Тема: гласные звуки. Звук и буква А. 3 страница
Крыло, Лара, руль, лагерь, верблюд, календарь, лекарство, балерина, крокодил, журнал и т.п.
IV Звуко-буквенный анализ слова Лара. Выкладываниеколичества звуков на звуковой линейке, потом определение последовательности звуков, соседей.
V Тренировка в произнесении цепочек слов: рал-рол-рылрул, лер-ляр-люр-лир,
Рна-лна-рна и т.п.
VI Составление словосочетаний со словами, обозначающими цвет по картинкам.
Красное кресло, голубое ведро, жёлтая кукуруза и т.д. Обращать внимание на окончания прилагательных.
VII Физминутка. Показ даижений. Топором руби дрова, молотком заколачивай гвозди. Руками порвём мы траву, лопатой вскопаем мы грядки.
VIII Игра “Поезд” на наборном полотне животные, на вагончиках схемы:
р | ||||||
р | ||||||
р |
л |
л |
1. Дети размещают животных в соответствии с местом звука в слове, сопровождая действия словами: тигр поедет в первом вагоне, потому что Р в конце слова.
2. Дети рассаживают птиц по вагонам
IХ Игра “Зоопарк”. Кого мы видели в зоопарке? Картинки из материала для фланелеграфа.
Х Итог занятия. Оценка работы детей. Вспомнить животных и птиц со звуками Р и Л.
28 занятие.
Тема: Дифференциация Р – Л.
Цели: 1. Различение звуков Р – Л на слух и в произношении чистоговорок, стихотворений,
текстах.
2. Коррекция речевой и слуховой памяти на основе пересказа текста.
3. Корркекция мышления на основе соотнесения и умозаключения
4. Тренироака в анализе предложений.
Оборудование: картинки на звуки Р – Л в одном слове. Буквы Р – Л раздаточные, зашумлённые картинки, серия картин “Муравей”, схемы предложений, картинки на цвета красный, голубой, белый, жёлтый
Ход занятия.
I Орг.момент. Припоминание, повторение, проговаривание чистоговорок:
Ра-ла-ра(2 р.) – Лара вышла со двора.
Лы-ры-лы(2р.) – Лара будет мыть полы.
Ро-ло-ро(2р.) – Лара набрала воды ведро.
II Повторение. 1. Найти буквы Р и Л среди других зашумлённых букв.
2. Артикуляция, характеристика звуков.
III Тема.. Звуки Р и Л в связной речи.
IV произнесение словасочетаний. На столах выкладываются буквы в нужной последовательности по картинкам: красный галстук, голубые варежки и т.п.
V Отгадать загадку, найти картинку отгадку.
Заурчу, забурчу, в небеса улечу.
Ни разгона, ни разбега –
раскрутили винт – и в небо. (вертолёт)
Не смотрел в окошко – был один Антошка
Посмотрел в окошко – там другой Антошка!
Что это за окошко, куда смотрел Антошка? (зеркало)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные. (портфель)
В новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец совсем исчез (календарь)
Картинки на наборном полотне. Названия проговаиваются, определение последовательности звуков Р – Л в словах.
VI Физминутка. Проговаривание и имитация действий.
На большой цветной ковёр села эскадрилья
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Мы летаем высоко, мы летаем низко.
Мы летаем далеко, мы летаем близко.
Логопед: заводил шофёр мотор,
Нажимал он на стартёр.
Долго руль в руках держал –
Грузовик и побежал.
VII Составление рассказа “Муравей” по серии картинок.
1. Рассказ логопеда.
2. Расстановка картинок.
3. Повторный рассказ.
4. Беседа по содержанию
5. Рассказывание детьми по цепочке
6. Весь рассказ пересказывает 1-2 ученика.
VIII анализ предложения. Муравей нашёл зерно. Выкладывание схемы с полосками и буквами.
IХ Итог занятия. Анализ работы детей. Припоминание словасочетаний с цветами.
29 занятие.
Тема: дифференциация К – Х.
Цели: 1. Учить различать на слух и в произношении звуки К – Х.
2. Обогащать глагольный словарь.
3. Коррекция зрительного восприятия на основе различения букв, сходных по
Начертанию.
