Сиденья водителя и (при его применении) переднего пассажира.
5.2.1. Сиденье водителя должно быть расположено справа или слева от продольной оси автомобиля (за исключением случаев когда это невозможно конструктивно).
5.2.2. Рекомендуется использовать омологированные FIA сиденья спортивного типа с минимум четырьмя (4) отверстиями для ремней безопасности (обязательно для автомобилей с каркасами безопасности).
5.2.3. Если оригинальные крепления сидений или опоры изменены, новые элементы должны быть или одобрены изготовителем сиденья или соответствовать следующим техническим требованиям:
1) Точки крепления опор сидений:
Опоры сидений должны быть закреплены одним из нижеследующих способов:
- на оригинальных точках крепления сидений к автомобилю;
- на точках крепления сидений, омологированных производителем автомобиля в VO (в этом случае оригинальные точки крепления могут быть удалены);
- на точках крепления сидений сформированных в соответствии с Рисунком 253-65.
Опоры сидений должны быть закреплены к точкам крепления сидений не менее чем в 4 точках на одно сиденье болтами минимальным диаметром 8 мм.
2) Конструкция крепления опор сидений непосредственно на кузов/шасси:
Опоры сидений должны быть закреплены к точкам крепления сидений не менее чем в 4 точках на одно сиденье болтами минимальным диаметром 8 мм с усилительными пластинами, согласно рисунку 253-65.
Минимальная площадь контакта между опорой, кузовом/шасси и усилительной пластиной – 40 см2 для каждой точки крепления.
3) Если используются системы быстрого съема, они должны быть способны противостоять вертикальной и горизонтальной нагрузкам в 18000 Н, прикладываемым не одновременно (по раздельности). Если для регулировки положения сиденья используются направляющие (салазки), они должны быть изначально омологированы с автомобилем или с сиденьем.
4) Сиденье должно крепиться к опорам в 4-х точках: 2 спереди и 2 сзади, с использованием болтов минимальным диаметром 8 мм и усилителей, интегрированных в сиденье. Каждая монтажная точка должна быть способна противостоять нагрузке 15000 Н, прикладываемой в любом направлении.
5) Минимальная толщина опор и усилительных пластин – 3 мм для стали, и 5 мм для материалов из легких сплавов. Минимальный продольный размер каждой опоры – 6 см.
6) Если член экипажа использует подушку-подкладку, ее толщина не должна быть более 50 мм.
Ремни
На автомобилях всех классов обязательно использование ремней безопасности. Допускается использование ремней безопасности установленных заводом изготовителем. Для автомобилей с каркасом безопасности обязательны ремни, имеющие минимум 4 точки крепления к кузову автомобиля. Точки крепления на кузове: для поясной лямки – две; для плечевых лямок – две или, возможно, одна, симметричная относительно сиденья. Ремни безопасности должны быть омологированы FIA и соответствовать стандартам FIA № 8854/98 или 8853/98. Ремни должны быть оборудованы замком с рычагом поворотного типа или замком с кнопкой нажимного действия.
Установка
Запрещается крепление ремней безопасности к сиденьям или их опорам, если это не предусмотрено конструкцией серийного автомобиля.
- Ремни безопасности могут быть установлены на точки крепления, предусмотренные конструкцией серийного автомобиля.
Рекомендуемая геометрия расположения точек крепления показана на рисунке 253-61.
Плечевые лямки должны быть направлены назад и вниз. Они должны быть установлены так, чтобы угол к горизонтали от верхней кромки спинки сиденья был не более 450 , при этом рекомендуется, чтобы этот угол не превышал 100.
Максимальные углы относительно осевой линии сиденья при виде сверху – 200, при этом плечевые лямки должны сходиться (при их креплении в одной точке) или пересекаться (при их креплении в двух точках).
Если возможно, следует использовать точку крепления, предусмотренную изготовителем автомобиля на задней стойке.
Точки крепления, создающие больший угол к горизонтали, не должны использоваться, если сиденье не соответствует требованиям стандарта FIA.
В этом случае плечевые лямки 4-х точечных ремней безопасности могут быть установлены на точки крепления поясной лямки заднего сиденья, изначально предусмотренные изготовителем автомобиля.
Для ремней безопасности с 4-мя точками крепления плечевые лямки должны быть установлены крест-накрест, симметрично относительно осевой линии переднего сиденья.
4-х точечные ремни безопасности не должны применяться совместно с сиденьем, не имеющим никакого подголовника или не имеющим отверстий между спинкой и подголовником.
Поясные и бедренные лямки должны проходить не по сторонам сиденья, а сквозь сиденье, чтобы охватывать и фиксировать тазовую область по наибольшей, насколько это возможно, поверхности.
Поясные лямки должны фиксировать тело водителя точно во впадине между кромкой таза и верхом бедра. Ни при каких условиях они не должны давить на область живота.
- Если невозможна установка лямок на серийные точки крепления, на кузове или шасси должны быть выполнены новые монтажные точки, для плечевых лямок – как можно ближе к оси задних колес.
Плечевые лямки также могут быть закреплены на каркасе безопасности или поперечной усилительной распорке (кузова) посредством петли, могут быть установлены на верхних точках крепления задних ремней, либо могут крепиться или опираться на поперечный усилитель, приваренный к задним наклонным распоркам каркаса безопасности (см. Рисунок 253-66).
В случае использования поперечного усилителя, он должен соответствовать следующим условиям:
- Поперечный усилитель должен представлять собой холоднотянутую бесшовную трубу размером не менее 38x2.5 мм или 40x2 мм из углеродистой стали с минимальным пределом текучести 350 Н/мм2.
