Раздел 2. проверка спектрального баланса

РАЗДЕЛ 1. ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА

В первой части этого раздела размещены дорожки для «входного контроля». Самая первая из них, под номером 1, предназначена для простейшего – узнать, а не перепутали ли вы, случаем, каналы местами? Левый и правый должны быть на своих местах. Не слушайте дилетантов, которые говорят, что, в принципе, это не важно. Важно. В симфоническом оркестре скрипки всегда слева, а виолончели – справа, и не нам с вами гонять музыкантов по сцене вместе со стульями и пюпитрами. Пусть сидят где положено.

Далее идут три исключительно полезных и содержательных трека. Они нужны для фазировки каналов раздельно по полосам частот: вторая дорожка содержит звуковую информацию (голос диктора) только в низкочастотной области 20 – 200 Гц, третья – в области средних частот 200 Гц – 2,0 кГц, четвёртая – в высокочастотном диапазоне 2,0 – 20,0 кГц. Фазировка осуществляется как обычно – после слов диктора «in phase» фонограмма должна звучать громче и быть в середине звуковой картины.

Здесь мы хотим немного притормозить читателя, чтобы он мог проникнуться всей серьёзностью момента. Следует напомнить, что обычно на тестовых дисках фазировка осуществляется по одной фонограмме сразу во всём частотном диапазоне целиком (чаще всего это голос диктора или шумовой сигнал). И если автомобиль оборудован только одной парой широкополосных излучателей, то их фазировка проста и не составляет труда. Но при многополосных акустических системах это существенно сложнее, так как даже абсолютно точное соблюдение полярности акустических кабелей не всегда соответствует «пространственной» истине. Нам несколько раз приходилось прослушивать автомобили (один – даже уже выкаченный на соревнования по автозвуку), хозяева которых жаловались на «что-то не очень чёткую, даже слегка размытую стереокартину». Довольно часто «стереоаморфность» аудиосистем бывает вызвана противофазно включёнными ВЧ- или СЧ-головками. Самый подлый случай, когда НЧ- и ВЧ-излучатели сфазированы попарно и друг с другом, а СЧ – попарно, но противофазно по отношению к группе СЧ/НЧ. В этом случае музыкальные инструменты «визуально» вроде бы находятся на своих местах, но их фокусировка и тембральная сбалансированность явно ухудшается. И удалой мастер-установщик, почесав за ухом, лезет менять или перенастраивать фильтры, а то и менять головки или даже их расположение, вместо того, чтобы более точно разобраться с фазировкой по рабочим полосам частот.

Поэтому вполне оправданно содержание следующей, пятой дорожки. Она дополняет функции предшествующих. Ею удобно пользоваться после фазировки, произведённой по трём предыдущим трекам. Она, по словам создателей диска, позволяет провести абсолютную оценку фазировки сразу во всём (20 Гц – 20кГц) частном диапазоне. И ею, в частности, можно сразу выявить расфазировку СЧ/ВЧ и НЧ-головок в том подколодном случае, о котором мы упоминали выше. Всё вроде бы здорово. Если бы не одна тонкость.

Слово «абсолютную» нас несколько заинтриговало, но мы вначале не придали ему должного значения и продолжили исследование этой дорожки. Фонограмма содержит последовательную серию щелчков, звучащих в течение одной минуты. Смещение щелчков от центра звуковой картины указывает на неправильную фазировку акустических систем. На слух все щелчки звучат абсолютно одинаково. Однако когда мы посмотрели их осциллограмму, то обнаружили очень интересный эффект. Первые три щелчка идут в положительной полярности, а каждый четвёртый – в отрицательной.

Физически это представляется так: на первые три щелчка диффузоры громкоговорителей идут синхронно вперёд, а на четвёртом – синхронно назад. На слух это воспринимается одинаково и на фазировку не влияет. Слышимый эффект будет только в том случае, когда ход катушек вперёд и назад будет не идентичен. Что бывает исключительно редко. Тем не менее, на диске «IASCA Setup & Test CD» эта дорожка предусмотрена, и вот зачем: некоторые устройства обработки сигнала, оказывается, чувствительны к абсолютной фазе сигнала, и для них положительная полярность импульса и отрицательная – это не одно и то же. Окончательно установить правильность абсолютной фазы можно только специальным прибором – акустическим фазометром, которого ни у кого нет. Поэтому, если на слух все щелчки звучат одинаково – то и ладно, проехали. Скорее всего, так и будет.

РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕРКА СПЕКТРАЛЬНОГО БАЛАНСА

Дорожки №№6 – 29 предназначены для оценки АЧХ аудиосистемы на слух. Они содержат записи розового шума в узких полосах частот, обрезанных фильтрами с высокой крутизной. Ширина полос не одинакова и выбрана так, чтобы при уровне громкости около 90 дБ их субъективная громкость воспринималась равной. Ведь чувствительность слуха к различным частотам не одна и та же и зависит от громкости. А почему шум, а не тональные сигналы со звукового генератора? Дело в том, что для проверки на слух спектрального баланса аудиосистемы использование фиксированных тональных звуковых частот невозможно. Виной тому – интерференция, возникающая в области частот выше 100 – 150 Гц. Сомневающиеся могут сесть в автомобиль и включить тональную частоту 3 – 4 кГц. Слегка перемещая голову из стороны в сторону, они услышат, что уровень громкости меняется, причём в очень больших пределах, хотя излучаемое звуковое давление остаётся постоянным. В узких шумовых полосках явление интерференции значительно ослаблено, поэтому можно говорить о достаточной точности наблюдений за АЧХ. Перечень шумовых частот мы приводим в Таблице 1. Рекомендуемый уровень громкости для прослушивания – около 90 дБ. Это довольно громко.

