Различия между спортивным и сценическим фехтованием.
Главное различие между спортивным и сценическим фехтованием заключается в том, что в спортивном фехтовании результатом является победа в поединке, а в сценическом – оценка зрителей. Это определяет разные задачи, которые призвано решать сценическое и спортивное фехтование.
Задача сценического фехтования научить будущих актеров вести правдоподобный, эстетически выверенный, выразительный поединок, наполняя его скульптурностью положений и сценически эффектными движениями. Задача фехтования спортивного – формирование у спортсмена технических и тактических навыков, общефизических и психологических качеств, позволяющих ему одерживать в поединках верх над соперниками.
Принципиальным отличием боя сценического, постановочного от боя спортивного является полный запрет на импровизации для участников поединков. Участники постановочного боя не противодействующие друг другу соперники, имеющие целью победить противника, как это происходит в спортивном поединке, а взаимодействующие для достижения общей цели партнеры. На сцене, как и перед кинокамерой, все действия фехтующих должны быть отрепетированы заранее. Точнее говоря, движения бойцов оружием и перемещения по полю боя разучены как гимнастические или танцевальные комбинации, где каждому известны будущие "маневры" партнера. Вся тактика поединка и реальные "трюки" для её изображения продумываются режиссером и актерами до их постановки, затем воплощаются в заранее избранные определенные действия, а на репетициях доводятся до надежных стандартов для их выполнения и повторения.
Лишь после того, как внимание и мышление исполнителей перестает отвлекаться от сохранения задуманной последовательности и техники двигательных действий, начинается истинное творчество актеров по воплощению сценического образа в процессе поединка.
Помимо этого, различие проявляется еще и в том, что в спортивном поединке всегда участвуют только два соперника с одинаковым оружием, начало боя строго фиксировано и исход поединка заранее неизвестен никому. В то время как в бою сценическом количество фехтующих, их появление на поле боя и вооружение, поведение во время боя и последовательность выбывания из него, а также имена победителей и побежденных определяются сюжетом.
Кроме того, в постановочном бою зачастую применяются бытовые предметы. Рукопашные схватки персонажей, вооруженных различными бытовыми предметами, довольно часто можно увидеть как в исторических, так и в современных спектаклях и кинофильмах. При этом в руках участников боев многие предметы вполне заменяют холодное оружие. Значит, и действовать ими следует, применяя сложившуюся специальную технику нападений и защит, а также их ситуационные разновидности. И это одно из проявлений очень интересной особенности "взаимоотношений" фехтования сценического и спортивного - полностью противоположные признаки при ближайшем рассмотрении, оказывается, имеют общие основы...
Бытовые предметы, имея в виду их размеры, можно разделить на две категории: длинные (лопата, вилы, дубины, ухваты), которые держат двумя руками, и короткие (трость, кочерга, половник, сковорода и др.). Соответственно и способы владения данными орудиями боя будут напоминать приемы, разработанные для легкого короткого клинка или тяжелого, двуручного.
Таким образом, боевая стойка, передвижения, приемы нападения и защиты во многом должны напоминать действия настоящим оружием. Отбивы нападений во внутренний и наружный секторы аналогичны защитам 3-й и 4-й, используемых в боях на рубяще-колющих шпагах, а для защиты от удара в голову потребуется фронтальное поднимание вверх всего предмета. Допустимы так же удары и уколы в темпе ответов, не только направленным в сторону противника заостренным концом предмета, но и противоположной торцевой частью. Вполне логичны в ходе подобных поединков и удары ногами, головой, туловищем, что совсем недопустимо в бою спортивном.
