Почему облако от ветра убегает 8 страница
Рапортует инженер,
Разгорается костер», —
Рады Вера и Егор.
Ромины игрушки
Все игрушки хороши,
Играй, Рома, не спеши!
Вот огромный паровоз,
Роме радость он привез.
Вот и барабан прекрасный
Барабан у Ромы красный.
Вот гараж с грузовиком,
Тот гараж — без окон дом.
Вот игрушечка-снегурка,
На ней красная тужурка.
Трактор заводной рычит,
То ворчит, то тарахтит.
Вот игрушечный трамвай,
Осторожно с ним играй.
Пароход у Ромы дома,
Громко он гудит у Ромы.
Остроносая ракета,
Крупный корпус у ракеты.
Вот троллейбус быстроходный,
Здесь проезд ему свободный.
Р-6.7
1. Мы со звуком Р играем,
Тигра мы изображаем:
Ур-ур-ур, мур-мур-мур,
Гыр-гыр-гыр, фыр-фыр-фыр.
Мы со звуком Р играем
И вороне подражаем:
Кар-кар-кар, кра-кра-кра,
Вот со звуком Р игра!
2. Ворона песню не споет
И внешним видом не блеснет.
И за то бывает
В нее камушек бросают.
Но вороне и жуку,
И букашке, и слону
На земле есть место.
Земля - большая,
На ней не тесно.
Давайте, ребята,
Друг с другом дружить.
С людьми и природой
В согласии жить.
3. Учила ворона
Своих воронят:
«Вороны в лесу
Вот так говорят –
Кар-кар-кар - картина.
Кар-кар-кар - корзина.
Кар-кар-кар - картошка.
Кар-кар-кар - кормежка».
4. Ворона каркает: «Кар!Кар!
В коровнике с утра пожар!
Горит, горит коровник! Кар!
Ну, просто горе и кошмар!»
Услышав громкое «Кар-кар!»,
Бобры примчались на пожар,
Спасли коровник и коров.
И все благодарят бобров
За то, что, не услышав «Кар!»,
Не проворонили пожар.
Сказка про черепаху
Когда-то много лет назад,
Вся дрожа от страха,
Гуляла редко черепаха.
Сидела в норке день и ночь.
«Как бы животному помочь?»
Старик-кузнец подумал.
«Смастерить бы черепахе
Из железа щит-рубаху,
Да плохо то, что ржаветь начнет оно».
И тогда придумал дед
От врагов и всяких бед
Зверьку из камня панцирь сделать.
С тех пор, не зная страха,
Гуляет черепаха.
Р-6.8
Рисунок
Сотрём мы резинкой рисунок кривой,
Березку прямой нарисуем с тобой.
Пусть три пастуха перекусят под ней,
А рядом рисуем мы тридцать коней.
2. Кто играет?
И солнце играет лучами на речке,
И кошка играет клубком на крылечке,
И Женя играет, есть кукла у Жени,
И мама играет в театре на сцене,
И папа играет на медной трубе,
И дедушка с внуком играет в избе,
А бабушка внуку пелёнки стирает,
Бабушка в стирку, наверно, играет?
Мы учим звук Р
Мы учим звук Р, мы «заводим мотор»,
И станет красивым у нас разговор.
Вот экскаватор, он громко рычит,
Роет, бросает и тарахтит.
Друзей на парад барабанщик ведет,
Строй марширует и громко поет.
Рома топориком рубит дрова,
Дровами покрыта у дома трава.
Егор рукавицы в подарок принес,
Наденем на руки, кусает мороз.
Мартышка давно в зоопарке живет,
Ей разные фрукты приносит народ.
Каркает, бродит, ворует ворона,
Есть воронята у черной вороны.
Огромный и страшный идет носорог,
Грозно он носит на морде свой рог.
Вот продается красный арбуз,
Сахарный он и прекрасный на вкус.
Красивый растет в бору мухомор,
Его ты не тронь ни Захар, ни Егор.
Торопится ехать красный трамвай
Всегда ты трамваю дорогу давай.
Вот красная крыша, а где же изба?
Зато есть для крыши с дымом труба.
