I JldIX-< *-"* Wl IWfJ I riUI 1ЧЛ I (Jl^l iriJJWUIXU 4WIU, Ol^Ulfl, Uf/^UIUU, UWU^VIIMU П (Jl IVjU.RiCiJILJI 1L«W ■ If-ll-IF 1 ЦП I IDI

Общеподготовительные упражнения— это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекса физических качеств, а также формированию разнооб­разных умений и навыков. К их числу относятся:

1. Упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режи­мом функционирования организма, способом и условиями выполнения действий. Например, у пловца — плавание не соревновательным спосо­бом и в не соревновательном режиме, у прыгуна — прыжки, выполняе­мые различными способами.

2. Упражнения из других видов спорта.

Круг общеподготовительных упражнений достаточно широк и много­образен. При их выборе важно соблюдать следующие требования: а) уп­ражнения должны обеспечивать всестороннее развитие спортсмена; б) они должны вместе с тем отражать особенности спортивной специализации.

В связи с этим общеподготовительные упражнения должны оказывать положительное влияние (перенос) на развитие тех качеств и навыков, ко­торые опосредованно влияют на формирование специфических способнос­тей спортсмена. Иными словами, с их помощью необходимо создать сво­еобразный фундамент, основу для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

В практике спорта общеподготовительные упражнения применяются:

1) для формирования, закрепления или восстановления умений и на­выков, играющих вспомогательную роль в спортивном совершенствова­нии спортсмена;

2) для повышения общего уровня работоспособности спортсмена или поддержания его;

3) для создания функционального фундамента для специализирован­ного развития физических способностей;

4) для активного отдыха, ускорения восстановительных процессов в организме после двигательных нагрузок, устранения монотонности тре­нировки.

Общеподготовительные упражнения являются средством общей подго­товки спортсмена. Особое значение это имеет в тех видах спорта, в кото­рых мало вспомогательных средств и тренировке присуща определенная монотонность (гимнастика, тяжелая атлетика, бег), т.е. там, где сорев­новательное упражнение является основным тренировочным средством.

В группу естественно-средовых средствтренировки входят солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для за­каливания и укрепления здоровья спортсмена. Занятия в среднегорье и высокогорье (1400—2800—3200 м) оказывают стимулирующее влияние на рост работоспособности спортсменов и спортивных результатов в услови­ях равнины.

Как правило, тренировки в горах длятся в среднем 14—18 дней. Вме­сте с тем в практике спорта встречается более кратковременное пребыва­ние в горах — до 7—10 дней. Например, легкоатлеты нашей страны, Швейцарии, ФРГ используют такой вариант тренировки: 10 дней — тре­нировка в горах, затем одна неделя — на равнине и затем снова 10 дней — тренировка в горах (Ф.П. Суслов).

O'OU

i ao^c/i in. luuprm ri плсищгича UUUUId

После окончания тренировки в горах первые две недели работоспособ­ность и спортивные результаты имеют ярко выраженный волнообразный характер. Первая волна повышения спортивных результатов приходится на 3—6-й день, вторая — на 14—25-й день и третья — на 36—45-й день. Это связано с реадаптацией (реакклиматизацией) отдельных органов и систем к климату равнины или к конкретному климату местности, в кото­рой проводятся соревнования или дальнейшие тренировочные занятия.

Практика спорта показывает, что многие национальные, континен­тальные и мировые рекорды были установлены после горной подготовки на равнине в период 3—25 дней.

К медико-биологическим средствамспортивной тренировки относятся: рациональный суточный режим и личная гигиена спортсмена, гигиени­ческое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использованием пре­паратов и продуктов повышенной биологической ценности (белковые пре­параты, спортивные напитки, кислородные коктейли и т.д.); вдыхание кислорода, вдыхание искусственного ионизированного воздуха (аэроио­низация); гидропроцедуры (различные виды душа, ванн, баня); физиоп­роцедуры (ультрафиолетовое облучение, световые (тепловые) воздействия, ультразвук, коротковолновая диатермия); пребывание в барокамере и тер­мокамере с дозированным изменением давления, содержания кислорода, температуры; электростимуляция (электросон, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электровоздействия на биологически активные точки тела — электропунктуация); различные виды массажа и самомассажа (руч­ной, аппаратный — вибрационный, пневмомассаж, гидромассаж и т.д.).

Средства психологического воздействиявесьма разнообразны. К важ­нейшим из них относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспро­изведение двигательного действия с концентрацией внимания на решаю­щих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон-отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); просмотр фильмов со скрытыми титрами; орга­низация быта и досуга (создание кабинетов «психологической разгрузки»); соблюдение правил психогигиены.

К материально-техническим средствамотносятся спортивные тренаже­ры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппара­тура. По назначению их условно можно подразделить на следующие группы:

1. Технические средства по получению информации о выполненных действиях. Примером их являются приборы «срочной информации», боль­шое число которых было разработано по инициативе и под руководством B.C. Фарфеля. Они применяются для получения информации после или в ходе выполнения упражнения о положении тела, скорости, темпе и ритме движений, величине прилагаемых усилий. Информация о контролируе­мых параметрах действия спортсмена позволяет доводить до их сознания количественные и качественные характеристики движений и вносить в них точные коррекции, недопустимые при обычных методах подачи речевой информации даже самым опытным тренером.

2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме занимающихся. Это, в частности, различные планирующие устройства типа звуко-, свето-, авто- и кардиолидеров, позволяющих задать спорт-

смену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнения) или внутреннюю величину нагрузки (определенную частоту сердечных со­кращений); технические устройства, моделирующие игровые и боевые си­туации и ответные действия в спортивных играх и единоборствах.

3. Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно: а) для разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков; б) совершенствования специальной физической подготовленно­сти в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному уп­ражнению. Например, качальные и маятниковые тренажеры для прыгу­нов и метателей, изокинетические тренажеры для силовой подготовки пловцов, гребные тренажеры с дозируемым сопротивлением и т.д.

Комплексное использование перечисленных выше средств — необхо­димое условие эффективного решения задач в процессе спортивной трени­ровки юных спортсменов.

Наши рекомендации