Оборудование: картинки зверей: ёж, уж, чиж, морж, буквы к-х демонстрационные и
раздаточные, обруч, картинки зашумлённые, раздаточные предметные
картинки на К и Х.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка “ Кто хочет разговаривать ….”
II Введение в тему. Коррекционное упражнение. Назвать предметы, наложенные друг на друга: кофта, халат, книга, хлопушка. На какие звуки начинаются слова?
III Тема.. Звуки и буквы К – Х. Буквы выставляются на доске.
1. Сложить разборные буквы на фланелеграфе и на партах
2. Выложить буквы из палочек
3. Определить, чем похожи и чем различаются буквы.
4. Преобразовать одну букву в другую
5. Сделать буквы из пальчиков.
IV артикуляционная гимнастика. Упражнения по картинкам.
Артикуляция звуков К – Х перед зеркалом.. Характеристика звуков по плану.
V Произнесение пар и цепочек слогов.
Ка-ха ха-ка хо-ко-хо
Ко-хо хо-ко ку-ху-ку
Кэ-хэ хэ-кэ кы-хы-кы
Ку-ху ху-ку ха-ка-ха
Кы-хы хы-кы кэ-хэ-кэ
Игра “Наоборот” с мячом.. Ка– ха, ха– ка. И т.д.
VIПроизнесение слов – паронимов, объяснение значения, сходство и различия.
Мах – мак хорь – корь ход – код
Мох – мок хлоп – клоп хочу – качу
Хатка – кадка холл – кол махал – макал
Муха – мука шах – шаг(к)
VII Раздать подарки Хрюше и Каркуше. Дети дают картинку, сопровождая фразой: “Хрюше я подарю хлопья, а Каркуше – клюкву.
VIII Физминутка.. Хоровод “Звери к нам играть пришли”. У каждого ребёнка картинка животного. Дети держатся за руки и проговаривают (поют):
– Схожу к ежу, скажу ежу: “ Ёж, куда спешишь?” У кого ёж, тот катит обруч и отвечает: “Качу, качу, к вам в круг хочу”. Следующий ребёнок.
– Схожу к чижу, скажу чижу: “Чиж, куда летишь?” (ответ аналогичный предыдущему)
– Схожу к моржу, скажу моржу: “Морж, морж, куда плывёшь?” (ответ)
– Схожу к ужу, скажу ужу: “Уж, уж, куда ползёшь?” (ответ)
IХ Вспомнить звукоподражания. Как кричит петух, лягушка, кукушка, поросёнок.
Сказать слова-действия, кто как голос подаёт: лягушка квакает: “Ква-ква”, поросёнок хрюкает: “Хрю-хрю!”, петух кукарекает: “Ку-ка-ре-ку!” Кукушка кукует: “Ку-ку!”
ХI Заучивание, проговаривание скороговорки.
На лесной опушке собрались лягушки.
Квакают хвастушки,
Хвастают квакушки.
Хватит квакать, хватит хвастить.
Не хвастайте квакушки,
Не квакайте хвастушки.
ХII Обвести трафарет курица и петух. Назвать место звуков К и Х в словах.
ХIII Итог занятия. Анализ работы детей. Припоминание заукоподражаний.
30 занятие.
Тема: звук и буква Т.
Цели: 1. Учить чётко произносить звук Т, выделять его на слух в слоге, слове.
2. Закреплять графический образ буквы Т печатной и прописной.
3. Коррекция мелкой моторики и вниманияю
Оборудование: зеркала, “Волшебная ниточка”, буква Т печатная и прописная
демонстрационные, картинки предметные на звук Т, счётные палочки.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка “ Кто хочет разговаривать ….”
II коррекционное упражнение. Отгадать, какую букву можно сложить из двух палочек.
Дети выкладывают буквы Т, Г, Х. Отгадать букву, которая придёт в гости по характеристике и артикуляции: согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий, кончик языка стучит по верхним зубам.
III Тема занятия. Звук и буква Т. Дети называют артикуляцию и характеристику звука.
IV произнесение изолированного звука Т перед зеркалом.. (стучит пулемёт)
Произнесение цепочек слогов, чтение слогов по слоговой таблице. Та-то-ту, от-ут-ит и
т.п.
V выделение звука Т на слух в словах. Дети хлопают в ладоши на звук Т.
