Энергетическая оценка уроков физкультуры у школьников I—Ill классов
(по Л. И. Абросимовой с соавт.)
Нагрузка | Удельные энерготраты, ккал/мин/кг | Энерготраты за урок, ккал | Кратность повышения обмена | Средняя ЧССза урок, уд/мин | ||
I класс | II класс | III класс | ||||
Малая | До 0,060 | 70,2 | 76,0 | 86,8 | До 4 | 110-124 |
Средняя | 0,061-0,075 | 85,7 | 94,9 | 108,9 | 125-139 | |
Большая | 0,076-0,090 | 105,3 | 116,0 | 130,5 | 140-154 | |
Высокая | 0,091 и выше | 117,0 | 126,9 | 145,0 | 7 и выше | 155 и более |
В то же время взаимосвязь ЧСС сердечных сокращений с интенсивностью физических нагрузок у детей носит еще менее линейный характер, увеличиваясь непропорционально быстро по сравнению с ростом мощности нагрузки. В связи с этим определение объема выполненной работы по энерготратам у детей более предпочтительно, чем по ЧСС.
При расчете энерготрат следует учитывать еще одну их особенность. Расход энергии на открытом воздухе у 9-летних школьников при беге на тредбане со скоростью 2,5 м/с на 25% ниже, чем на стадионе (бег с лидером).
Величина МПК отражает не только уровень физической работоспособности, но и функциональное состояние организма.
Об уровне МПК можно судить по результатам бега на 1000 м.
Основные гигиенические показатели и критерии адекватности двигательного режима для школьников:
• соответствие основных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем возрастно-половым нормативам;
• благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы (по сдвигам ЧСС и артериального давления на пробу Мартине);
• кислородный пульс при велоэргометрических нагрузках должен находиться в пределах 7—8 мл/уд, коэффициент использования кислорода - 5,3-5,5%, МПК - 45-50 мл/кг;
• низкая заболеваемость школьников — в среднем не более 5—7 дней, пропущенных по болезни, за учебный год;
• уровень лизоцима слюны, характеризующий состояние неспецифической резистентности организма, должен составлять 40— 60 мкг/л.
Гигиенически оптимальный двигательный режим школьников должен соответствовать следующим показателям и критериям:
• суточные энерготраты у мальчиков в 6 лет — 1640 ккал и 1450 ккал у девочек, в 7 лет - соответственно 1830 и 1630, в 8 лет -2000 и 1790, в 9 лет - 2270 и 2020, в 10 лет - 2490 и 2250 ккал. Эти величины соответствуют 18—20% максимальных энерготрат ребенка;
• на организованный двигательный режим школьников должно приходиться 8—10% их общих суточных энерготрат;
• объем организованных занятий физкультурой — 6—12 ч в неделю (1-2 ч ежедневно: уроки физкультуры, час здоровья, спортивный час, ритмика, занятия детским спортом и др.);
• моторная плотностью занятий — не менее 70 % со средними энерготратами 0,08-0,09 ккал/мин/кг и частотой пульса 145-155 уд/мин.
Энергетическая стоимость урока для учащихся I класса должна составлять 90-100 ккал, II класса - 100-115, III класса - 110-130 ккал.
В I и II классах на развитие координации движений целесообразно отводить 40% учебного времени, статической выносливости — 20%, скорости и общей выносливости — 40%.
В III классе развитию скорости и выносливости рекомендуется уделить времени на 5—10% больше.
При физическом воспитании школьников уже в этом возрасте необходимо в большей мере учитывать их возрастные и половые особенности. Так, для девочек в занятия физической культурой предпочтительнее включать прыжки, пластические упражнения, гимнастику, для мальчиков — спортивные игры (футбол, баскетбол, элементы борьбы), при этом обязательно учитывая энергетическую стоимость упражнений и время выполнения движений (табл.58).