Следующие три дорожки представляют особую ценность. Они, помимо испытательного назначения, выполняют еще и важнейшую демонстрационную, даже просветительскую роль, если угодно. Такого больше нигде не встретишь.

На 30-м треке имеется очень хорошая по качеству запись большого симфонического оркестра в сопровождении огромного духового органа. Этот монстр (для справки: концертный орган Симфонического центра имени Мортона Майерсона в Далласе, США) звучит настолько фундаментально, что воспринимается больше не ушами, а телом. Не менее впечатляющими выглядят большие барабаны и литавры. И всё это на фоне великолепной палитры медных и деревянных духовых инструментов, оркестрового «серебра», ошеломляюще большого и глубокого пространства с прекрасной локализацией инструментов.

На следующем, 31-м треке эта запись повторяется, но в ней полностью отсутствуют все звуковые частоты ниже 50 Гц, причем самые нижние частоты отрезаны с помощью фильтра 6-го порядка (48 дБ/окт.!). То есть – как ножом. Если система изначально была способна воспроизводить эту, самую нижнюю часть спектра, то на «урезанной» фонограмме фундаментальность звучания улетучивается, оно теряет «парадность» и становится каким-то обыденным. Это, повторим, на хорошей, даже очень хорошей системе. На установке попроще, в смысле нижнего баса, разница вроде бы слышна, но как-то менее выражена. И, наконец, довольно часто две эти дорожки – полная и урезанная, звучат как будто совсем одинаково. Это означает: внимание, у вас с нижним басом проблемы, надо работать.

И вот, с 32-ой дорожки звучит только та низкочастотная составляющая, которая была вырезана из фонограммы №30. То есть в чистом виде та информация, которую мы недополучаем, не имея в машине сабвуфера. Исключительно показательно. Самая интересная ситуация в этом контексте возникает, когда дорожки №№30 и 31 звучат, казалось бы, одинаково, в то же время «супербасовый» отрезанный ломоть тоже слышно отчетливо. Это как же получается? Частоты ниже 50 Гц в чистом виде слышно, а вместе со всей остальной музыкой – нет. Так бывает очень и очень часто, не паникуйте. Одна из распространенных болезней автомобильных басовых систем как раз в том и заключается, что басы в полосе 80 – 90 Гц забивают более низкочастотные составляющие и отнимают часть души и тела у звучания басовых инструментов. Надо сказать, демонстрация (и диагностика одновременно) этого эффекта задумана просто гениально, очень впечатляет и все проявляет.

Целая серия треков с №33 по №62 предназначается для инсталляторов аудиоаппаратуры (или же любителей) с хорошим слухом и не обязательно с хорошим приборным оснащением. На всех дорожках записан один и тот же 15-секундный музыкальный фрагмент, имеющий прекрасную тембральную сбалансированность. Однако эта сбалансированность может исчезнуть, если какую-то, пусть даже небольшую, область частотного диапазона слегка приподнять или опустить. Это сразу станет заметно на слух. Составители диска «IASCA. Setup & Test CD», разбив звуковой диапазон на 10 октавных интервалов, составили некие «триады», в которых АЧХ на небольшом участке (в пределах одной октавы) опущена на 6 дБ, осталась без изменений и приподнята на 6 дБ. Не заметить на слух это трудно, так как в энергетическом смысле первый, опущенный фрагмент уменьшается на 75%, а приподнятый увеличивается почти на 200% по отношению к оригиналу. Номера дорожек и центральные частоты приведены в Таблице 2.

Вся инструментальная база, которая понадобится для пользования этой частью испытательных фонограмм – листок бумаги и карандаш. А дальше надо слушать и отмечать, какой случай коррекции АЧХ показался улучшающим звучание, а какой – ухудшающим. Если вам показалось, например, что дорожка №41 звучит лучше, чем №40, значит, у вас на частоте 125 Гц наблюдается провал. А если лучше зазвучала №39, – значит там же, но горб. «Опорная», неправленная фонограмма все время повторяется, разделяя корректированные, поскольку звуковая память у человека очень кратковременна и надо освежать звучание эталона.

Чтобы был прок, слушать надо много, пока вступление из «Agua de Beber» не полезет из ушей. Искусство требует жертв. Никто и не обещал, что будет легко.

В порядке компенсации жертвам борьбы за звуковое совершенство составители диска предлагают с помощью фонограмм этого же раздела отточить свой слух до остроты хирургического скальпеля. Для этого надо в сговоре с приятелем заводить друг дружке дорожки этого раздела в случайном порядке, и пусть другой определяет, в какой полосе подъем или спад усиления. Пробовали. Очень интересно и не так просто, как может показаться.

Наши рекомендации