Торт, крот, дом, ком, топ, тот, мак, дым, танк, паук, как, так, папа, туфли, мост, сноп, кулак, хвост.
VI работа с картинками. Распределение картинок по домикам. Взависимости от места звука в словах (начале, середине и конце слова.)
VII Физминутка. Вот идёт чёрный кот, (шаги на месте)
Притаился, мышку ждёт. (присесть)
Мышка норку обойдёт (повороты)
И к коту не подойдёт. (руки в стороны)
VIII Закрепление зрительного образа буквы Т.
Выкладывание “Волшебной ниточкой” прописной буквы Т.
IХ составление предложений по предметным картинкам. (Танк стоит. Танк стреляет и т.п)
Х заучивание чистоговорок.
Та-та-та – хвостик у кота.
Ту-ту-ту – хлеба дам коту.
От-от-от – мылюбим компот
Ты-ты-ты – зелёные кусты.
Ты-ты-ты – над водой мосты.
Та-та-та – тёплая плита
Ту-ту-ту – улицу мету
То-то-то – новое пальто.
Ту-ту-ту – дай поесть коту.
ХI Итог занятия. Припоминание картинок на звук Т.
31 занятие.
Тема: звук Ть, буква Т.
Цели: 1. Отработка правильного произношения звука Ть
2. Знакомство с понятием мягкий звук. Сравнение артикуляции твёрдого и мягкого
Звука.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Обогащение словаря названиями детёнышей животных.
5. Коррекция внимания и восприятия.
Оборудование: буква Т, символ мягкого звука, зеркала, предметные картинки на звук Ть,
картинки девочка и мальчик.
Ход занятия.
I Орг момент. Припомнить слова со звуком Т. Определить место звука в слове.
II назвать картинки и определить первый звук: телефон, тётя, телевизор, тюльпан.
Тема. Звук Ть.
III объяснение артикуляции звука Ть перед зеркалом, сравнение с артикуляцией твёрдого звука. Характеристика: согласный, глухой, мягкий. Кончик языка за нижними зубами, стучит спинка по верхним зубам.
IV произнесение ть в слогах.
Тя-тя-тя ти-ти-ти те-те-те ать-ать-ать уть-уть-уть
Те-ти-тя уть-оть-ать тю-ти-те уть– оть-еть и т.п.
V выделение на слух, различение с твёрдым звуком.. Поднять символ мягкого звука (ватка)
Петя, диван, туфли, тёрка, чайник, гусята, Катя, котёнок, Дима, чайка, цыплёнок, телята, дядя, дым, телевизор.
VI Физминутка. “Кот”.
VII Игра “Животные и детёныши”. Произнесение в словах. Называние животных и их детёнышей в единственном и множественном числе по образцу.
У коровы телёнок, телята. (утята, ктята, тигрята, тюленята)
VIII “Четвёртый лишний”. Выбрать лишнюю картинку по месту звука в слове.
Тень, телевизор, тигр, утюг.
Ботинки, котёнок, утёнок, телефон.
Тюльпан, паутина, тюлень телевизор.
IХ Итог работы. Оценка работы детей. Припоминание детёнышей со звуком Ть.
31 занятие.
Тема: дифференциация букв п-т.
Цели: 1. Учить выделять и различать элементв строчных букв.
2.Коррекция зрительного восприятия, на основе выделения общего и отличного
(частей и целого).
3. Тренировать в письме букв п и т.
Оборудование: демонстрационные буквы п и т, разборные печатные и прописные буквы,
зашумлённые картинки.
Ход занятия.
I Орг.момент. Сядет тот, кто назовёт предмет круглой формы. Повторить из палоячек
узор с доски.
II Введение в тему. Коррекционно развивающие упражнения.
1. Угадать зашумлённые буквы
2. Угадать и посчитать наложенные буквы.
3. На доске элементы строчных букв п и т
– Как называются эти элементы?
– Какие буквы можно составить из этих элементов?
– Чем похожи буквы? Чем отличаются?
Вывод: у буквы Т – три ножки, а у буквы П – две.
