СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – V год обучения
1. Цель:Начальная специализация каждого занимающегося.
2. Задачи:1. Воспитание физических качеств, в т. ч. специальной тренировочной выносливости.
2. Определение игровой функции каждого занимающегося в команде и с учетом этого – индивидуализация подготовки.
3. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
3. Содержание программного материала:
I. Теоретическая подготовка.
1. Достижение баскетболистов России на мировой арене.
2. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям.
3. Понятие об утомлении и переутомлении.
4. Понятие о рациональным питании и общем расходе энергии.
5. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика.
6.Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
7. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами.
8. Методические приемы и средства обучения технике игры.
9. Методы воспитания быстроты движений.
II. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения; упражнения для всех групп мышц; спортивные и подвижные игры, направленные на развитие силы, скоростно- силовых качеств, равновесия; эстафеты и прыжковые упражнения.
III. Специальная физическая подготовка.
1. Упражнения для развития силы; быстроты; выносливости; ловкости; гибкости и умения расслабляться.
2. Упражнения для развития прыгучести.
3. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
IV. Техническая подготовка.
1. Ловля мяча двумя руками при поступательном движении; при движении сбоку.
2. Ловля мяча одной рукой в движении; в прыжке; при встречном движении; при поступательном движении; при движении сбоку.
3. Передача мяча двумя руками в движении; встречные; на одном уровне; сопровождающие.
4. Передача мяча одной рукой от плеча( с отскоком); сбоку (с отскоком); снизу (с отскоком); в движении; в прыжке; встречные; на одном уровне; сопровождающие.
5. Ведение мяча без зрительного контроля; зигзагом.
6. Обводка соперника с изменением высоты отскока; с изменением направления; с изменением скорости; с поворотом и переводом мяча; с переводом под ногой; за спиной с использованием нескольких приемов подряд.
7. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита; без отскока от щита; в движении; в прыжке; дальние; средние; ближние; под углом к щиту; параллельно щиту.
8. Броски в корзину одной рукой сверху; снизу; с отскоком от щита; с места; в движении; в прыжке; дальние; средние; ближние; прямо перед щитом; под углом к щиту; параллельно щиту.
V. Тактическая подготовка.
Тактика нападения: | Тактика защиты: |
1. Розыгрыш мяча | 1. Противодействие атаке корзины |
2. Атака корзины | 2. Подстраховка |
3. Заслон | 3. Переключение |
4. Наведение | 4. Проскальзывание |
5. Пересечение | 5. Групповой отбор мяча |
6. Треугольник | 6. Против тройки |
7. Тройка | 7. Против малой восьмерки |
8. Малая восьмерка | 8. Против скрестного выхода |
9. Скрестный выход | 9. Против сдвоенного заслона |
10. Сдвоенный заслон | 10. Против наведения на двух |
11. Наведение на двух игроков | 11. Система личной защиты |
12. Система быстрого прорыва | 12. Игра в меньшинстве и в большинстве |
13. Система нападения через центрового | |
14. Система нападения без центрового |
VI. Игровая подготовка.
1. Учебная игра с использованием судейства воспитанников.
2. Учебная игра с постоянным изменением игровой обстановки с индивидуальными заданиями.
3. Учебная игра с более опытным соперником.
VII.Соревнования.
На данном этапе это - участие в районных соревнованиях, проводимых в рамках ДЮСШ; товарищеские встречи и другие районных соревнования (по возможности - участие в Республиканских соревнованиях).
VIII. Восстановительные мероприятия.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Используются различные виды ручного и инструментального массажа; физические факторы: ванны, сауна, баня (следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю); рациональное питание; фармакологические средства восстановления и витамины; психологические средства восстановления: положительные эмоции, разнообразный отдых.
IX. Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий в форме бесед, семинаров, практических занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и судейство соревнований:
1. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
2. Провести разминку в младших группах под наблюдением тренера.
3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
4. Вести протокол игры.
X. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.
XI. Контрольные испытания.
Общая и специальная физическая подготовка:
1. Прыжок в длину с места, (см)
2. Прыжок в высоту, (см)
3. Бег 20 м, (с)
4. Скоростное ведение мяча 20 м. (с)
5. Бег 1000 м, (мин)
Техническая подготовка:
1. Передвижения в защитной стойке, (с)
2. Передачи мяча, (с, попадания)
3. Дистанционные броски, (попадания)
4. Штрафные броски, (попадание)
5. Скоростное ведение, (с, попадание)