Закрепление двухсложных слов слоговой структуры

ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

У дома ольха.

Мальвы увяли.

На Илье кепка.

Дайте Илье кегли.

На Татке новые тапки.

На окне капли воды.

Инга и Илья, пойте.

Коля, не кидай камни.

На майке моя метка.

Ольга и Инга едят вафли.

У Юльки на тумбе нитки.

Пух тополя на ольхе и мальве.

У Коли коньки. Он давно на катке.

Ольга больна. Мама дает ей капли.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

( 6-ой тип слоговой структуры).

6.1. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

  Логопед: Ребенок:   Логопед: Ребенок:  
Бант – бантик Лист – листик
Бинт – бинтик Зонт – зонтик
Фант – фантик Мост – мостик
Куст - кустик Болт – болтик
Дождь – дождик* Холм – холмик
Шарф – шарфик*  

6.2. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование:предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

Логопед: Ребенок:

а) с окончанием «ОЙ».

Двор метут (чем?) Метлой.

Моются (чем?) Губкой.

Шьют (чем?) Иглой, ниткой.

Угощают (чем?) Булкой, халвой.

Едят (чем?) Вилкой, ложкой.

б) с окончанием «ОМ».

Хлеб намазывают (чем?) Маслом.

Рану бинтуют (чем?) Бинтом.

6.3. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование:предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:

«Чего (кого) нет?»

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Винты – винтов Зонты – зонтов Узлы – узлов
Фильмы – фильмов Волки – волков Углы – углов
Банты – бантов Катки – катков Козлы – козлов
Бинты – бинтов Куски – кусков Дятлы – дятлов
Кусты – кустов Листы – листов Мосты – мостов

6.4. Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

а) с нулевым окончанием.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Одна комната – пять комнат Одна яблоня – пять яблонь
Одна конфета – пять конфет Одна котлета – пять котлет
Одни колготы – пять колгот Одно яблоко – пять яблок

б) с окончанием «ЕЙ»

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Один огонь – пять огней Один бивень – пять бивней
Один уголь – пять углей Один парень – пять парней*
Один камень – пять камней Один корень – пять корней*
Один ливень – пять ливней  

6.5. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»

Логопед: Ребенок:

Котел из меди – медный котел

Бульон из рыбы – рыбный бульон*

Костюм из ваты – ватный костюм

Пузырь из мыла – мыльный пузырь*

Палас в пыли – пыльный палас

Лоб в поту – потный лоб

Поток из воды – водный поток

Запах дыма – дымный запах

б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»

День летом – летний день

День зимой – зимний день

6.6. Упражнение «КТО ЭТО?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Упражнять в словообразовании.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто мелет муку? Мельник.

Кто кладет печи? Печник.

Кто ухаживает за лесом? Лесник.

Кто много шутит? Шутник.

Кто продает и рубит мясо? Мясник.

Как называется спортсмен,

который катается на лыжах? Лыжник.

Кто пасет коней и коров? Пастух.

Кто кует цепь? Кузнец.

Кто много ленится? Лентяй.

Кто много болтает? Болтун.

Кто лечит больных? Доктор.*

Кто управляет самолетом? Летчик.*

( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК-используются на первомзанятии).

6.7. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы.

Логопед: Ребенок:

На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках.
На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах.
На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках,* на лавках.

6.8. Упражнение «ПРЯТКИ».

Цель:

Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».

Оборудование: сюжетная картинка.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.

Ребенок:

Зайчик за окном.

Медведь за кустом.

Индюк за углом.

Павлин за елкой.

Барбос* за будкой.

6.9. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

а) подбор антонимов к именам прилагательным.

Логопед: Ребенок:

Толстый – тонкий

Высокий - низкий

Здоровый – больной

Глупый – умный

Светлый – темный

Холодный – теплый

Слабый – сильный

Богатый – бедный

Пустой – полный

Жидкий – густой

Глубокий – мелкий

Сладкий – кислый

б) подбор антонимов к глаголам.

Уронить – поднять

Бросить – поднять

Проснуться – уснуть

Отдохнуть – устать

Опоздать – успеть

Сохнуть – мокнуть

Зажигать - гаснуть

( Лексический материал данного упражнения необходимо разделить на 2 занятия.)

6.10. Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: « Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:  
Хок – хоккей – фин дельфин
Фут – футбол – тюм костюм
Ин – индюк - кон балкон
Ком – компас – лук каблук
Маг – магнит – ведь медведь
Пав – павлин – тух пастух

6.11. Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Формировать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь, компот, каблук, тюльпан, альбом, бульон.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.

Логопед: Ребенок:

Дальний дальний ельник

Сильный сильный медведь

Умный умный дельфин

Мягкий мягкий бублик

Модный модный костюм

(Аналогично проводится работа со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, мелкий дождик, пустой карман,* низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)

6.12. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно употреблять их.

3. Активизировать глагольный словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Логопед: Ребенок:

Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять) поднять

Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес) отнес

Антон маме букет (выдал, отдал, сдал) отдал

Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл) отмыл

Осенью у птиц начинается (вылет, отлет, прилет) отлет

Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез) отвез

Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил) отбил

Наши рекомендации