- Высота этого усилителя должна быть такой, чтобы идущие назад плечевые лямки были направлены вниз под углом от 100 до 450 к горизонтали от верхнего края спинки сиденья. Рекомендуемый угол 100.
- Ремни могут крепиться петлей или болтами, но в последнем случае, для каждой точки крепления в усилитель должна быть вварена вставка (размеры указаны на рис. 253-67).
Лямки ремней должны крепиться к этим вставкам, вваренным в трубу-усилитель, посредством болтов M12 класса прочности 8.8 по ISO или 7/16” по спецификации UNF.
- Каждая точка крепления должна выдерживать нагрузку в 1470 дН (кгс), для межбедренных лямок – 720 дН (кгс). При использовании одной точки крепления для двух лямок, она должна выдерживать нагрузку, равную сумме указанных для каждой лямки.
- Для каждой вновь созданной точки крепления должна использоваться стальная усилительная пластина площадью не менее 40 см2 и толщиной не менее 3 мм.
- Варианты установки на шасси/монокок:
1) Основной вариант установки: см. Рис. 253-62.
2) Установка плечевых лямок: см. Рис. 253-63.
3) Установка бедренных лямок: см. Рис. 253-64.
Использование
Каждый комплект ремней безопасности должен использоваться в том виде, в каком он омологирован, без каких-либо изменений или удаления элементов, и в соответствии с инструкциями изготовителя.
Эффективность и долговечность ремней безопасности непосредственно зависят от качества их установки, использования и хранения.
Ремни должны быть заменены после каждого серьезного столкновения, и всякий раз, когда лямки надорваны, потерты или ослаблены действием химических веществ или солнечного света.
Они также должны быть заменены, если металлические части или замки деформированы или поржавели.
Любой комплект ремней, который не функционирует в полной мере, должен быть заменен.
КАРКАСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
5.4.1. Для автомобилей всех классов рекомендуется оборудование каркасами безопасности. Применяемые каркасы безопасности должны соответствовать требованиям приложения J МСК FIA. Так же допускаются болтовые каркасы безопасности, сертифицированные для установки в автомобиль. Каркасы безопасности, изготовленные по приложению J МСК ФИА, обязательны для автомобилей с E.T. менее 10 секунд.
5.4.3. Защитные накладки:
В местах, в которых возможен контакт частей тела водителя с каркасом безопасности, рекомендуется применять для защиты невоспламеняющиеся накладки на каркас.
В местах где возможен контакт защитного шлема водителя с каркасом безопасности, рекомендуются защитные накладки удовлетворяющие Станадарту ФИА 8857-2001.
ОГНЕЗАЩИТНЫЕ ПЕРЕГОРОДКИ.
В любом случае салон должен быть отделен от моторного отсека и топливного бака, включая его заправочную трубу и горловину, перегородками, непроницаемыми для жидкостей и пламени.
5.6. ОГНЕТУШИТЕЛИ / СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ.
5.6.1. Каждый автомобиль, оборудованный каркасом безопасности, изготовленным по приложению J МСК FIA, рекомендуется оборудовать автоматической системой пожаротушения.
5.6.2. Все огнетушители (баллоны с огнетушащим составом) должны быть соответствующим образом защищены и расположены внутри салона. Во всех случаях их крепления должны выдерживать замедление в 25g.Все элементы системы пожаротушения должны быть стойкими к пламени.
5.6.3.Водитель, сидящий на своем месте с закрепленным рулевым колесом и пристегнутый ремнями безопасности, должен быть способен вручную включить все огнетушители.
Внешнее устройство активации должно быть объединено с главным выключателем электрооборудования или расположено близко к нему. Его место расположения должно быть отмечено красной буквой "E" внутри белого круга диаметром не менее 10 см с красной окантовкой.
5.6.4. Система должна работать в любом положении автомобиля.
5.6.5. Распылители должны соответствовать огнетушащему составу и не должны быть направлены непосредственно на голову водителя.
РУЧНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ
5.7.1. Все участвующие в соревновании автомобили могут быть оснащены одним или двумя огнетушителями.
5.7.2. Разрешенные огнегасящие составы: AFFF, FX G-TEC, Viro 3, порошок или любой другой состав, омологированный FIA. Либо имеющие омологацию НАФ.
5.7.3. Минимальное количество огнегасящего состава:
AFFF: 2.4 л
FX G-TEC 2.0 кг
Viro 3: 2.0 кг
Zero 360: 2.0 кг
Порошок: 2.0 кг
5.7.4. Все огнетушители должны иметь следующее давление в соответствии с содержимым:
AFFF: в соответствии с инструкциями производителя
FX G-TEC и Viro3 в соответствии с инструкциями производителя
Zero 360: в соответствии с инструкциями производителя
Порошок: 8 бар минимум, 13.5 бар максимум
Кроме того, каждый огнетушитель, заполненный AFFF, должен быть оборудован устройством для контроля давления содержимого.
5.7.5. На каждом огнетушителе должна иметься следующая видимая информация:
- Ёмкость;
- Тип огнетушащего состава;
- Вес или объем огнетушащего состава;
- Дата следующей проверки огнетушителя, которая должна быть не позже двух лет после даты заполнения или даты последней проверки.
5.7.6. Все огнетушители должны быть соответствующим образом защищены. Их крепление должно выдерживать замедление в 25 g.
Кроме того, допускаются только быстроразъемные металлические крепления с металлическими лентами.