Сказка о Торопыжке. (картинка)
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошёл в школу. Там он быстро научился писать и читать. Но при этом с ним приключилась вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпенья букве Т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы Т две ножки. Пишет Торопыжка: “Яхочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу. Пишет он другу: “Пойдём гулять!” А получается: “Пойдём гуляпь!” Стали над торопыжкой все смеяться. Пошёл он к Знайке и расскахзал ему о своей беде. А Знайка его и спрашивает: “Какую букву ты напишешь в начале слова три?” Т– отвечает Торопыжка. Так вот запомни, что у буквы Т три ножки, слово три поможет тебе не ошибаться и не нужно путать букву Т с буквой П, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!”
III Тема. Мы тоже потренируемся сегодня различать и правильно писать буквы П и Т.
IV Беседа.
– Скажите, сколько ножек у буквы П и сколько у Т. Напишите под каждой цифрой соответствующую букву.
1. Диктуются цифры, а дети пишут буквы.
2. Спишите слова, вместо палочек поставьте буквы П или Т.
///ол//а ка//ус///а //рос///ор
//ла///ок //ала///ка ///о//ор
V Физминутка. На П повороты туловища, на Т тянуться вверх. Слова: пар, ток, ноты, саапоги, стоп, пожар, кот и т.п.
VI Списать слова, вместо точек вставить п или т.
.ар .ам .о. су. .ол
.ок .ух ко. Ро. .анк
VII вставить заглавные буквы П и Т, прочитать имена.
.аня .оня .етя
.оля .аша .оля
VIII Выкладывание п и т “Волшебной ниточкой”
IХ Итог занятия. Оценка письменной и устной работы детей.
32 занятие.
Тема: звук и буква З.(1)
Цели: 1. Автоматизация произношения звука З в слогах, словах, словосочетаниях.
2. Тренировать в определении места звука З в слове.
3. Учить правильно согласовывать числительные и существительные.
Оборудование: зеркала, буквы З демонстрационная и раздаточные, разборные буквы,
символ звука, план характеристики, кошелёчки.
Ход занятия.
I Орг. Момент. Речёвка: “На урок звенит звонок …”
II Введение в тему. Отгадать, какой звук чаще всего встречается в стихотворении.
Зоя – зайкина хозяйка, заснул в тазу у Зои зайка
Зайка зевнёт и Зоя зевнёт, зайка заснёт и Зоя заснёт.
III Тема занятия. Дети определяют тему.
1. Открыть зеркала, выполнить подготовительные упражнения к постановке
свистящих.
2. Произнесение звука З обратить внимание на положение языка, губ, наличие голоса.
(план артикуляции)
3. Символ звука З “Комарик”. Произнесение изолированного звука длительно,
отрывисто, громко, тихо, средне с показом щепотью пальцев комарика.
4. Характеристика звука З по плану. Согласный, звонкий, твёрдый.
5. Обозначается звук буквой З (выставляется на доске).
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
Изаиваюсь словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка.
6. Собрать рассыпаную букву З печатную, прописную.
IV Автоматизация З в слогах. “Комарик” летит к гласным.
А А
З О З О
У У
Ы Ы
V Добавь слог, повтори слово. С мячом. (За)
Ко-за гро-за зано-за
Гла-за берё-за поль-за
Ва-за моро-зы та-зы
VI “Услышь звук”, подними букву. Слова: завод, сад, муха, назад, узнать, след, дорога, Лиза, роза, мыло, тазы, жук, звонок.
VII Физминутка с показом.. “У оленя дом большой. Он глядит в своё окошко. Зайка по полю бежит, в дом к нему стучит. Тук, тук, дверь открой! Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, вылезай, лапу мне давай”.
VIII проговаривание слов по картинкам.
1. Определение с помощью звуковой полоски места звука в слове
2. Отгадай слово. Назвать картинку – отгадку.
Что за зверь лесной Проползает шнур живой
Встал, как столбик под сосной Ног не видно с головой,
И стоит среди травы – Жалит, а не кусает,
Уши больше головы. (заяц) К себе не подпускает. (змея)
Сто один брат – все в один ряд
Вместе связанные стоят. (забор)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И пищу, и хлеб, всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (зубы)
IХ “Сосчитаем предметы” по пальчикам. 1 зуб, 2 зуба, 3 зуба, 4 зуба, 5 зубов. И т.п.
Х “Чего не стало?” С наборного полотна убираются по одной картинки, дети припоминают.