Вот крупная груша, а вот виноград,
Хорошими фруктами радует сад.
Р-7.1
1. После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки — по ведру. Втроём они быстро полили капусту.
Утро
Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
Ворона и рак
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.
Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»
Ворона отвечает; «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.
Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их». — «А-га!» — радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.
Мечта таракана
У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана!
Р-7.2
Бабушка Вера
У бабушки Веры есть огород. Там растут помидоры, кукуруза, крыжовник и груши. В огороде много червяков. Курочки едят червяков. В огороде растет укроп. Вокруг огорода крапива. В огороде есть пруд. Там рыбы и раки. Бабушка Вера ходит в лес за брусникой и черникой. В лесу много мухоморов. За лесом растет рожь.
Ромины игрушки
У Ромы много разных игрушек: барабан, шары, робот. У Ромы есть игрушечный транспорт: грузовик, ракета, трактор, пароход, трамвай. Рома играет с игрушками. У Ромы друг Артем. Рома дает свои игрушки Артему. Артем дает свои игрушки Роме.
Помоги птицам
Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам берёзы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это подлетели к веткам берёзы воробьи, синички, красногрудные снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зёрнышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!
Р-7. 3
Цви и Ринь
«Тук-тук» — тихонечко застучало на верхней ветке. Так тихо, как иногда у тебя в ушке звенит, - никто, кроме тебя, не услышит. Так застучало в гнезде, в двух маленьких яичках, и услыхала этот стук только птичка-мать.
«Тук-тук» - снова послышалось и в одном, и в другом яичке, уже немного громче. Словно упала роса с лепестков колокольчика. Этот стук услыхали и другие птицы. Они завертели головками и прислушались.
— Им так трудно пробить твёрдую скорлупу, - сокрушались птичка-мать. – и зачем только я снесла такие твёрдые яички.
Но подруги из соседних гнёзд засмеялись, зачирикали:
— У наших яичек тоже твёрдая скорлупа, и ничего – птенцы вылупляются.
«Тук-тук» - послышалось в третий раз. И так громко, будто спелые яблоки упали на тропинку. Сразу, в одну и ту же секунду – «трах»! – раскололась скорлупа у яичек, и оттуда высунулись две маленькие головки с раскрытыми ртами.
— Цви! – чирикнул первый птенчик.
— Ринь! — закончил второй.
— Цви-и-ринь! _ запели вокруг птицы, потому что они радовались, что у их подруги вылупились птенчики.
Им дали прозвища Цви и Ринь.
Р-7. 4
Белочка
Белочка родилась в конце лета. Она была слепая и без шерсти. Старшие братья и сёстры, пробегая мимо родного гнезда, посмотрели на неё и отвернулись: она им не понравилась.
— Это ничего, — сказала белка-мать, — и вы когда-то были такие же, а теперь посмотрите, какие у вас роскошные хвосты и уши с кисточками.
И верно: спустя некоторое время белочка покрылась пушистой шёрсточкой и открыла свои круглые, ореховые глазки. Но лишь только белочка огляделась, глаза её сразу широко раскрылась и стали как большие орехи, потому что вокруг было очень интересно и хотелось все поскорей разглядеть. Белочка высунула из гнезда острую любопытную мордочку, повела ушами и спросила у матери:
— А это что такое?
— Это старая ель. Мы тут будет зимой. Это хорошая старая ель, на ней много вкусных шишек, в её дупле наша квартира.
— А это что?
— Это птицы. Они, правда, любят поболтать, особенно по утрам и вечерам, но вреда не приносят.
— А это?
— Там, внизу, за деревьями? О, этого рыжего зверя берегись!
Это старая хитрая лиса. Она хитрее всех в лесу и может всех съесть. Но ты не бойся! Скоро у тебя окрепнут лапы, я научу тебя прыгать по верхушкам деревьев, и тебя никто не поймай.
Рь-1
19. Артикуляционная гимнастика:
1. «Сыр – вишенка».
2. «Зайка».
3. «Змейка»
4. «Часики» (верх – вниз)
5. «Борьба»
6. «Футбол», «Пузыри»
20. Постановка:
1. [Р] + «Верёвочка» вперёд.
