Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи 1 страница
Русский язык
Тема. Звуки и буквы. Речь. Текст.
Цель.
♦ Повторить и обобщить знания о письменной и устной, речи, теме, построении и заглавии текста.
♦ Актуализировать знания о звукобуквенной системе русского языка
♦ Развивать устную и письменную речь учащихся
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Орфографическая разминка:
Хоть этот день в календаре
Не отмечен красным цветом,
Он самый первый в сентябре,
И в школу все идут с букетом.
Е. Павлова
1. О чем текст? Определить тему текста.
2. В какой форме записан текст?
3. Назвать звуки в слове календарь.
3.Чистописание:
календарь календарик календарный
1. Выделить корень.
2. Поставить в словах ударение, подчеркнуть безударные гласные в корне.
3. Составить и записать предложение со словом календарь.
4. Определить части речи.
Дополнительный материал:
Речевое общение всегда удивляло людей своей обыденностью. И в то же время своей таинственностью. Писатель Александр Куприн размышлял об этом так: «Вот скрипнула калитка... Сейчас войдет гость, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире, мы начнем разговаривать.
Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха... И его мысли станут моими».
4.Упр. 1—4. Комплексное повторение всех аспектов языка на материале предлагаемых упражнений. Обратить внимание на работу по развитию навыков правописания слов с разделительным ь знаком и сочетаний букв чу, щу, ча, ща, чк, чн.
5.Домашнее задание — упр. 5
6.Подведение итогов урока.
7.Рефлексия.
Тема. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие.
Цели:
♦ Повторить правописание гласных в корне слов
♦ Развивать умения соотносить звук и букву, классифицировать звуки.
♦ Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
С.ды ..сенние
Шумят, шумят.
Л..тит и круж..тся
Багровый их наря.. .
А. Пришелец
1.Объяснить правописание пропущенных орфограмм.
2. Найти слова на правописание безударных гласных, не проверяемых ударением.
3. Определить тему текста.
4. Из чего состоит текст?
5. Сколько предложений в тексте?
6. Что выражают предложения?
7. Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
8. В слове осенние назвать звуки.
4.Чистописание:
осень осенний
1. Поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.
2. Определить части речи.
3. Составить предложение: I в. — со словом осень: II в. — со
словом осенний.
Письмо под диктовку:
Грустно в осеннем лесу. Шелестит под ногами листва.
1.Определить в словах орфограммы.
2.К слову грустно подобрать слова-синонимы. (Печально, уныло, невесело.)
3.Выполнить звуко-буквенный анализ слова лесу.
5.Упр. 6—9. Необходимо повторить способы проверки написания слов с безударными гласными и парными согласными на материале несложных слов. На всех уроках русского языка необходимо найти место для звукобуквенного разбора, который является основой формирования орфографического навыка. Текст упр. 8 может служить поводом для беседы о добром отношении к животным
6.Домашнее задание — упр. 10.
7.Подведение итогов урока.
8.Рефлексия.
Тема. Однокоренные слова. Деление слов для переноса. Предложение слово
Цели:
♦ Повторить и обобщить знания о признаках предложения, развивать умение интонировать предложения и оформлять на письме.
♦ Закрепить умение правильно употреблять знаки препинания на конце предложений.
♦ Обобщить знания об однокоренных словах, о правилах переноса слов
♦ Развивать устную и письменную речь учащихся
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Осыпаются астры в с.дах,
стройный клен под ..кошком ж..лтеет,
и х..лодный туман на п..лях
целый день неподвижно б..леет.
И. Бунин
1.Вставить пропущенные буквы.
2.Определить тему текста.
3.На сколько предложений можно разбить текст?
4.О чем говорится в первом предложении? Во втором? В третьем?
5. Из чего состоит предложение?
6. Найти в тексте слова с корнями -сып-, -двиг- (-движ-).
Подобрать к этим словам однокоренные слова.
7. К слову желтеет подобрать однокоренные прилагательное
и существительное.
8. Подобрать синонимы к слову желтый.
9. Назвать звуки в слове холодный.
4.Чистописание:
холод холодный холодить
1. Определить части речи.
2. Выделить корень.
Холодные капли дождя упали на землю.
1. Подчеркнуть проверяемую гласную в корне.
2.Определить части речи.
3.Выполнить звуко-буквенный анализ слова землю.
