдниеву)
Традиционно калмыки выделывали доску для шахмат из тесненной кожи, а фигурки хранили в кожаном мешке. Ножки деревянной шахматной доски, расположенные по диагонали ее плоскости, стилизованы в форме дракона (лу), символизирующего силу и мощь. Верхняя плоскость доски по периметру ограничена орнаментом - джунгарин зег (джунгарский).
В настоящее время калмыцкие шахматы называются «шатр». Они отличаются правилами игры и своеобразием фигур. Так, в роли пешки в шатре выступают овца («көвүн»), а классические слоны заменены на верблюдов («темән»). Ладья заменена на подводу («тергн»), которую символизирует фигура быка. Говорят, калмыки уверены, что именно в «шатр» лучшие из них, когда придет срок, сыграют с самим Буддой. Ведь именно калмыкам предназначено, первыми на Нижней Волге встретить «Будду Грядущего», который придет за «последними днями»
Однажды два небожителя спустились на землю и сели играть в шахматы посреди бескрайней степи. К ним подошел молоденький паренек, пасший овец, и стал следить за ходом игры. Когда партия закончилась и боги исчезли, чабан увидел, что одежда на нем истлела, герлыга его рассыпалась от времени, а сам он превратился в дряхлого старика.
Люди говорят: шахматы придумали боги.
Где – то в самом центре калмыцких степей, на возвышенности, в истоках реки Маныч, на высоком кургане стоят каменные изваяния шахматных фигур. В натуральную величину там изображены люди (короли, ферзи, пешки), верблюды (слоны), лошади (кони), и телеги (ладьи). Причем, фигуры застыли на кургане в положении «шах королю конем».
В былые годы калмыки играли в шахматы на домашний скот. Так, один старик проиграл своему более сильному партнеру лошадь и верблюда. В решающей позиции на доске возникло сложное положение. Один неверный ход – и противник уведет со двора, по уговору играющих, последнюю овцу. Старик растерялся, не видя выхода из создавшегося положения. Рядом стояла его молодая сноха. Вдруг она направилась к выходу из кибитки и, как бы обращаясь к самой себе, сказала: «Какая грязь в степи! Увязнут мальчики, как их выручить? Надо разбить телеги, навьючить мальчиков на верблюда, и они будут спасены». Старик понял подсказку и быстро нашел путь к победе.
Пояснение: Белые по жертвовали обе ладьи (по – калмыцки «тергн», т.е. телега, поставили слона («темән», т.е. верблюда) в засаду за пешкой («көвүн», т. е. мальчиком) и объявили черным мат вскрытым шахом.