Вспоминаем правильное произношение звука [Р]. Приближаем язык ближе к зубам.
2. [Рь] + [а] (ря); + [о] (рё); + [у] (рю); + [ы] (ри); + [э] (ре).
21. 3, 5, 7, 9 раз ( -, =) + N
ря – ря – ря – ряд
рё – рё – рё – рёв
рю – рю – рю – рюмка
ри - ри – ри – рис
ре – ре – ре – речь
22. 3, 5, 7, 9 раз ( -, =) + N
арь – арь – арь – жарь
орь – орь – орь – корь
урь – урь – урь – прищурь
ырь – ырь – ырь – пузырь
эрь - эрь – эрь - зверь
5. 3, 5, 7, 9 раз ( -, =) + N.
1. [а]ря 2. [о], т.е. оря, орё и т.п.
[а]рё 3. [у], т.е. уря, урё и т.п.
[а]рю 4. [ы], т.е. ыря, ырё и т.п.
[а]ри 5. [э], т.е. эря, эрё и т.п.
[а]ре
6. + N + D
1. а) [а]ря – ря – ря 1. б) D, т.е. ря – ря - [а]ря
[а]рё – рё – рё 2. [о], 3. [у], 4. [ы], 5. [э]
[а]рю – рю – рю
[а]ри - ри – ри
[а]ре – ре – ре
Рь-2
- + N
1. [б]аря - [б]ря
[б]арё - [б]рё
[б]арю - [б]рю
[б]ари - [б]ри
[б]аре - [б]ре
2. [в], т.е варя – вря
Со всеми правильно произносимыми согласными звуками алфавита:
б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ
- 3, 5, 7, 9 раз ( -, =) + N
1. [б]ря
[б]рё
[б]рю
[б]ри
[б]ре
2. [в], т.е вря, врё и т.п. ;
3. [г] гря, грё и т.п
Со всеми правильно произносимыми согласными звуками алфавита:
б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ
- + N
[а][б]ря - [б]ря - ря
[а][б]рё - [б]рё - рё
[а][б]рю - [б]рю -рю
[а][б]ри - [б]ри - ри
[а][б]ре - [б]ре – ре
1. Меняем гласную [а] на [о]; [у]; [ы]; [э]
2. Со всеми правильно произносимыми согласными звуками алфавита:
б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ
- + N
1.а[б]рь - [б]ря
о[б]рь - [б]рё
у[б]рь - [б]рю
ы[б]рь - [б]ри
э[б]рь - [б]ре
2. [в], т.е. аврь –вря и т.п.
Со всеми правильно произносимыми согласными звуками алфавита:
б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ
Рь-3.1
Обратный слог
Арь:жарь, гарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, вратарь, словарь, пескарь, глухарь, календарь, пекарь, пахарь, писарь, токарь, слесарь, якорь, борьба,
Орь: корь, зорька, горький, Борька, Зорька.
Ырь:ширь, пузырь, богатырь, пустырь.
Ерь: дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги.
Ирь: Сибирь, снегирь.
2.Прямой слог: 1) под ударением:
а) в начале слова:
Ря: ряд, рябь, рядом, рябчик.
Рё/Рю: рёва, рюмка.
Ри: рис, Рита, риза, Римма.
Ре: речь, репа, рейка, речка, ребус, редкий, редька, резать, резвый.
б) в середине слова:
Ря: заря, моря, горят, заряд, моряк, тряска, наряд, снаряд, нырять, терять, говорят, коряга, горячий, зарядка, корявый, дырявый, порядок, нарядный.
Рё: орёл, берёт, ларёк, зверёк, вперёд, поперёк, Ерёма, Серёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, серёжки, черёмуха.
Рю: Варю, горю, дарю, порю, сорю, горюю, борюсь, урюк, говорю, букварю, словарю, снегирю, пескарю, фонарю, календарю.
Ри: ирис, Борис, Ирина, Марина, горит, варить, дарить, сорить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, буквари, фонари, снегири.
Ре: орех, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня.