Дополнительный материал:
1. В слове великая сила. Она может соединять людей, служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на труд.
Поэт Шефнер так писал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать. И предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь.
В мире звуков
Нас окружает мир звуков.
Где-то звенит звонок...
Капли дождя барабанят по стеклу...
Ветер шумит листвой...
Если сидишь тихо-тихо с закрытыми глазами,
то понимаешь все, что происходит вокруг.
Е. Леонович
5.Упр. 11 — 14. Правила переноса слов изучаются исключительно в начальной школе, поэтому следует обратить внимание на формирование этого навыка. Упр. 13 содержит информацию по культуре речевого поведения. Этот текст можно использовать для устного пересказа. Словарные слова: лягушка, природа
6.Домашнее задание — упр. 15.
7.Подведение итогов урока.
8.Рефлексия
Тема. Тема. Основная мысль текста
Цели.
♦ Научить детей формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, находить опорные слова
♦Формировать умение восстанавливать деформированный текст.
♦ Развивать устную и письменную речь учащихся
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Уж небо ос.нью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
К.роче становился день.
Л..сов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А. Пушкин
1.Доказать, что это текст.
2.На сколько предложений можно разбить данный текст?
3.Прочитать каждое предложение и назвать его главные члены.
4.Объяснить написание пропущенных орфограмм.
5.Подобрать синонимы к слову блистать.
6.Подобрать однокоренные слова к слову печальный. Назвать
в этом слове все звуки.
4.Чистописание:
печаль печальный печалиться
Выделить корень в словах.
В осенние ненастные дни печально сбрасывают свою листву деревья.
1.Подобрать синонимы к слову ненастные. (Пасмурный, хмурый, непогожий.)
2.Определить в словах орфограммы.
4.Сообщение темы урока.
5.Наблюдение над текстом, сравнительный анализ небольшого текста и группы предложений, не связанных по смыслу (упр. 16).
Учащиеся делают вывод: в тексте предложения связаны между собой по смыслу, объединены темой. Тема — это то, о чем говорится в тексте.
Дети подбирают заглавие к тексту и вспоминают о том, что заглавие указывает на тему текста.
Физкультминутка
6.Восстановление деформированного текста.
Серии сюжетных картинок в упр. 17 и 19 представляют собой иллюстрацию плана к текстам упражнений.
Упр. 17 содержит текст, в котором нарушен порядок предложений. Сначала читаются все предложения, причем желательно, чтобы читал их учитель или хорошо подготовленный ученик. Важно, чтобы все дети убедились в дефектности текста, установили, в чем именно заключается нарушение, и решили, как его можно устранить. Затем среди предложений находится то, которое могло бы стать первым в тексте, и записывается в тетрадь. Таким образом все предложения располагаются в определенном порядке, чтобы они последовательно раскрывали тему текста.
7.Упр. 18 содержит задание по развитию синтаксического строя речи, показывает значение порядка предложений в тексте и учит определять границы предложений.
8.На материале упр. 19 осуществляется обучение построению текста-повествования
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Учащиеся рассматривают картинки (в виде комиксов). Пользуясь ими как планом, дети сначала составляют устный рассказ, озаглавливают его. Можно предложить ребятам использовать приведенные в учебнике начала предложений, однако не стоит на этом настаивать. Чтобы избежать повторов, стоит дать имя главному персонажу рассказа и кличку его собаке.
Перед тем как приступить к написанию, следует выслушать устный рассказ всех желающих. Учитель следит за тем, чтобы дети не повторяли в точности один и тот же текст. Словарные слова газета, киоскзаписываются на доске. После этого можно приступать к написанию рассказа.
9.Домашнее задание — упр. 20
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Тема. Заглавие
Цели:
♦ Учить подбирать заглавие к текстам, показать значение заглавия для восприятия текста.
♦ Развивать устную и письменную речь учащихся
♦ Воспитывать культуру речевого общения, учить употреблять слова, выражающие просьбу, извинение
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Уж небо ос.нью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
К.роче становился день.
Л..сов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А. Пушкин
7.Доказать, что это текст.
8.На сколько предложений можно разбить данный текст?
9.Прочитать каждое предложение и назвать его главные члены.
10.Объяснить написание пропущенных орфограмм.
11.Подобрать синонимы к слову блистат,ь.
12.Подобрать однокоренные слова к слову печальный. Назвать в этом слове все звуки.
