А) языковое наблюдение на основе упр.170
- Почитайте. Выпишите сначала существительные мужского рода, а затем – женского. В каких случаях пишется на конце существительных ь? Сделайте вывод.
Б) работа над правилом стр. 91
- В каких случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак? В каких случаях на конце существительных после шипящих не пишется мягкий знак?
Закрепление изученного.
а) Упр.171 /комментированное письмо/
- Прочитайте. Составьте словосочетания, используя слова для справок. Запишите словосочетания.
Упр.172- Ответьте одним словом, как называется.
б) Письмо предложений / под диктовку/.
Котёнок забрался в лесную глушь. Кругом тишь. И вдруг слышен писк. Малыш насторожился. Зрачки расширились. В глазах зажглись огоньки.
Итог урока.
8. Домашнее задание.Упр.174, с.91 (пр.), сл. сл.
Резерв. /Работа по карточкам/
1. Вставь пропущенные буквы.
Ноч…, клю.., глуш…. гореч…, чертёж.., багаж…, малыш.., товарищ…, теч…., молодёж…, дрож…, мелоч…, кирпич…, лещ…, ёрш…..
2. Из слов составь предложения, запиши, вставляя пропущенные буквы.
Хорошую, слушать, и , реч…, хорошо.
____
Дети, в, мяч.., радостные, играли.
____
Верный, на, помощ.., придёт, друг, всегда.
____
Подчеркни в предложении главные члены. Выпиши все словосочетания вместе с вопросами.
Солнечный луч пробился сквозь тяжёлые тучи.
__________
__________
Дата ___________
Тема: Написание ь после шипящих на конце существительных женского рода
Цели:закреплять навык написания ь на концесуществительных женского рода после шипящих; развивать умение определять род имён существительных, продолжить работу по определению частей речи, обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать желание аккуратно писать в тетради.
ХОД УРОКА
Организация начала урока
Проверка домашнего задания
Письмо под диктовку. / 1 чел. у доски/
Ложь человека не красит. За ночь ровно на этаж подрастает город наш. К больному пришёл врач. Грузовик привёз на стройку кирпич. У реки шуршит камыш. Речь бывает устная и письменная.
Орфографическая разминка. Чистописание.
От кого деревьям вре..?
Точит елку корое.. .
Услыхал деревьев плач..
Знаменитый дятел-врач.. .
Прил..тел он на заре
И постукал по к..ре.
- Объяснить написание пропущенных орфограмм. Подобрать три имени существительных, оканчивающихся на -ч, -чь, -ж, -жь.
Сообщение темы и целей
Закрепление изученного.
А) Упр.173
- Рассмотрите рисунок. Запишите существительные с шипящим на конце.
Б) проверочная работа
Вариант
Вставь пропущенные буквы.
Завтр..к, ж..вотн..е, б..тинки, жав.р.нок, н..деля, р..бина, изв..ни, к..нфета, х..ккей, с..йчас.
Выпиши только имена существительные.
Молодость, молодой, молодец, помолодел.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Кирпич.., г.ловушка, ж…леть, в..ёт, от…езд, солов…и, в..дяной, тра..ка, вещ.., дич.., печ.., ландыш…, об..яснил, грус..ный, п..вязка, сторож…, камыш.., луч…, малыш…, богач…
Запиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Над именами существительными обозначь род и число.
М..л..дые ябл..ньки ле..ко п..качивают ве..ками.
Из слов составь предложение. Запиши. Над именами существительными обозначь род и число.
полях, на, колхозных, высокая, заколосилась, рожь.
Вариант
Вставь пропущенные буквы.
Лес..ница, чу..ств.., праз..ник, т..перь, м..тро, р...совать, к..нцерт, пр..дмет, с…одня, пш..ница.