ХI Итог занятия. Оценка работы детей. Припоминание слов со звуком З.
33 занятие.
Тема: звук и буква З.(2)
Цели: 1. Автоиатизация произношения звука З в словах и фразах.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия на основе выделения З из ряда
Сходных.
3. Коррекция мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: картинки предметные, сюжетные, кошелёчки, “Волшебная ниточка”.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка из предыдущего занятия. Вспомнить слова со звуком З.
II Повторение артикуляции и характеристики звука З с помощью наглядного плана.
III Автоматизация З в словах. На наборном полотне картинки. Узнать предмет по описанию.
1. Это домашнее животное с рогами.
Этот предмет защитит от дождя.
Это вешают на дверь, чтобы никто не зашёл. Ответы детей одним словом.
2. Составление предложений с опорой на вопросы логопеда.. Замок висит на двери. Коза – это домашнее животное с рогами и т.д.
3. Составление предложений по сюжетным картинкам. Ответить, в каких словах есть звук З. Зоя ведёт козлёнка. Зина загоняет козу в хлев. И т.п.
4. Заучивание чистоговорок.
За-за-за – у забора коза.
Зу-зу-зу – привязали мы козу.
Зы-зы-зы – много травки у козы.
За-за-за – залезла на забор коза.
IV Физминутка с мячом “Один – много”.
Глаз – глаза замок – замки ваза – вазы
Коза – козы зонт – зонты роза – розы
Мороз – морозы гроза – грозы завод – заводы
V Восстановление разрезной буквы З. Составить из элементов.
Выложить прописные заглавные и маленькие буквы З “Волшебной ниточкой”.
VI “Услышь звук” в ряду звуков, слогов, слов, поднять букву. Дети получают фишки за правильные ответы.
VIII “Что изменилось?” С картинками на наборном полотне.
IХ Итог загятия. Подсчёт фишек. Оценка работы детей. Припоминание чистоговорок.
34 занятие.
Тема: звуки З – Зь, буква З.(3)
Цели: 1. Автоматизация произношения Зь в слогах, словах.
2. Развитие фонематическогослуха на основе различения з – зь.
3. Тренировать в правильном согласовании прилагательных и существительных в
Роде, в образовании множественного числа существительных.
4. Коррекция мышления.
Оборудование: картинки предметные, слоги, кошелёчки, звуковые линейки (слово),
символы твёрдых и мягких звуков.
Ход занятия.
I Орг. Момент. Речёвка из предыдущего занятия. Добавь звук З, отгадай слово: я.ык, му.ыка, .мея, .олотой, .наю, .адача, .адание.
II Актуализация знаний.
– Какой звук учили на прошлом занятии?
– Артикуляция звука.
– характеристика звука.
– Как будет звучать мягкий звук?
– сравнить твёрдое и мягкое звучание.
III Тема. Звук Зь. Показ символа “Маленький комарик”. Он звенит Зь-зь-зь.
Будем чётко произносит звук Зь, сравнивать с З.
1. Перед зеркалом сравнить артикуляцию З и Зь
2. “Услышь звук” твёрдый или мягкий. Поднять соответствующую карточку (ватка или кирпичик). Диктуются звуки, слоги, слова. (за, зе, зи, зонт, зима, коза, козёл, брезент, зубы и т.д.)
3. Произнесение цепочек слогов:
За-зя-за зи-зы-зи зё-зо-зо зу-зю-зу зе-зе-зэ
4. Произнесение в словах. Среди картинок на наборном полотне нати начинающиеся на Зь. Назвать все картинки, выбрать с мягким звуком, выбрать животных на звуки З, Зь, составить предложения ( в зоопарке мы видели зебру).
IV Физминутка. “У оленя дом большой…”
V отгадать загадки. Согласование числительных и существительных.
Красные двери – белые звери. (Зубы)
На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык).
– Сколько глаз у человека? Сколько языков? Сколько зубов? Правильные ответы: два глаза, один язык, 32 зуба.
Что за коняшки – на всех тельняшки? ( зебры) посчитаем зебр: 1 зебра, 2 зебры, 3 зебры, 4 зебры, 5 зебр.
Лист бумаги поутрам на квартиру носят нам. На одном таком листе много разных новостей. (газета) посчитать газеты.
