Лопнувшая шина — еще не авария
======================== 70 =========================
Среди водителей, особенно молодых, можно услы-
шать самые противоречивые мнения о том, как надо дей-
ствовать, если у автомобиля неожиданно лопнула шина.
Обязательна ли, как следствие этого, авария?
Действительно, вопрос этот весьма серьезен и поэто-
му хотелось бы остановиться на нем несколько подроб-
нее.
Прежде всего следует сказать, что даже на большой
скорости внезапно лопнувшая шина — еще не авария.
К тому же подобные случаи чрезвычайно редки, тем
более в настоящее время, ибо современные шины имеют
низкое давление и эластичные боковины.
Типичная причина выхода воздуха из шины — про-
кол гвоздем, мелкой металлической стружкой и т. п.
Воздух будет выходить из шины постепенно, и опытный
водитель почувствует, когда давление в одной из шин
станет меньше, чем в других, поскольку при этом руль
при движении на прямолинейном участке он будет вы-
нужден поворачивать на определенный угол относитель-
но обычного положения, а на повороте к рулевому коле-
су придется прилагать значительно большее усилие, чем
обычно. Авгомобиль как бы нехотя вписывается в пово-
рот, его начинает заносить в сторону спущенной шины
из-за нарушения симметрии сопротивлений качению ко-
лес левой и правой стороны.
При малейшем нарушении поведения автомобиля на
дороге надо немедленно остановиться и выяснить при-
чину.
Ну, а если все же шина лопнула внезапно? Прежде
всего, не надо пугаться. В таком положении управлять
автомобилем можно и нужно, а секунды растерянности
и испуга действительно могут дорого обойтись.
Как только послышался звук лопнувшей шины, и вы
почувствовали рывок рулевого колеса из. рук (никогда
не держитесь за руль одной рукой!) — во что бы то ни
стало старайтесь удержать руль, чуть-чуть поворачивая
его в сторону, противоположную лопнувшей шине. Од-
новременно старайтесь притормаживать. Помните, что
остановить автомобиль в этот момент только торможе-
======================== 71 =========================
нием невозможно. Резкое торможение равносильно само-
убийству.
Если в первую секунду вы удержали автомобиль на
дороге, то большая часть задачи по предотвращению
аварии уже выполнена. Последующие действия заклю-
чаются в «доворачивании» руля в целях компенсации
все более прогрессирующего отклонения автомобиля от
выбранного вами пути выкатывания с дороги и дальней-
шем притормаживании. Если же автомобиль начало
бросать из стороны в сторону, надо прекратить тормо-
жение и начать его вновь только после вывода автомо-
биля поворотом руля (не прилагая слишком больших
усилий) на приемлемую траекторию выхода на обочину.
Если разрыв покрышки произошел при интенсивном
встречном или попутном движении, то это, конечно, ос-
ложняет ситуацию.
Ведь надо не только благополучно вывести автомо-
биль на обочину и остановить его, но еще и предотвра-
тить столкновение со встречным или попутным транс-
портом. В крайнем случае, лучше направить автомобиль
в кювет, перевернуться, чем столкнуться со встречной
машиной. Правда, опрокидывание тоже приводит к пов-
реждению автомобиля, но всегда меньшему, чем при
ударе. Пассажиры же и водитель, если они пристегнуты
ремнями, практически не пострадают. Если ремней бе-
зопасности нет, нужно правильно «сгруппироваться»,
пригнуть голову и попытаться удержаться руками за
что-либо, хотя бы за сиденье, но не за ручки дверей и
не упираться руками в потолок.
Помните, что в любой критической ситуации все ре-
шает ваше хладнокровие и доведенные до автоматизма
водительские навыки.
Колеса
Технические требования к спортивным, автомобилям
группы I разрешают использование только серийных ко-
лес. Надо уточнить, что на автомобилях «Москвич» в од-
ном комплекте должны использоваться колеса одного
======================== 72 =========================
размера, лучше 41/2 = 13*.
Для легковых автомобилей, подготавливаемых к со-
ревнованиям по группе II, можно использовать колеса с
ободом расширенного профиля.
Для чего это нужно, и где взять такие колеса?
Все работы, связанные с установкой более широких
колес, подчинены одной задаче — повышению устойчи-
вости автомобиля на поворотах путем увеличения колеи
за счет расширения обода.
Однако надо помнить, что в соединении с уширенны-
ми колесами обычные серийные шины меняют угол бо-
кового увода, что оказывает большое влияние на устой-
чивость автомобиля**.
Выбор размеров уширенного колеса для использова-
ния с серийными шинами происходит опытным путем
и основывается на субъективной оценке гонщиком пове-
дения автомобиля, на дороге с теми или иными уширен-
ными колесами.
Колеса спортсмены делают сами. Для шин моделей
М-130А, М-119А, И-151, И-170 можно рекомендовать
колеса шириной 145 мм, используя для этого два стан-
________________________________________________
* Первая цифра в обозначении говорит о ширине обода между
закраинами, выраженной в дюймах. (Прим. авт.).
** Значительный боковой увод шин затрудняет управление и на-
рушает точность работы рулевого механизма. Поэтому для шин
скоростных автомобилей боковая эластичность должна быть умень-
шена по сравнению с боковой эластичностью шин обычных легко-
вых автомобилей. Можно уменьшить боковую эластичность путем
повышения внутреннего давления или применяя специальные шины.
Но первый способ влияет на радиальную эластичность шин, ухуд-
шая их реакцию на неровности дороги, второй же недоступен боль-
шинству спортсменов, использующих для выступления в соревнова-
ниях серийные шины. (Прим. авт.).
________________________________________________
дартных колеса автомобилей ВАЗ или «Москвич» (рис.
33). Сначала колеса разрезают, потом две половинки
======================== 73 =========================
обода сваривают между собой, лучше на токарном стан-
ке, но не непрерывным швом, а отдельными «прихвата-
ми», по 60—70 мм, следя за тем, чтобы обод не «пове-
ло». Затем окалина счищается, шов протачивается на
этом же станке, и обод обматывается 3—4-мя слоями
изоляционной-ленты, чтобы предохранить от поврежде-
ния камеру.
Для шин 6.50-13 модели И-124 и 7.50-13 модели
И-140 нами изготавливались колеса шириной-178 мм
(рис. 34). В этом случае в разрезанный аналогичным
способом обод вваривается
проставка.
Балансировка колес в
сборе с шинами устраняет
дисбаланс системы, появле-
ние которого может вызвать
виляние колес («шимми»),
уменьшение устойчивости ав-
томобиля, вибрацию и шум
при движении, повышенный
износ деталей передней под-
вески и рулевых тяг, повы-
шенный и неравномерный
Рис. 33. Колесо автомобиля износ шин — пятнами.