Еще одно различие фехтования спортивного и сценического проявляется в том, что по правилам ведения спортивных поединков соперники находятся друг против друга, лицом друг к другу. А в постановочных боях на сцене и в кино довольно часто встречается положение "противник сзади" и "противник сбоку", да еще и не один, а несколько, что требует применения таких приемов маневрирования и взаимодействия с партнерами, которые не встречаются в спортивных поединках. Сценически достоверное воплощение подобных эпизодов возможно лишь с соблюдением определенных положений, без которых затруднено создание реальной атмосферы группового боя. Тактически оправданное поведение участника во время боя, оставшегося в меньшинстве, требует от него, в первую очередь, применения действий для обеспечения безопасности от угрозы с тыла и флангов. Поэтому, чтобы уменьшить вероятность нападений сзади и сбоку, ему необходимо постоянно перемещаться, маневрировать с использованием особенностей местности, её рельефа в качестве препятствий на пути противников. Если бой проходит в ограниченном пространстве помещений, то можно использовать стены и крупные предметы мебели.
Фехтовальщику, действующему в одиночестве, имеет смысл завладеть второй шпагой, отняв её у поверженного противника. Тогда он получит возможность защищаться и нападать в разные стороны. Построение боя будет иметь зрелищный эффект и производить впечатление естесственного противоборства, если каждая схватка между бойцами будет предельно короткой, в пределах трех-четырех темпов, а для повышения напряженности ситуаций следует применять короткие ложные атаки в сторону каждого из противников.
С другой стороны, многие приемы фехтования спортивного затруднительно применять на сцене из-за высокой технической сложности их реализации. Например, атаки на подготовку и контратаки требуют от актеров большого мастерства во владении клинком, хорошей реакции и тщательного репетирования из-за возможности получения травм при встречном движении партнеров с оружием, направленным друг на друга.
Отличительной чертой постановочных поединков является наличие в них таких элементов боя, как уклонения в наступлении и обороне, пленение, обезоруживание и "ранения".
Уклонения в сценических поединках фехтовальщиков предназначены для противодействия атакам и ответам противника. Выполняются уклонения перемещением туловища или других частей тела, чтобы избежать получения укола или удара. В дуэльных боях средневековья уклонения от атак нередко выполнялись с одновременным встречным нападением (контратакой), что делало эти приемы весьма эффективными против излишне длинно атакующего противника. Однако в сценических поединках контратаки со сближением опасны, так как обоюдно выдвигаемые вперед острия шпаг наступающего и контратакующего фехтовальщиков могут нанести серьезные травмы обоим партнерам. Вместе с тем контратаки с отступлением и одновременным уклонением туловища назад, в сторону и вниз весьма зрелищны и могут использоваться актерами, имеющими необходимую техническую подготовленность.
Приемы обезоруживания разработаны для фехтования на шпагах, чтобы выбивать её у противника при помощи силового воздействия оружием на клинок, или выхватывать невооруженной рукой. И как эффектный способ достижения победы в фехтовальном бою приемы обезоруживания описаны во многих исторических книгах, начиная с XV века.
Превосходство в искусстве фехтования одного соперника над другим может быть продемонстрировано применением пленения. Приемы, ставящие противника в беспомощное или безвыходное положение, представляются весьма эффективными среди средств, используемых при постановке сценического боя. Нередко по режиссерскому замыслу один из актеров должен доминировать в поединке, что необходимо выразить с помощью достаточно убедительных сюжетных построений. Например, схватка с обменом ударами и их парированием, может завершиться не защитой 5-й от удара в голову, а уклонением в сторону. Затем, в момент, когда шпага противника проходит по инерции мимо тела обороняющегося, острие его шпаги приставляется к горлу атакующего. Возникает выразительная пауза, предоставляющая так же возможности для взаимных реплик.
Использование уклонений для подготовки пленения противника весьма эффективно, так как стороны взаимоперемещений ведущих сценический поединок заранее известны и отрепетированы, а острие приставляемой к горлу партнера шпаги находится в статическом положении и не содержит угрозы нанесения травмы.
Поединок фехтовальщиков на сцене чаще всего завершается "ранением", включающим смертельный исход или какую-либо травму, нанесенную противнику оружием. Поэтому "ранение" является демонстративным актом достигнутого преимущества, как в отдельном фрагменте боя, так и способом, демонстрирующим окончательное поражение противника. В подобном сюжете участвуют оба актера и только их гармоничные взаимные действия обеспечивают трагический эффект завершения дуэли.