4.Чистописание:
печаль печальный печалиться
Выделить корень в словах.
В осенние ненастные дни печально сбрасывают свою листву деревья.
1. Подобрать синонимы к слову ненастные. (Пасмурный, хмурый, непогожий.)
2.Определить в словах орфограммы.
5.Второклассникам известно, что текст обычно имеет заглавие.
Заглавие — краткое обобщенное обозначение темы высказывания.
Текст упр. 21 содержит вопрос, ответ на который может быть ключом к построению урока
Упр. 21 содержит текст-диалог, анализируя который дети сами приходят к выводу о значении заглавия. В газете, например, заглавие кратко раскрывает содержание всей статьи. На этот урок уместно принести газету (желательно детскую или молодежную) и показать, как заголовки помогают быстро определить содержание статей.
Физкультминутка
6.Устное рассуждение о роли заглавия (упр. 22 ).
7.Учащиеся рассматривают картинку «В библиотеке» (упр.23), отвечают на вопросы учителя, размышляют, зачем книжке нужно заглавие. Можно предложить ребятам разыграть диалог библиотекаря с учащимися, следить при этом за культурой речи, использованием вежливых выражений.
Целесообразно обратить внимание детей на термины «заглавие», «название». Говоря о кинофильме или спектакле, правильно употреблять слово название,а не заглавие.Имея в виду словесные произведения, можно употреблять слова и заглавие,и название(название книги, заглавие книги).
Диалоги, составленные детьми по картинке к упр. 23, следует разыграть по ролям. Уместно провести беседу о пользе чтения. Словарные слова: посуда, футбол
8.Домашнее задание — упр. 24..
9.Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Тема. План текста
Цели:
♦ Формировать умение составлять план текста, пересказывать текст по плану
♦ Развивать речь и творческие способности учащихся
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Загадка: В метро на мрамор и гранит
Лож..тся мя..кий свет.
Сама тут лестница б..ж..т —
И все к..нца ей нет.
1. О какой лестнице говорится в загадке?
2. Как называют такую лестницу?
3.Вставить пропущенные орфограммы.
4.Подобрать однокоренное имя прилагательное к слову лестница.
5.Назвать все звуки в слове лестница. Почему это слово является словарным?
4.Чистописание:
лестница лестничный лестничная
1. Выделить корень.
2. Подчеркнуть непроизносимую согласную.
3. Составить предложение со словом лестница.
По крутой лестнице дети сбежали вниз.
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
5.Знакомство с назначением плана — кратко отражать содержание текста и помогать его воспроизведению.
Чтение стихотворения С. Бондаренко (упр. 25), списывание его с выполнением грамматического задания; знакомство с алгоритмом составления плана текста.
6.Знакомство с основными требованиями к плану — отражать содержание текста в необходимой последовательности.
7. Распространение данного плана-алгоритма действий, т.е. последовательности изложения событий в тексте
Учащиеся читают текст «Как помыть чашки?» (упр. 26), находят в нем ту часть, которая содержит изложение последовательности необходимых действий, и сопоставляют ее с предложенным планом. Обращается внимание на то, что Тина не знала, что нужно сделать, чтобы чашки стали чистыми, а в плане предложения строятся в форме советов. Затем дети дополняют предложения каждого пункта плана, записывают его.
Физкультминутка
8.Упр. 27.Обратить внимание детей на необходимость избегать повторения одного и того же слова.
9.Учащиеся читают текст В. Бианки «Музыкант» (упр. 28), знакомятся с предложенным планом и убеждаются, что он не соответствует тексту. Нужно изменить план так, чтобы он подошел к рассказу. В предложенном тексте деление на абзацы совпадает с пунктами плана, поэтому можно читать текст по абзацам и подбирать последовательно соответствующий ему пункт плана. В зависимости от степени подготовленности класса эта работа выполняется самостоятельно или коллективно. Результаты обсуждаются, записывается правильный план.
10.Домашнее задание — упр. 29 Составление плана действий. В упр. предлагается составить план-инструкцию о том, как нужно чистить обувь. Считаем, что такие упражнения очень важны, потому что они не только развивают речевые умения детей, формируют умение логически строить высказывание, но и учат ребят выполнять действия последовательно, аккуратно, доводить дело до конца.
11.Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Тема. Деление текста на абзацы. Начало, основная часть, концовка текста
Цели.