Таблица 58
Суточные суммарные нормы времени выполнения движений разной интенсивности для школьников (по А. Г. Сухареву)
Группы интенсивности | Вид деятельности | Кратность повышения обмена | Время выполнения движений, мин | |
веществ | ||||
Девочки | Мальчики | |||
Отсутствие движения в положении лежа | ||||
Спокойная деятельность сидя | ||||
Очень легкая физическая нагрузка (медленная ходьба — 3 км/ч, медленная езда на велосипеде и т.п.) | 90-200 | 80-180 | ||
Легкая физическая нагрузка (подвижные игры, зарядка, танцы и т.п.) | 4-6 | 25-45 | 30-45 | |
Средняя физическая нагрузка (интенсивный бег, спортивные игры и т. п.) | 7-9 | 10-30 | 25-45 | |
Большая физическая нагрузка (бег с околопредельной и предельной скоростью и т.п.) | 10 и более | 3-5 | 3-15 |
Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста
При решении вопроса о тренировке спортсменов 50 лет и старше нужно учитывать возможность склеротических изменений в кровеносных сосудах и, следовательно, опасность их разрыва, меньшую гибкость позвоночника, сниженную подвижность в суставах, большую хрупкость костей, снижающуюся с возрастом работоспособность и более быструю утомляемость, особенно при резких кратковременных силовых напряжениях. В соответствии с этим в тренировочных занятиях следует уменьшать объем общей физической нагрузки, ограничивать число упражнений на силу и скорость, сокращать длительность тренировок.
Нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста строится на тех же гигиенических принципах, что и для школьников.
Учитывая возрастные особенности лиц данных возрастных групп, наличие у них различных хронических заболеваний, для обеспечения оздоровительного и тренирующего эффекта для них необходимы следующие ориентировочные объемы и интенсивность физических упражнений. Тренировка аэробной системы достигается оптимальной нагрузкой, интенсивность которой оценивается по ЧСС после ее прекращения. При этом можно пользоваться следующей формулой определения гигиенически оптимальной ЧСС: 170 минус возраст занимающегося (лет). Такая нагрузка должна выполняться не менее 3 мин, а лучше 10-20 мин.
Так, если пробегать два раза по 5 мин с интервалом отдыха 10 мин или один раз в течение 10 мин с одинаковой интенсивностью, то тренировочный эффект будет ниже в первом варианте, еще ниже по формуле 3 + 3 + 4 и очень низким по формуле 2 х 5 (и интервалом 5 мин и более после каждого повторения).
При тренировке силовой выносливости в зрелом и пожилом возрасте эффективны упражнения на уровне, близком к повторному максимуму при их серийном выполнении, с короткими интервалами между сериями. Например, для развития силовых качеств мышц брюшного пресса выполняется подъем корпуса в положении сидя с фиксированными ногами. Повторный максимум (ПМ) упражнения — 10 раз, т.е. занимающийся может повторять это упражнение до отказа 10 раз. В соответствии с указанным требованием это упражнение выполняется по вариантам 1,0 ПМ+0,9; ПМ+0,8. ПМ при интервалах между сериями 30 с. В каждой серии упражнения выполняются до отказа, всего 26-28 повторений. Если же это упражнение выполнять по 0,5 ПМ в серии (т. е. не до отказа), то при 26-28 повторениях (в шести сериях) тренировочный эффект будет значительно ниже. Чередование нагрузок позволяет избегать переутомления, так как нагрузка другой направленности может способствовать снижению утомления (за счет эффекта активного отдыха по И.М. Сеченову).
Таким образом, соблюдение указанных положений позволяет эффективно выполнять как первое гигиеническое требование к занятиям оздоровительными физическими упражнениями — достижение тренировочного эффекта, достаточного для выхода на уровень гигиенических нормативов по комплексу основных двигательных качеств, так и второе — профилактику переутомлений и перенапряжений.
Нормировать объем и интенсивность физических упражнений для лиц зрелого и пожилого возраста можно и по ЧСС и длительности отдельных частей занятия (табл. 59).
Таблица 59