VI Составление словосочетаний со словами зелёный, золотой, звонкий, звезда, звонок, зонт.
V составление предложений по вопросу: “Что подаришь Зое, а что Зине? Со словами на З и Зь.
VI Итог занятия. Анализ работы детей. Припоминание слов со звуком Зь.
35 занятие.
Тема: дифференциация С – З
Цели: 1. Учить различать на слух и в произношении звуки З – С.
2. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.
3. Коррекция слухо-речевой и зрительной памяти.
Оборудование: картинки предметные на звуки С– З, символы звуков, план характеристики
звуков, синий и зелёный карандаши, зеркала, разрезанные буквы С и З.
Ход занятия.
I Орг. Момент. Речёвка: “Звенит звонок, звонок зовёт и Зоя в класс к себе идёт”. Назвать слово со звукм З. Сложить разрезанные буквы С и З.
II Введение в тему. Отгадать загадки, назвать первые звуки слов – отгадок (картинки)
Что за зверь лесной –
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)
Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (зебры)
Всю ночь летает, мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (сова)
С хозяином дружит, домик сторожит. Живёт под крылечком, а хвост колечком. (собака)
Найти лишнюю картинку. Почему она лишняя?
III Тема звуки С – З. Буквы выставляются на доске.
1. Рассмотреть в зеркало и сравнить артикуляцию звуков с и з. Вывод: язык и губы одинаково расположены, отличие в голосе в звуке З.
2. Характеристика звуков по плану.
3. Символы “Насосик” и “Комарик”. Изолированное произнесение звуков по символам с усилением и ослаблением голоса.
4. Произнесение цепочек слогов:
За-са-за зна-сна-зна
Со-зо-со сво-зво-зво
Зы-зы-сы су-су-зу
5. Чтение слогов по таблице, составление слов: коса, коза, тазы, волосы, берёза, морозы, роза, роса, собака, заря и т.п.
IV Физминутка. “Наоборот” с мячом. За – са, са-за и т.д.
VI “Услышь звук” поднять соответствующую букву. В ряду звуков, слогов, слов. В предложениях. Логопед диктует предложение, а дети последовательно поднимают буквы.
Зайка стоит у куста. Змеи ползут под кустом. И т.д.
VII Добавить слог СА илиЗА, произнести слово. Повторить слова парами, объяснить значение, чем отличаются слова.
VIII Подарки Сане и Зое с произнесением фразы. (Звезду я подарю Зое, а санки Сане)
IХ Раскрасить силуэты предметов синим и зелёным карандашом.
Зелёная звезда синяя сумка зелёный лист синий зонт. Проговаривание словосочетаний.
Х Итог занятия. Какие звуки сравнивали? Чем они отличаются? Что и каким цветом вы раскрасили? Полные ответы детей.
36 занятие.
Тема: дифференциация С – З, Сь – Зь.
Цели: 1. Учить различать и чётко произносить твёрдые и мягкие свистящие в словах,
предложениях, текстах.
2. Тренировать в составлении предложений, рассказа по серии картин.
3. Учить находить и называть слово с заданным звуком в предложении
4. Коррекция фонематического слуха, слухового внимания.
Оборудование: картинки на слова со звуками С-З в одном слове, сюжетные картинки,
схемы предложений, серия картин “Зима”, буквы раздаточные (кассы),
“Волшебный мешочек” с буквами С,З,О,В.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка. “На урак звенит звонок…”. Повторить цепочку слов и сесть.
Суп-зуб-суп, зайка-сайка-зайка, коза-коса-коза, розы-росы-розы, залы-сало-залы. Выбрать из “Волшебного мешочка” наощупь буквы Си З.
II Актуализация знаний. Назвать звуки по плану, дать характеристику и артикуляцию звукам С и З.
III Тема. Различение звуков С – З и Сь – Зь. Обратить внимание детей на мягкие варианты.
IV Проговаривание цепочек слогов с мягкими звуками.
Си-зи-си сё-зё-сё зе-се-зе зю-сю-сю и т.д.
V “Услышь звуки” дети раскладывают буквы в правильной последовательности и проговаривают слова.
Засов слёзы сезон записать
Сазан сказать засол срезать
Заслуга слазить заснуть создание
VI Закончить предложения словами, подходящими по значению и смыслу. Повторить предложение целиком.