♦ Расширить представления учащихся о структуре текста.
♦ Учить находить в тексте композиционные части
♦ Показать роль абзаца в текстах
♦ Учить делить текст на абзацы
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Чтобы меньше было пыли,
Больше тени в жаркий день.
Мы березки посадили
У окрестных деревень.
Нам народ спасибо скажет,
По дороге проходя.
Летом путник в тень приляжет,
В дождь спасется от дождя.
По З. Александровой
1. Найти слова на правописание:
— безударных гласных, проверяемых ударением;
— безударных гласных, не проверяемых ударением;
— парных звонких и глухих согласных.
2.Объяснить значение слова окрестных.
3.Что можно сказать о количестве букв и звуков в этом слове?
Почему больше букв?
4.В каких еще словах букв больше, чем звуков?
5.Сколько предложений в тексте?
6.Для чего ребята посадили деревца?
7.Назвать звуки в слове березки.
4.Чистописание:
березка березовый березняк березонька
Выделить корень, подчеркнуть безударную гласную в корне.
Быстро оголились вершины берез.
1. Определить в словах орфограммы.
2. Определить части речи.
3. Подобрать синонимы и антонимы к слову быстро.
5.Объяснение нового материала
На материале упр. 30 ученики знакомятся с понятием "абзац", историей возникновения красной строки.
Текст "Красная строка" учитель читает вслух, затем дети читают его молча и пересказывают по абзацам. Желательно, чтобы школьники сами сделали вывод о том, что абзац — это смысловая часть текста, что текст делится на абзацы, чтобы его было легче читать. Важно, чтобы учащиеся поняли, для чего нужны абзацы, и в собственных письменных высказываниях каждую мысль начинали с новой строки.
Физкультминутка
6.Перед тем как разбить текст на абзацы (упр. 31), его необходимо прочитать вслух, чтобы дети осмысли ли содержание. Учитель задает вопросы: на какую тему
этот текст? В каком предложении заключается его основная мысль? Как можно озаглавить текст? В какой части сообщается, о чем будет идти речь в тексте?
В какой содержится вывод? Когда становится понятно, что автор сказал все, что хотел? Только после этого учащимся предлагается разделить текст на четыре
смысловые части. Первый и последний абзацы (первое и два последних предложения) школьники записывают в тетради.
7. Работа с деформированным текстом.
Учащиеся уже имеют представление о том, как строится текст, что в нем есть начало, средняя часть и концовка.
В предложенном тексте (упр. 32) переставлены местами начало и основная часть. Целесообразно акцентировать внимание школьников на композиционном дефекте текста: какой абзац должен выполнять роль начала текста? Какой является его средней частью? Концовкой?
8.Домашнее задание: упр. 33.
9.Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Тема. Типы текстов
Цели
♦ Ознакомить учащихся с типами текстов: повествованием и описанием
♦ Учить дифференцировать тексты повествования и описания.
♦ Обобщить знания по разделу «Текст»
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
То бере..ка, то рябина,
куст ракиты над рекой.
Край р..дной,
навек любимый,
где найдешь еще такой!
Я. Пришелец
1. Определить тему.
2. Как называется наш родной край?
3. Объяснить написание пропущенных орфограмм.
4. Назвать звуки в слове рябина.
4. Чистописание:
рябина рябит рябиновый
1. Выделить корень в однокоренных словах. Подчеркнуть безударные гласные.
2. Определить части речи.
Рябит от рябины в глазах у ребят.
1. Обозначить части речи над словами.
2. Объяснить смысл предложения.
Дополнительный материал:
1. Почему рябину так назвали?
Вспомни известную сказку про курочку Рябу. Ее назвали так за пестрое оперение. Раньше прилагательное рябой обозначало пестрый.
Весной в прозрачных зонтиках рябины переплетаются светло-зеленые и белые цветы, а сквозь цветы просвечивают небо, воздух, листочки. Если посмотреть на рябину, то в глазах пестрые, или, как говорили наши предки, рябые, пятна.
2. Рябина — примета родного края. По цветению рябины предсказывают урожай. Хорошо цветет рябина — к богатому урожаю льна и овса.
Вошла рябина и в народную образную речь. Рябиновая ночь — значит душная ночь с зарницами. В русской песне поется о тонкой кудрявой рябине.
