Колхозный календарь. Июль.

Пришло время урожай снимать. Кажутся бесконечными, будто море, ржаные и пшеничные поля родных колхозов.

Колос высокий, крепкий, густой, много зерна хранит он в себе. На славу потрудились колхозники. Скоро золотым потоком потечёт это зерно в государственные и колхозные закрома...

На огороде поспели морковь, свёкла и другие овощи. Колхозники повезли их на станцию, поезда покатили в города — у всех горожан в эти дни вкусные свежие огурцы, красный борщ из свёклы, пироги с морковкой...

Колхозные ребята собирают в лесу грибы, спелую малину и чернику. А где лещина есть, там не выгнать ребятишек из неё в эти дни: собирают орехи, набивают полные карманы. (101)

(По В. Бианки)

Вопросы:

1. Что автор называет «золотым потоком»?

2. Какие овощи поспели на огороде?

3. Что ребята собирают в лесу?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ 7

Клен кудрявый.

Ранней весной на проталинах среди снега вдруг появляются зелёные всходы. Эти выносливые малыши не боятся снежного соседства. По виду они похожи на всходы огурцов.

Так начинает расти красивое и крепкое дерево клён. Клён — гордость наших лесов и парков!

Все мы знакомы с этим замечательным деревом. Осенью его листья, похожие на веера, окрашиваются в жёлтые или багряные цвета. И как красив осенний букет из его листьев!

Клён не только красив! У него твёрдая и крепкая древесина. Она легко обрабатывается, хорошо красится. Много красивых и прочных вещей можно смастерить из его древесины. А особенно славятся деревянные духовые инструменты из клёна (флейты, кларнеты, гобои). (101)

(По Б. Александрову)

Вопросы:

1. Как начинает расти клен?

2. Какие листья у клена осенью?

3. Что можно сделать из клена?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ 8

Урок осторожности.

Медведь — гроза всех лесных обитателей. Только человеку он не так уж страшен. Человека медведь сам боится и первый не нападает.

Бродит медведица с медвежатами, обнюхивает каждую кочку. Вдруг она насторожилась. Медвежата тоже приостановились. Не поймут, в чём дело. А медведица людей увидела.

Медвежата тоже людей заметили. Хотели бежать навстречу — они привыкли никого не бояться. Но медведица как рявкнет — ив кусты. Медвежата потрусили за ней. Так и увела медведица малышей от самого страшного врага — человека.

В другой раз зачуяла медведица свежий человеческий след, заворчала и бежать пустилась.

Теперь медвежата будут уходить прочь даже от запаха человека.

Так медвежата получили первый урок осторожности. (102)

(По Г. Скребицкому)

Вопросы:

1. Кем является медведь для лесных обитателей?

2. Каково поведение медведя по отношению к человеку?

3. Как действовала медведица при встрече с людьми?

4. Какой урок получили медвежата? В чём он заклю­чался?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ 9

Запасы на зиму.

Ах, сколько грибов на поляне! Сидя на задних лапках, белочка съедала только шляпку гриба, а ножку не трогала. Вот белочка насытилась. Но зачем она вырвала гриб вместе с ножкой и побежала к сосне? Она осторожно взбиралась с грибом на дерево. Белочка без устали рвала грибы, подвешивала их и опять спускалась на поляну. Грибы на ветках высохнут, их шляпки прилипнут, и ветер не сбросит их на землю.

Придёт зима. Забушует вьюга. Голодная белочка будет ждать, скоро ли перестанет ветер раскачивать её гнездо. Но стихнет вьюга, и белочка снимет лапками снежок со шляпки гриба, который она повесила на сосну. Спокойно усевшись на ветке, белочка начнёт грызть шляпку, а ножку бросит. Потом — в гнездо.

В гнезде уютно и тепло. А в лесу опять шумит вьюга. (111)

(По В. Брагину)

Вопросы:

1. Как готовит белочка запасы на зиму?

2. Почему не страшна суровая зима белочке?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ 10

Хвосты.

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, —для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красо­ты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит

— Ну, ладно! Лети ты. Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост взять. Я раз­решаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окно. (128)

(По В. Бианки)

Вопросы:

1. Для чего нужен был хвост Мухе?

2. Как муха надоедала человеку?

3. Чему обрадовалась муха?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наши рекомендации