Лиза пробовала суп На столе лежала сайка Щиплет травушку коза
Заболел у Лизы …(зуб) А по лесу бегал … (зайка). Косит травушку …(коса)
Распустились утро розы
На цветках сверкают …(росы)
VII Составление предлжений по картинкам. Выкладывание схем, вычерчивание на доске, обозначение букв в словах.
Саня и Вася зимой заливают каток. Зоя запускает змея. Зина покупает синюю вазу в магазине. Собака вылезает из будки. Собака спит за будкой. Змеи ползут под кустом. Зина загоняет козу в сарай. Зимой в лесу много снега.
VIII Физминутка. “Делай то, что слышишь, а не то, что видишь”
IХ Составление рассказа по картине “Зима в саду”.
1. Рассматривание картинки.
2. Прослушивание рассказа.
3. Беседа по картинке и рассказу.
4. Сравнение сюжета картинки с реальными жизненными ситуациями у детей.
5. Составление начала, середины и конца рассказа по цепочке.
6. Вспомнить слова из рассказа со звуками С и З
7. Пересказ всего текста 1 – 2 учениками.
Х Итог занятия. Оценка работы детей. Повторение чистоговорки.
Любит зайка сок капустный: и полезный он , и вкусный.
37 занятие.
Тема: Звук и буква Ж
Цели: 1. Уточнить артикуляцию звука Ж, автоматизировать произношение в слогах,
словах.
2. Введение в тему. Отгадать звук по скороговорке о жуке.
Жук жужжит:”Жу-жу-жу!”
Я живу – не тужу,
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжжу, жужжжу.
– Какой звук вы слышали чаще всего?
– Кто так жужжал?
Показ символа звука ж (жук)
III Тема нашего урока звук и буква Ж. Будем учиться чётко произносить его в слогах и
словах.
1. – Когда произносим звук Ж, где находится язык? Какой формы язык, губы. Дети показывают кистью руки язык вверх
2. Проверьте, есть голос или нет. Рука на горлышке.
3. Характеристика звука Ж по плану.
4. Звук Ж обозначается буквой Ж. Показ буквы, рассматривание элементов печатной буквы.
Эта буква широка
И похожа на жука
И к тому же словно жук
Издаёт жужжащий звук жжж.
5. Складывание буквы Ж из палочек.
IV Выделение звука Ж на слух в ряду звуков, слогов, слов. Поднять жёлтый флажок, если есть Ж.
С, ж, в, д, ж, ш, щ, ж, з, ж, р, ж. Са, жа, ша, за, жи, уже, пас, ув, уж, занавеска, жаворонок, этажи, шкаф, пирожок, завод, жир, коза, кожа, между, здание, ждать и т.п.
– Что вы делали? (слушали звук Ж)
– Что вы держали в руке?
– соберите флажки.
V Произнесение цепочек слогов по флажкам.
Жа-жо-жу-жи жда-ждо-жду-жды
Жи-же-жа-жу жва-жво-жву-жвы
Ажа-ожа-ужа жна-жно-жну
VI Работа со слоговой таблицей. Чтение слогов, составление слов. Ко-жа, лу-жа, жа-ра, жи-ла, лы-жи, Жо-ра, Же-ня, ме-жа, ви-жу и т.п.
VII Игра “Добавь слог, скажи слово” (жи)
Лу – жи, но-жи, эта-жи, е-жи, лы-жи, у-жи, мор-жи, гара-жи, ло-жи, ска-жи..
IХ Назвать картинки определить место звука в словах.
Найти одежду со звуком Ж. Найти животных на зву Ж.
– Что наденет Женя? Фраза: Женя наденет жилет, пиджак, жакет, джемпер, джинсы, пижаму.
– Назовите животных и их детёнышей по образцу. “Один – много”
У лошади жеребёнок, жеребята.
У ежа – ежонок, ежата.
У ужа – ужонок, ужата.
У моржа – моржонок, моржата.
У верблюда – верблюжонок, выерблюжата.
Х Составление слов из букв разрезной азбуки. Жар. Жало. Жила.
ХI Итог занятия. Оценка работы детей. Припомнить одежду со звуком Ж
38 занятие.
Тема: Звук и буква Ж (2)