По степени фиксированности
По степени охвата
- общее (организация);
-частичное (одна или несколько сфер, подразделений);
2. По содержанию:
- стратегическое (поиск новых возможностей для организации);
- тактическое (разработка предпосылок для запланированных возможностей);
- оперативное (реализация данной возможности)
Где P – некий заданный параметр, t – период времени.
По срокам
- краткосрочное (в виде бюджетов и сетевых графиков, менее 12 мес.)
Рис. 1 Сетевой график
Рис. 2 Вид рекламного бюджета
- среднесрочное (до 5 лет в виде программ)
- долгосрочное в виде планов целей
По типу изменения
- последовательное (новый план составляется по истечению срока действия предыдущего);
- скользящее (по истечении срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый плана период после окончания всего срока предыдущего)
Где P – последовательность, t – время
Рис.3 Последовательное планирование
Где P – последовательность, t – время
Рис. 4 Скользящее планирование
По степени фиксированности
- жесткое, где указываются цели, параметры, отступление от которых невозможно (большой объем финансирования извне);
- гибкое.
Принципы планирования
1. Целенаправленность (планы формируются исходя из иерархии целей)
Рис. 5 Иерархия целей
2. Обоснованность (все планы и параметры должны быть необходимы для организации)
3. Преемственность (план всегда базируется на планах прошлого периода и служит основой для будущих планов)
4. Согласованность (достигается путем координации и интеграции)
5. Комплексность (участие максимального числа сотрудников процессе планирования)
6. Непрерывность (планирование – это не одноразовое предприятие, а постоянно повторяющиеся мероприятия);
7. Своевременность (все планы имеют временные рамки, за пределами которых возникают негативные последствия для организации или необходимость планов отпадает);
8. Гибкость (возможность пересмотра плана в некоторых рамках, особенно если речь идет о финансовых средствах);
9. Информативность (планирование всегда опирается на периодические и разовые источники информации);
10. Рациональность (процесс планирования должен быть организован логично);
11. Экономичность (затраты на планирование должны быть существенно меньше эффекта приносимого плана).
При планировании следует четко определить:
- объект планирования (что?);
- субъект планирования (кто?);
- период планирования (горизонт планирования);
- средства планирования (чем, какие средствами? Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы);
- методика планирования;
- согласование планов.
В процессе планирования возникает целый ряд проблем:
1. Проблема анализа, определения и изменения многих практических ситуаций;
2. Проблема множественности целей организации.4
3. Проблема изменений затратности по ресурсам;
4. Проблема выбора оптимальных методов планирования;
5. Проблема согласования интересов большого числа лиц, участвующих в планировании;
6. Проблема распределения ответственности;
7. Проблема контроля (текущего контроля)
В ходе планирования составляются планы, которые бывают:
1. В виде планов цели (цель бизнес плана по созданию филиала МФЭИ в Зеленограде, в 2015 г.);
2. Планы для повторяющихся действий
Рис. 6 План повторяющихся действий
3. План для неповторяющихся действий
Этап | Содержание этапа |
Открытие Олимпиады | - Зажжение олимпийского огня; - Представление спортсменов; - Знакомство с видами борьбы и планом проведения Олимпиады. |
Проведение второго дня соревнований | - Кросс; - Первый вид троеборья. |
Проведение третьего дня соревнований | - Тяжелая атлетика; - Эстафеты; - Второй вид троеборья. |
Проведение четвертого дня соревнований | - Стрельба; - Эстафеты; - Третий вид троеборья.. |
Проведение пятого дня соревнований | - Боулинг; - Барьеры. |
Закрытие Олимпиады | - Награждение и поздравление победителей; - Праздничный концерт. |
Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией:
1. Фирма создает перспективные, стратегические планы, комплексные целевые программы, бизнес-планы;
Рис. 7 Перспективный план развития
Рис. 8 Стратегический план развития
Рис. 9 Комплексная целевая программа
Рис. 10 Бизнес-план
2. Предприятие разрабатывает годовые производственные программы;
Рис. 11 Годовая производственная программа
3. Цех создает квартальные, недельные планы-графики;
4. Участку выдаются сменно-суточные задания.
Рис. 12 Сменно-суточное задание