Рь-3.2
2. Прямой слог:
2) без ударения:
а) в начале слова:
Рябина, рюкзак, рисунок, ребёнок, резинка, редис,
б) в середине слова:
Ря: Боря, Варя, буря, гиря, варят, жарят, мерят, парят.
Рю: Верю, жарю, поверю, спорю, Борю, Варю, токарю, пекарю, пахарю, слесарю, бирюза,
Ри: Двери, звери, шарик, варит, курица, пахари, пекари, токари, слесари, коридор, верить, мерить, жарить, комарик, топорик, фонарик.
3)со стечением согласных:
Ря: прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, пряник, хрящик, прятать, крякать.
Рю: крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.
Ри: крик, грива, гриб, криво, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, привыкать, примерить, трикотаж.
Ре: крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, крепкий, гребень, пресный.
Рь-4.1
Обратный слог
Арь
Арь-арь-арь — я хочу букварь.
Арь-арь-арь — купите мне букварь.
Арь-арь-арь — съешь ванильный сухарь!
Орь
Орь–орь-орь — ты со мной поспорь!
Орь-орь-орь — у Никиты корь.
Урь
Урь-урь-урь — не боимся бурь.
Ырь/Ирь
Ырь-ырь-ырь — надуй большой пузырь.
Ирь-ирь-ирь — сидит на ветке снегирь.
Ерь
Ерь-ерь-ерь — постучите в дверь.
Ерь-ерь-ерь — ты в себя поверь!
Прямой слог
Ря
Ря-ря-ря — синие моря.
Ря-ря-ря — вокруг синие моря.
Ря-ря-ря — взошла красная заря
Рю
Рю-рю-рю — я обед варю.
Рю-рю-рю — я обед сама варю.
Рю-рю-рю — марки я тебе дарю.
Ри
Ри-ри-ри — светят фонари.
Ри-ри-ри — горят ярко фонари.
Ри-ри-ри — на тарелке лежат сухари.
Ри-ри-ри — клюют рябину снегири.
Ри-ри-ри — за собой все убери.
Ре
Ре-ре-ре — дети на горе.
Ре-ре-ре — в декабре все деревья в серебре.
Ре-ре-ре — сидит лиса в своей норе.
Ре-ре-ре — снег лежит на горе.
Ре-ре-ре — сидят дети на ковре.
Рь-4. 2
Ренье-ренье-ренье - я варю из слив варенье.
Реньем-реньем-реньем - угощу я всех вареньем.
Ренья-ренья-ренья - хватит всем варенья.
Ри-ри-ри - прилетели снегири.
Ри-ри-ри - сидят на ветках снегири.
Рей-рей-рей - не пугайте снегирей.
Рень-рень-рень - в саду растет сирень.
Рень-рень-рень - цветет сирень.
Рень-рень-рень - душистая сирень.
Рень-рень-рень - не ломайте сирень.
Рюля-рюля-рюля - чистая кастрюля.
Рюлю-рюлю-рюлю - песком отчистили кастрюлю.
Рюле-рюле-рюле - будем суп варить в кастрюле.
Рюлей-рюлей-рюлей - пар горячий над кастрюлей.
Рюле-рюле-рюле - суп кипит в кастрюле.
Рюли-рюли-рюли - суп налили из кастрюли.
Рь-5
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесёт грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идёт отряд. На берегу реки пристань. В тарелке редиска, огурец и перец. Во дворе натянута верёвка. Ребята пошли купаться на реку. Мама варит рисовый суп. Курица сидит на заборе. Девочка играет на скрипке. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цветёт сирень и черёмуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растёт репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики. У Серёжи в ведре много грибов. Андрюше примерим брюки. Над дверью горит фонарь. Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята бегут по бревну. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Рима и Игорь рисуют березу
Рь-6
1. Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку—
Бросит корочки в корзинку.
Рак
Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд —
Только задом наперёд.
Рита и Боря
Боря у Риты сидит на ковре,
Шарик сиреневый дарит сестре.
Рита Бориске подарит в ответ
Очень секретный какой-то секрет.
Рь-7
Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!
С-1