Закрепление двухсложных слов слоговой структуры
ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
У дома ольха.
Мальвы увяли.
На Илье кепка.
Дайте Илье кегли.
На Татке новые тапки.
На окне капли воды.
Инга и Илья, пойте.
Коля, не кидай камни.
На майке моя метка.
Ольга и Инга едят вафли.
У Юльки на тумбе нитки.
Пух тополя на ольхе и мальве.
У Коли коньки. Он давно на катке.
Ольга больна. Мама дает ей капли.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
( 6-ой тип слоговой структуры).
6.1. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок: | Логопед: Ребенок: |
Бант – бантик | Лист – листик |
Бинт – бинтик | Зонт – зонтик |
Фант – фантик | Мост – мостик |
Куст - кустик | Болт – болтик |
Дождь – дождик* | Холм – холмик |
Шарф – шарфик* |
6.2. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
а) с окончанием «ОЙ».
Двор метут (чем?) Метлой.
Моются (чем?) Губкой.
Шьют (чем?) Иглой, ниткой.
Угощают (чем?) Булкой, халвой.
Едят (чем?) Вилкой, ложкой.
б) с окончанием «ОМ».
Хлеб намазывают (чем?) Маслом.
Рану бинтуют (чем?) Бинтом.
6.3. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:
«Чего (кого) нет?»
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Винты – винтов | Зонты – зонтов | Узлы – узлов |
Фильмы – фильмов | Волки – волков | Углы – углов |
Банты – бантов | Катки – катков | Козлы – козлов |
Бинты – бинтов | Куски – кусков | Дятлы – дятлов |
Кусты – кустов | Листы – листов | Мосты – мостов |
6.4. Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».
а) с нулевым окончанием.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Одна комната – пять комнат | Одна яблоня – пять яблонь |
Одна конфета – пять конфет | Одна котлета – пять котлет |
Одни колготы – пять колгот | Одно яблоко – пять яблок |
б) с окончанием «ЕЙ»
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Один огонь – пять огней | Один бивень – пять бивней |
Один уголь – пять углей | Один парень – пять парней* |
Один камень – пять камней | Один корень – пять корней* |
Один ливень – пять ливней |
6.5. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»
Логопед: Ребенок:
Котел из меди – медный котел
Бульон из рыбы – рыбный бульон*
Костюм из ваты – ватный костюм
Пузырь из мыла – мыльный пузырь*
Палас в пыли – пыльный палас
Лоб в поту – потный лоб
Поток из воды – водный поток
Запах дыма – дымный запах
б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»
День летом – летний день
День зимой – зимний день
6.6. Упражнение «КТО ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2. Упражнять в словообразовании.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кто мелет муку? Мельник.
Кто кладет печи? Печник.
Кто ухаживает за лесом? Лесник.
Кто много шутит? Шутник.
Кто продает и рубит мясо? Мясник.
Как называется спортсмен,
который катается на лыжах? Лыжник.
Кто пасет коней и коров? Пастух.
Кто кует цепь? Кузнец.
Кто много ленится? Лентяй.
Кто много болтает? Болтун.
Кто лечит больных? Доктор.*
Кто управляет самолетом? Летчик.*
( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК-используются на первомзанятии).
6.7. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
На чем катаются дети зимой? | На санках, на коньках. |
На чем люди передвигаются по воде? | На лодках, на яхтах. |
На чем лежит снег зимой? | На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках,* на лавках. |
6.8. Упражнение «ПРЯТКИ».
Цель:
Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.
Ребенок:
Зайчик за окном.
Медведь за кустом.
Индюк за углом.
Павлин за елкой.
Барбос* за будкой.
6.9. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
а) подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед: Ребенок:
Толстый – тонкий
Высокий - низкий
Здоровый – больной
Глупый – умный
Светлый – темный
Холодный – теплый
Слабый – сильный
Богатый – бедный
Пустой – полный
Жидкий – густой
Глубокий – мелкий
Сладкий – кислый
б) подбор антонимов к глаголам.
Уронить – поднять
Бросить – поднять
Проснуться – уснуть
Отдохнуть – устать
Опоздать – успеть
Сохнуть – мокнуть
Зажигать - гаснуть
( Лексический материал данного упражнения необходимо разделить на 2 занятия.)
6.10. Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: « Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».
Логопед: Ребенок: | Логопед: Ребенок: |
Хок – хоккей | – фин дельфин |
Фут – футбол | – тюм костюм |
Ин – индюк | - кон балкон |
Ком – компас | – лук каблук |
Маг – магнит | – ведь медведь |
Пав – павлин | – тух пастух |
6.11. Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Формировать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь, компот, каблук, тюльпан, альбом, бульон.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.
Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.
Логопед: Ребенок:
Дальний дальний ельник
Сильный сильный медведь
Умный умный дельфин
Мягкий мягкий бублик
Модный модный костюм
(Аналогично проводится работа со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, мелкий дождик, пустой карман,* низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)
6.12. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2. Учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно употреблять их.
3. Активизировать глагольный словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять) поднять
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес) отнес
Антон маме букет (выдал, отдал, сдал) отдал
Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл) отмыл
Осенью у птиц начинается (вылет, отлет, прилет) отлет
Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез) отвез
Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил) отбил