Используя "ранение" в технике нанесения укола, легче добиться эффекта, чем при нанесении удара. Ибо если требуется "ранить" соперника ударом, то оружие должно быть остановлено возле туловища (что весьма непросто) или пройти мимо той части тела, которая не видна из зала.
Есть различия и в требованиях к безопасности, предъявляемых к участникам спортивного и сценического поединка. Прежде всего, это проявляется в том, что все спортсмены, выходящие на дорожку, обязательно имеют соответствующие единому стандарту защитный костюм, маску, перчатку и другие приспособления для защиты от уколов и ударов, без наличия которых участие спортсмена в поединке невозможно.
В поединках постановочных актеры одеты в костюмы, соответствующие историческим эпохам, поэтому довольно часто им приходится фехтовать с незащищённым лицом, а иногда и телом. Но если туловище, руки и ноги еще можно как-то обезопасить, используя различные накладки под костюмы, то лицо актера при постановке многих поединков должно быть открыто, что довольно опасно. Да и обучение актеров сценическому фехтованию происходит без каких-либо защитных средств. Поэтому существует ряд требований, которые обязательно должны выполняться всеми актерами, задействованными в батальных сценах. Главное условие обеспечения безопасности занятий фехтованием основывается на установке - никогда не направлять острие шпаги в сторону партнера, если его внимание отвлечено, и он не настроен на боевое взаимодействие. Во всех остальных случаях, будь то упражнения между партнерами или этюдные поединки, нападения уколом или ударом всегда следует останавливать минимально в 20-30 см. от тела партнера. В свою очередь уколы во внутренний или наружный секторы направляются как бы по касательной к боковой проекции туловища.
Меры безопасности при выполнении ударов включают фиксацию финала нападения (остановку клинка в момент удара) в определенной точке пространства, с дальнейшим резким пресечением инерции его продвижения. Нападения, совершаемые ударом в туловище, должны приходиться на середину анатомического плеча, иметь замах определенной амплитуды, не оставляющий сомнения о направлении удара. Подобная техника нападений существенно облегчит выполнение защитных действий и снизит вероятность травм. При ударе в нижнюю часть тела целесообразно направить взгляд в сектор нападения. Это облегчит принятие защиты, а удары, предназначенные по щеке и предшествующие уклонению партнера вниз, всегда следует выполнять чуть выше головы.
Удары в голову, после которых следует уклонение в сторону, необходимо выполнять строго по центру головы с точным замахом в вертикальной плоскости. В этом случае партнеру не составит труда сделать уклонение в необходимый момент. Рекомендуемая техника позволяет создать у зрителя ощущение реальности происходящего, а актерам не нанести травму ближайшим партнерам по батальной сцене.
Очевидно, что при аналогичном поведении во время поединка спортивного, фехтовальщикам вряд ли удастся достичь победного результата.
Заключение.
Как показывает литературный анализ, в основе любого вида фехтования должна лежать так называемая школа, включающая важнейшие положения, к которым относится культура специфических движений, называемых техникой. Вместе с тем, имея много общего со спортивным фехтованием, фехтование сценическое - это своеобразная система движений, статических положений и поз, характерная для театрального искусства. И его задачи, отличающиеся от спортивного фехтования - создать такой поединок на сцене и кино, который был бы правдоподобен и одновременно с этим зрелищен. Диалектика заключается в том, что это зрелище будет неполным, если актеры не освоят основ школы фехтования.
Список использованной литературы:
- Спортивное фехтование. Учебник для ВУЗов физической культуры под общей редакцией Д.А. Тышлера. Москва, 1997г.
- Фехтование. Под общей редакцией В.А. Аркадьева. Москва, 1959г.
- Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Ю.Т. Смоляков, Д.А. Тышлер. Минск, 1976г.
- Сценическое фехтование. Кох И.Э. Москва, 1948г.
- Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. Учебное пособие. Тышлер Д.А., Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д.
- Сценическое фехтование. А. Люгар