Конспект урока по литературному чтению (2 класс).
Тип урока: комбинированный
Тема: «Русские народные загадки»
Цель:
-формировать у учащихся универсальные учебные действия:
Универсальные учебные действия:
личностные(самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;
- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
регулятивные(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Средства обучения: Учебник «Маленькая дверь в большой мир», опорный конспект, схема построения загадки, рисунки – отгадки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | |
Проверка домашнего задания. | - Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. мудрость В пословицах и поговорках заключена. поучительный Пословица имеет смысл. 1. Выставка рисунков к пословицам. 2. «Озвучивание» пословиц и объяснение их смысла. - Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему? Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость. | |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | -Что такое загадка? - Какова задача жанра «загадка»? - А зачем надо уметь отгадывать загадки? - Какие загадки вы знаете? - Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? - Тема урока: «Русские народные загадки». - Ребята, ваша цель на уроке Моя цель… Планирование деятельности 1.Разработать схему построения загадки. 2.Сочинить загадку. | (Ответы детей) (Чтобы отгадывать задуманный предмет.) (Для игры. Это интересно.) (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.) (Умным, сообразительным.) (Ответы детей) |
Изучение нового материала. | -Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. -Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт. II.Чтение авторского текста (стр.43) - Что предлагают Афанасий и Саша? III. Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок». Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец». | (Отгадывать загадки.) |
Физкультурная минутка (тренажёр для глаз) | ||
Изучение нового материала | - Как строится загадка? - Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки. - Прочитайте загадку. - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? - Найдите ещё загадку описательного характера Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. - Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? - Найдите похожие. Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета.
| (Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.) (Про волка.) (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.) (Про ель и сосну, про подсолнух.) (Про морозный узор на окне.) (Сравнение.) (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) ( «Не».) (Отрицательное.) (Про эхо.) (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.) |
Подведение итогов исследования | - Ребята, давайте повторим принципы построения загадки. Принципы построения загадки. 1. По принципу описания предмета. 2. Составление «биографии» предмета. 3. Как утвердительное или отрицательное сравнение. 4. В форме вопроса. - Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? | (Чтобы самим уметь их составлять.) |
Физкультурная минутка | ||
Творческое задание (работа в группах) | I. Подготовка к творческому заданию 1. Чтение авторского текста вслух и комментирование. (стр. 46-47) - Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? Вопросы после чтения: -Как правильно придумать загадку? 2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника Алгоритм построения загадки. 1. Загадать предмет. 2. Выделить признаки. Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета - Какие признаки сахара перечислены у Б. Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега? II. Составление загадок. 1. Упражнение в придумывании загадок. Вывешивается изображение снега. - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? 2. Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору). Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей. | (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.) (Белый, пушистый, мягкий, ровный.) (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.) |
Итоги урока | Назовите тему урока. - Чему научились? - К какому выводу пришли? | (Русские народные загадки.) (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.) (Загадка испытывает ум и учит думать.) |
Рефлексия. | Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем уроке мы… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами. | |
Домашнее задание | 1. Задание в тетради на стр. 37 (2). 2. Придумать загадку самостоятельно. |