Выборка вещи человека по его запаху.
Приучение собак к выборке чужой вещи производится так же, как собак защитно-караульной службы. Особенность заключается в том, что выбранный предмет собака не подносит к дрессировщику, а лишь обозначает, взяв его в рот или подачей голоса.
Первоначальная дрессировка собак проводится так же, как дрессировка к обыску местности в розыскной службе. Усложнения заключаются в выработке у собак навыка путем зигзагообразного поиска в направлении против ветра находить зарытых на участке в снег или грунт помощника дрессировщика и 2 вещей с его запахом.
Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Ищи» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении посыла собаки на поиск и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раздражители — команда «Вперед», восклицание «Хорошо».
Безусловные раздражители — лакомство, выражение радости, ласка. В качестве зарываемых вещей используется нательное белье помощника (штаны, рубашка), ношенное не менее суток.
Чтобы собака ПСС не подносила к дрессировщику найденных вещей (как в апортировке), нужно в момент, когда собака нашла вещь, энергично подать команду «Голос» и жест рукой. В случаях когда у собаки сильно развит навык апортировки, дается вспомогательная команда голосом и жестом «Сидеть», вещи привязываются к вбитым колышкам или веткам кустарника и др.
Рис. 117. Закапывание «пострадавшего» в рыхлом снеге, грунте с использованием деревянного ящика.
После того как у собаки закреплен начальный навык нахождения помощника и его вещей на небольшой площади (30х30 м), участок постепенно увеличивают до размеров 70х70 м, глубину закапывания помощника и его вещей увеличивают до зачетной. Важным моментом для занятий является четкая маркировка углов учебного участка красными флажками, хорошо заметными дрессировщику, помогающими ему руководить поиском собаки. Кроме того, на одном участке не следует заниматься больше 2 раз подряд, иначе у собак выработается привычка искать только в знакомых им местах. Во втором периоде занятий на учебном участке с целью усложнения поиска, кроме обычных закопок вещей помощника, делаются «ложные закопки», то есть без вещей.
Рис. 118. Закапывание «пострадавшего» с использованием глыб спрессованного (слежавшегося) снега.
Самое же главное для успешной работы — следить и поддерживать у собаки постоянный интерес к поиску. Иногда собаке надо дать просто отдохнуть, иногда — развлечь ее игрой или переменой обстановки. Поиск всегда и везде должен заканчиваться нахождением собакой источника запаха. Если животное не в состоянии найти его самостоятельно, дрессировщик помогает ей подведением к закопке, если место закапывания забыто, он должен незаметно подбросить дополнительную вещь помощника (варежку, носовой платок).
В связи с тем, что на закапывание человека по сравнению с вещью идет значительно больше времени, такая закопка затруднительна в сырую погоду, половину занятий можно без ущерба для дела проводить на одних вещах. При закапывании человека в снег и грунт перед лицом его оставляют свободное пространство для дыхания, своего рода «воздушную кладовку». Для этого «пострадавшего» кладут головой под хвойный шатер молодой елочки или сооружают над головой свод из глыб снега или досок. При зарывании в очень сыпучий снег и грунт над головой закапываемого ставят обыкновенную плетеную корзину или деревянный ящик со щелями (рис. 117, 118).