5.Объяснение нового материала
Наблюдение за текстами разных типов (упр. 34).
Дети устанавливают, что текст 1 и текст 2 на одну и ту же тему — в них рассказывается о бруснике. К первому тексту можно поставить вопрос: как это было? В нем рассказывается (повествуется) о том, как мальчики нашли под снегом бруснику. Во втором тексте описываются брусника, ее листики, цветы, ягоды. К нему можно поставить вопрос: какая брусника?
6.Знакомство с информацией о типах текстов (с. 27)
7.Далее ребята читают предложенные начала двух текстов (упр. 35) и устно составляют их продолжения. Первое предложение одно и то же, но второе уже нацеливает на создание текста определенного типа. В первом случае учащиеся строят текст-повествование, во втором —описание. Дети убеждаются в том, что когда мы о чем-то рассказываем, то передаем последовательность событий, а когда описываем предмет, создаем представление о чем-либо, называем признаки и характерные черты.
Письменное задание: составить и записать небольшой текст-повествование о том, как ребята построили в лесу шалаш.
Физкультминутка
8.Разгадывание загадок, анализ их текстов (упр. 36).
Дети убеждаются в том, что именно описание помогает разгадать загадку. Можно предложить учащимся вспомнить загадки, которые содержат описание предметов, и записать их, подчеркнуть прилагательные — слова, которые помогают нам описать предмет.
9.Рассмотрев рисунок к тексту-повествованию "Первый снег" (упр. 37), дети догадываются, что Афанасий — это кличка кота, потому что только у него нет на голове шапки.
10.Обобщение изученного по разделу "Текст" осуществляется по вопросам, данным в упр. 38. В этом разделе учебника ни одна формулировка не нуждается в заучивании наизусть, поэтому очень важно поощрять самостоятельные выводы и рассуждения детей.
11.Домашнее задание: упр. 39. Целесообразно текст прочитать в классе и ответить на вопрос к нему.
12.Подведение итогов урока.
Словарный диктант: природа, лягушка, картина, красивый, футбол, посуда
13.Рефлексия
Тема. Предложение и слово.
Цели:
♦ Актуализировать знания детей о предложении.
♦ Учить делить сплошной текст на предложения, правильно оформлять их в устной и письменной речи
♦ Развивать умение интонировать предложения
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Минутка чистописания
4.Объяснение нового материала
Урок можно начинается с упр. 40, которое направлено на закрепление умения учащихся отличать предложение от сочетания слов. После прочтения предложения и его списывания дети отвечают на вопросы: о чем говорится в предложении? Что сделал будильник? Где зазвонил будильник? Когда он это сделал? Чей будильник зазвонил на столе? Затем третьеклассники наблюдают, как изменяется порядок слов в предложении в зависимости от вопроса. Сравнивая предложение со словосочетаниями, учащиеся делают вывод, что только в предложении есть
законченная мысль. Можно также предложить школьникам подумать о происхождении слова будильник,подобрать к нему однокоренные слова.
5.Работая над упр. 41, учащиеся приходят к выводу: предложение может состоять из одного, двух и более слов.
Физкультминутка
6.Упр. 42 предполагает разбивку сплошного текста на предложения. Методика этой работы уже известна детям.
После прочтения записи молча им предлагается тонкими карандашными линиями очертить границы предложений. Затем школьники выразительно читают текст, соблюдая интонацию предложений и паузы между ними.
7.Упр. 43 содержит предложения, в конце которых стоят вопросительный, восклицательный знаки и точка. Очень важно, чтобы при чтении учащиеся правильно интонировали предложения с различными знаками на конце.
8. После того как будет прочитано стихотворение К. Чуковского (упр. 44), учитель может задать детям вопросы: серьезный этот текст или шуточный? Что именно вызывает улыбку?
9. Домашнее задание: упр. 45. Стихотворение написано в форме диалога, поэтому ребятам нужно напомнить, как оформляется диалогический текст. После выразительного прочтения стихотворения в классе обсуждается, какие знаки нужно поставить в конце каждого предложения.
10.Подведение итогов урока.
Словарные слова: коридор
11.Рефлексия
Тема:"Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения".
Цель:
♦ Учить распознавать виды предложений по цели высказывания и строить предложения согласно задуманной цели;
♦ Формировать умения создавать предложения разных типов, различать на слух интонацию предложений;
♦ Развивать умение интонировать предложения.