Игры на развитие речевого дыхания
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
- развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее.
Игра «Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация губных мышц.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация губных мышц.
Ход игры: На край стола ставятся две птички, сделанные из тонкой цветной бумаги. Ребенок и взрослый становятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!» ребенок и взрослый дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Выигрывает тот, чья птичка улетит дальше.
Игра «Бульки»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
Игра «Снег идёт!»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц..
Ход игры: взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребенку про зиму.
- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Игра «Задуй мяч в ворота»
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Ход игры: взрослый ставит на стол футбольные ворота (их можно сделать из любых материалов, например разрезать пополам стаканчик от йогурта или сложить из карандашей) и кладет перед ребенком мяч из ваты. Задача ребенка – задуть мяч в ворота только на одном выдохе.
Игра «Воздушный шарик»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Игра «Свеча»
Цель: развитие правильного речевого дыхания, длительного ротового выдоха
Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
- Давай подуем на свечу, но так, чтобы она не погасла, а просто «потанцевала».